СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Музыкальный портрет", ( МХК, 8 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ: анализировать многообразие связей музыки и изобразительного искусства; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Музыкальный портрет", ( МХК, 8 класс)»

Музыкальный портрет

Музыкальный

портрет

Ашиль-Клод Дебюсси  1862 - 1918 Французский композитор, музыкальный критик

Ашиль-Клод Дебюсси

1862 - 1918

Французский композитор, музыкальный критик

К. Дебюсси. «Паруса» В. Ван-Гог. Море в Сен-Мари

К. Дебюсси. «Паруса»

В. Ван-Гог. Море в Сен-Мари

«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений, но они полны также мыслей и образов».      Н. Римский-Корсаков

«Пусть настроения останутся главной сущностью музыкальных впечатлений,

но они полны также мыслей и образов».

Н. Римский-Корсаков

- Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить. - Как вы думаете, какое название темы урока ?
  • - Как вы думаете, ребята, а может ли музыка выразить характер человека, под силу ли ей это? На этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами ответить.
  • - Как вы думаете, какое название темы урока ?
- Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Наш взгляд, по образному определению Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим».
  • - Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств, а не только зрение. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне.
  • Наш взгляд, по образному определению Александра Ивановича Герцена, становится «слушающим».
М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов». И. Репин. Протодьякон

М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов».

И. Репин. Протодьякон

(Перед нами портрет протодьякона - это духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица, которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос, может, даже бас.)
  • (Перед нами портрет протодьякона - это духовный чин в православной церкви. Мы видим пожилого человека, с длинной седой бородой, грузного, у него сердитое выражение лица, которое придают ему изогнутые брови. У него крупный нос, большие руки - в общем-то, мрачноватый портрет. Наверное, у него низкий голос, может, даже бас.)
когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!» Как вы думаете, что позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с персонажем оперы «Борис Годунов»? Наверное то, что каждому из произведений - и пушкинскому «Борису Годунову», и одноименной опере Мусоргского, и «Протодьякону» Репина присуща одна важная особенность - ярко и достоверно - словом, музыкой, изображением показывать характер человека.
  • когда эта картина появилась на выставке художников-передвижников, известный музыкальный критик В. Стасов увидел на ней персонаж из поэмы Пушкина «Борис Годунов» - Варлаама. Точно так же отреагировал и Модест Петрович Мусоргский, увидев «Протодьякона» он воскликнул: «Так ведь это же мой Варлаамище!»
  • Как вы думаете, что позволило этим двум глубоким и метким наблюдателям увидеть в портрете сходство с персонажем оперы «Борис Годунов»?
  • Наверное то, что каждому из произведений - и пушкинскому «Борису Годунову», и одноименной опере Мусоргского, и «Протодьякону» Репина присуща одна важная особенность - ярко и достоверно - словом, музыкой, изображением показывать характер человека.
1.Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов».
  • 1.Слушание: М. Мусоргский. Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов».

- Каким предстал перед вами Варлаам?  (Шумным, буйным, с необузданным нравом.)
  • - Каким предстал перед вами Варлаам?
  • (Шумным, буйным, с необузданным нравом.)
В. Серов. Девочка с персиками

В. Серов. Девочка с персиками

Франц Петер Шуберт  1797 - 1828 Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке  А вот он нарисовал совсем другой музыкальный портрет.

Франц Петер Шуберт

1797 - 1828

Австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке

А вот он нарисовал совсем другой музыкальный портрет.

Ф. Шуберт. «Маргарита за прялкой». Слова И. В. Гёте.  Лэслетт Джон Потт. За прялкой

Ф. Шуберт. «Маргарита за прялкой».

Слова И. В. Гёте.

Лэслетт Джон Потт. За прялкой

2.Слушание: Ф. Шуберт. «Маргарита за прялкой». Слова И. В. Гёте.
  • 2.Слушание: Ф. Шуберт. «Маргарита за прялкой». Слова И. В. Гёте.
Модест Петрович Мусоргский  1839 - 1881 Русский композитор, член «Могучей кучки»

Модест Петрович Мусоргский

1839 - 1881

Русский композитор, член «Могучей кучки»

М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки». Симфонический оркестр Фортепиано Н. Туровская. Гном

М. Мусоргский. «Гном» из цикла «Картинки с выставки».

Симфонический оркестр

Фортепиано

Н. Туровская. Гном

«Гном» из фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки» - музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с огромной художественной силой. Он написан под впечатлением картины В. Гартмана. Это не только «картинки, написанные музыкантом, но это маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений жизни, - сквозь звуки как бы просвечивает душа событий, душа вещей», - писал Б. Асафьев.
  • «Гном» из фортепианного цикла М. Мусоргского «Картинки с выставки» - музыкальный портрет маленького сказочного существа, выполненный с огромной художественной силой.
  • Он написан под впечатлением картины В. Гартмана. Это не только «картинки, написанные музыкантом, но это маленькие драмы, в которых раскрыта самая суть явлений жизни, - сквозь звуки как бы просвечивает душа событий, душа вещей»,
  • - писал Б. Асафьев.
V. Вопросы и задания: Почему некоторые музыкальные произведения обладают яркой портретностью? Какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты героя? Что общего между портретами «Протодьякона» И. Репина и Варлаама М. Мусоргского? Как музыка передаёт портрет Гнома в пьесе М. Мусоргского? О чём, по-вашему, больше говорит музыка – о внешнем облике Гнома или о его внутреннем мире?  
  • V. Вопросы и задания:
  • Почему некоторые музыкальные произведения обладают яркой портретностью?
  • Какие музыкальные жанры наиболее способны передать портретные черты героя?
  • Что общего между портретами «Протодьякона» И. Репина и Варлаама М. Мусоргского?
  • Как музыка передаёт портрет Гнома в пьесе М. Мусоргского? О чём, по-вашему, больше говорит музыка – о внешнем облике Гнома или о его внутреннем мире?
  •  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!