Книжный уголок в детском саду
Основные требования к оформлению книжных уголков:
- Рациональное размещение в группе.
- Соответствие возрасту, индивидуальным
особенностям детей группы.
- Соответствие интересам детей.
- Постоянная сменяемость.
- Эстетическое оформление.
- Востребованность.
I Младшая группа
Оснащение уголка
Воспитательно-образовательная
В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:
работа с детьми
- Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
- Книги с динамичными элементами
- Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
- Книжки-панорамы ( с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
- Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
- Книжки-раскладушки
- Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,
- Его устройством и назначением,
- Приучает рассматривать книги (картинки) только в Книжном уголке
Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения
Сообщает правила, которые нужно соблюдать:
- брать книги только чистыми руками,
- перелистывать осторожно,
- не рвать, не мять, не использовать для игр.
- после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.
Книжный уголок в I младшей группе
2 Младшая группа
Оснащение уголка
Воспитательно-образовательная
В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.
работа с детьми
- Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
- Книги с обычной листовой структурой;
- Эстампы на темы русских народных сказок.
- Воспитатель закрепляет знания об устройстве и назначении книжного уголка;
- Учит самостоятельно и аккуратно рассматривать книги.
- Во второй младшей группе работа продолжается с учетом усложнения задач, поставленных программой ДОУ.
- В книжном уголке помещаем знакомые литературные произведения, и каждый ребенок может подойти, посмотреть полюбившуюся сказку, поговорить о ней со своим сверстником
Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.
Книжный уголок в 2 младшей группе
«Произведения С. Михалкова»
Тематические выставки
Книги о животных
Книги о космосе
Главной задачей педагогов является
привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т. е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя».
Педагогические принципы:
- литература должна отвечать задачам воспитания (умственного, эстетического, нравственного) детей, иначе она теряет свою педагогическую ценность.
- необходимо учитывать возрастные особенности детей. Возрастная специфика должна выражаться в учете особенностей психики ребенка, в конкретности мышления, впечатлительности, ранимости;
- книга должна быть занимательной. Занимательность определяется не темой, не новизной материала, а открытием нового в знакомом и знакомого в новом;
- в книге должна быть четко выражена позиция автора.
- книги должны отличаться композиционной облегченностью, т. е. иметь одну сюжетную линию. Художественный образ или система образов должны раскрывать одну мысль, все действия героев должны быть подчинены передаче этой мысли.
Принципы отбора дают возможность определить круг детского чтения, в который входят:
- произведения фольклора (песенки, потешки, пословицы, поговорки, небылицы, перевертыши, сказки);
- произведения русской и зарубежной классики (А.С.Пушкина, К.Д.Ушинского, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро и др.);
- произведения современной отечественной литературы (В.В.Маяковского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, М.М.Пришвина, Е.И.Чарушина, В.В.Бианки, Е.Благининой, З.Александровой и др.).
- произведения разных жанров (рассказы, повести, поэмы, сказки в прозе и стихах, лирические и шуточные стихи, загадки), разной тематики (детская жизнь: игры, забавы, игрушки, шалости; события общественной жизни, труд людей; картины природы, экологические проблемы);
- произведения народов других стран.
Не само по себе чтение влияет,
а переживание ребенка в процессе
чтения влияет на его развитие.
Л. Выготский
Художественная литература открывает ребенку главную тайну жизни – он не одинок в этом мире: то, что заботит его, заботило его предков, заботит его современников, будет заботить его детей и внуков.
А.И. Княжицкий
Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело,
им решается участь человека.
Белинский В. Г.
Спасибо за внимание
Использованные материалы:
- Афанасьева, Л. И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 36.
- Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34.
- Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению // Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56.
- Гриценко, 3. Ребенок и книга// Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 49-52.
- Детское чтение. - М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с.
- Материал с сайта: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/proekt-ugolok-knigi-v-detskom-sadu