Работа учителя кабардинского языка и литературы МКОУ СОШ с.п.Второй Лескен Маремуковой В.М.
Самыми
многочисленными народами
в нашей республике,
Кабардино-Балкарии
являются:
- кабардинцы (57,2%)
- русские (22,5%)
Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни.
Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма.
Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.
Основными частями мужской одежды являлись бешмет и штаны.
Бешмет— одежда в виде кафтана с воротником - стойкой, доходящая, как правило, до колен.
Штаны состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин, между которыми вшивался ромбовидный клин.
Бешмет
Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета.
Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места.
Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.
Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет.
Черкеска
По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы.
Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия.
У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками.
Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения .
Газырницы
Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде.
Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.
Балкарцы носили папаху и летом.
Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые.
Папаха
Головной убор дополнялся башлыком.
Это суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора.
Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна.
Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.
Башлык
Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ.
Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище.
Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ.
Воротник бурки имел специальную застежку.
Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки.
Бурка
Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь.
Для этого горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело.
Поверх корсета надевали нижнюю рубашку.
Поверх рубашки обязательно надевалось платье.
Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.
Иначе шились только рукава платья.
Сначала рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью.
Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром.
Эскизы подвесок - лопастей
Платье украшалось орнаментальной вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов.
Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами.
Орнаменты и символы животных:
Орнаменты и символы небесных святил, природных явлений и божеств:
Орнаменты и символы птиц:
Орнаменты и символы крестов:
Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру.
Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник.
Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных.
Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.
Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.
Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообразную, округленную форму, иногда цилиндр сочетался с конусом.
Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток.
Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами.
На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток.
Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.
Старухи носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др. Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.
Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать.
»
Общее и особенное
в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев .
Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды.
Это бешмет, штаны, черкеска, башлык, бурка, папаха, сапоги или ноговицы.
Женский костюм кабардинок и балкарок в XVIII веке имел общие черты. Это платье, схожее по покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. У горянок к рукаву пришивались подвески – лопасти, а платье украшалось вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Терские казачки верхнюю одежду вышивкой не украшали.
- В старину золотым шитьем, ткаными галунами и тканой тесьмой были украшены все предметы, окружавшие адыга, - одежда, обувь, различные дамские сумочки и мужские кисеты, настенные украшения, предметы военного снаряжения – чехлы для ружей, колчаны для стрел, чехлы для пистолетов, седельные подушки.
- Старинные секреты мастерства, старинные узоры для вышивки, секреты техники плетения и ткачества передавались из поколения в поколение на протяжении столетий.
Изготовление тесьмы
- Модельер Мадина Саральп
- Модельер с удовлетворением отмечает, что период, когда девушки предпочитали стилизованные вещи, прошел — теперь заказчицы хотят полностью аутентичный наряд. В нем больше и смысла, и исторической ценности, считает Мадина.
- — В регионе мы довольно популярны, — отмечает Саральп. — К нам приезжают заказывать свадебные платья из соседних республик, есть заказчики из Ставропольского края, из диаспор северокавказских народов Москвы и Санкт-Петербурга. Мы стараемся, чтобы платья для чеченских, ингушских, дагестанских невест были узнаваемы в плане национальных особенностей, нюансов, характерных элементов. Платье для невесты принца Иордании, наряды для Сати Казановой и еще сотен девушек — за свадебным образом многие едут в Нальчик, а после возвращаются за новым платьем — уже для своих дочерей
Выводы:
- Одежда кабардинцев и балкарцев была многофункциональна, выражала статус человека, подчеркивала красоту фигуры, что обеспечило ей всеобщее признание на Кавказе.
- Мужской костюм кабардинцев и балкарцев практически не имеет различий.
- Мужской костюм горцев включает одинаковые предметы одежды, что свидетельствует о взаимовлиянии и взаимопроникновении культур.
- Женское платье кабардинок и балкарок в XVIII веке – это распашное платье, схожее по покрою с черкеской, что также свидетельствует о родстве культур соседних народов.
- В начале XX века у кабардинок и балкарок появляются предметы одежды, заимствованные у казачек.
- Кабардинцы и балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду.
- Общие черты в национальных костюмах свидетельствуют об исторической и духовной связи народов, населяющих нашу республику.
- Высказанная нами в начале работы гипотеза о единстве первоосновы костюмов кабардинцев и балкарцев оказалась верной.