СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: "Национальная одежда кабардинцев и балкарцев".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация рассказывает о черкеске, национальном мужском костюме кабардинцев и балкарцев.

Позже эта одежда была принята другими народами Кавказа.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: "Национальная одежда кабардинцев и балкарцев".»

 Работа учителя кабардинского языка и литературы МКОУ СОШ с.п.Второй Лескен Маремуковой В.М.

Работа учителя кабардинского языка и литературы МКОУ СОШ с.п.Второй Лескен Маремуковой В.М.

Самыми многочисленными народами в нашей республике, Кабардино-Балкарии являются:  кабардинцы (57,2%)   русские (22,5%)   балкарцы (12,7%).

Самыми

многочисленными народами

в нашей республике,

Кабардино-Балкарии

являются:

  • кабардинцы (57,2%)
  • русские (22,5%)

  • балкарцы (12,7%).

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни.   Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма.   Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев - это одежда воина, наездника, приспособленная к условиям их жизни.

Для мужской одежды кабардинцев и балкарцев, между которой не было существенных различий, была характерна темная сдержанная цветовая гамма.

Одежда вполне соответствовала представлению горцев о красоте мужской фигуры, подчеркивала широкие плечи и тонкую талию, ее стройность и подтянутость, ловкость и силу.

Основными частями мужской одежды являлись бешмет и штаны.  Бешмет— одежда в виде кафтана с воротником - стойкой, доходящая, как правило, до колен.  Штаны состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин, между которыми вшивался ромбовидный клин.   Бешмет

Основными частями мужской одежды являлись бешмет и штаны.

Бешмет— одежда в виде кафтана с воротником - стойкой, доходящая, как правило, до колен.

Штаны состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин, между которыми вшивался ромбовидный клин.

Бешмет

Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета.  Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места.  Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.  Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет.  Черкеска

Полный костюм кабардинцев и балкарцев включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета.

Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места.

Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.

Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет.

Черкеска

По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы.  Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия.  У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками.  Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения . Газырницы

По обеим сторонам груди на черкеску нашивались газырницы.

Газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия.

У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками.

Впоследствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения .

Газырницы

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде.  Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.  Балкарцы носили папаху и летом.  Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые.   Папаха

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде.

Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху.

Балкарцы носили папаху и летом.

Наиболее распространенным цветом папахи был черный, но встречались и белые, и серые.

Папаха

Головной убор дополнялся башлыком.  Это суконный  остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора.  Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна.  Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.  Башлык

Головной убор дополнялся башлыком.

Это суконный  остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора.

Башлык имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи, его изготавливали из белого, черного или коричневого домотканого сукна.

Края башлыка обшивались тесемкой из простых, а иногда из серебряных или золотых ниток.

Башлык

Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ.  Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище.  Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ.  Воротник бурки имел специальную застежку.  Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки.  Бурка

Верхней одеждой являлась бурка – войлочный безрукавный плащ.

Бурка заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище.

Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ.

Воротник бурки имел специальную застежку.

Богатые и знатные люди иногда носили белые бурки.

Бурка

Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь.  Для этого горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело.  Поверх корсета надевали нижнюю рубашку.  Поверх рубашки обязательно надевалось платье.  Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.

Идеалом женской красоты считались тонкая талия и плоская грудь.

Для этого горянки с 10-12-летнего возраста носили сафьяновые корсеты с деревянными планками, надеваемыми на голое тело.

Поверх корсета надевали нижнюю рубашку.

Поверх рубашки обязательно надевалось платье.

Платье совпадало по покрою с черкеской – распашное до пола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса.

Иначе шились только рукава платья.  Сначала рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью.  Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром.  Эскизы подвесок - лопастей

Иначе шились только рукава платья.

Сначала рукав был разрезан почти до самого верха, спускался много ниже кисти руки и заканчивался округлой лопастью.

Позднее рукав делали узким, выше локтя и отдельно - нарукавную подвеску-лопасть, которая подвешивалась выше локтя. Лопасти расшивались золотом и серебром.

Эскизы подвесок - лопастей

 Платье украшалось орнаментальной вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов.  Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами. Орнаменты и символы животных: Орнаменты и символы небесных святил, природных явлений и божеств: Орнаменты и символы птиц: Орнаменты и символы крестов:

Платье украшалось орнаментальной вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов.

Все элементы орнамента имели определенное смысловое значение и были связаны с культовыми обрядами.

Орнаменты и символы животных:

Орнаменты и символы небесных святил, природных явлений и божеств:

Орнаменты и символы птиц:

Орнаменты и символы крестов:

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру.  Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник.  Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных.  Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.  Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру.

Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник.

Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных.

Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.

Пояс играл важную роль. Его надевали поверх платья, стягивая талию.

Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообразную, округленную форму, иногда цилиндр сочетался с конусом. Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток. Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами. На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток. Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.

Девушки носили высокую шапочку различных видов - цилиндрическую, конусообразную, округленную форму, иногда цилиндр сочетался с конусом.

Нижняя часть шапочки обтягивалась широким галуном из золотых и серебряных ниток.

Верхушка покрывалась сукном или бархатом и украшалась узкими галунами.

На самой верхушке имелось украшение в виде круглой или овальной шишечки - из серебра или серебряных ниток.

Нередко шишечка заменялась различными изображениями: птичкой, полумесяцем, цветочком.

Старухи носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др. Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.

Старухи носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др. Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.

Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать. »

Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать.

»

 Общее и особенное  в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев . Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды. Это бешмет, штаны, черкеска, башлык, бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

Общее и особенное

в национальных костюмах кабардинцев, балкарцев .

Мужской костюм горцев и терских казаков включает одинаковые предметы одежды.

Это бешмет, штаны, черкеска, башлык, бурка, папаха, сапоги или ноговицы.

Женский костюм кабардинок и балкарок в XVIII веке имел общие черты. Это платье, схожее по покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. У горянок к рукаву пришивались подвески – лопасти, а платье украшалось вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Терские казачки верхнюю одежду вышивкой не украшали.

Женский костюм кабардинок и балкарок в XVIII веке имел общие черты. Это платье, схожее по покрою с черкеской - распашное до подола, без воротника, с открытой грудью и застежкой у пояса. У горянок к рукаву пришивались подвески – лопасти, а платье украшалось вышивкой по бортам, подолу, низу рукавов. Терские казачки верхнюю одежду вышивкой не украшали.

В старину золотым шитьем, ткаными галунами и тканой тесьмой были украшены все предметы, окружавшие адыга, - одежда, обувь, различные дамские сумочки и мужские кисеты, настенные украшения, предметы военного снаряжения – чехлы для ружей, колчаны для стрел, чехлы для пистолетов, седельные подушки.  Старинные секреты мастерства, старинные узоры для вышивки, секреты техники плетения и ткачества передавались из поколения в поколение на протяжении столетий.
  • В старину золотым шитьем, ткаными галунами и тканой тесьмой были украшены все предметы, окружавшие адыга, - одежда, обувь, различные дамские сумочки и мужские кисеты, настенные украшения, предметы военного снаряжения – чехлы для ружей, колчаны для стрел, чехлы для пистолетов, седельные подушки.
  • Старинные секреты мастерства, старинные узоры для вышивки, секреты техники плетения и ткачества передавались из поколения в поколение на протяжении столетий.
Изготовление тесьмы

Изготовление тесьмы

Модельер Мадина Саральп Модельер с удовлетворением отмечает, что период, когда девушки предпочитали стилизованные вещи, прошел — теперь заказчицы хотят полностью аутентичный наряд. В нем больше и смысла, и исторической ценности, считает Мадина. —  В регионе мы довольно популярны, — отмечает Саральп. — К нам приезжают заказывать свадебные платья из соседних республик, есть заказчики из Ставропольского края, из диаспор северокавказских народов Москвы и Санкт-Петербурга. Мы стараемся, чтобы платья для чеченских, ингушских, дагестанских невест были узнаваемы в плане национальных особенностей, нюансов, характерных элементов.   Платье для невесты принца Иордании, наряды для Сати Казановой и еще сотен девушек — за свадебным образом многие едут в Нальчик, а после возвращаются за новым платьем — уже для своих дочерей
  • Модельер Мадина Саральп
  • Модельер с удовлетворением отмечает, что период, когда девушки предпочитали стилизованные вещи, прошел — теперь заказчицы хотят полностью аутентичный наряд. В нем больше и смысла, и исторической ценности, считает Мадина.
  • —  В регионе мы довольно популярны, — отмечает Саральп. — К нам приезжают заказывать свадебные платья из соседних республик, есть заказчики из Ставропольского края, из диаспор северокавказских народов Москвы и Санкт-Петербурга. Мы стараемся, чтобы платья для чеченских, ингушских, дагестанских невест были узнаваемы в плане национальных особенностей, нюансов, характерных элементов. Платье для невесты принца Иордании, наряды для Сати Казановой и еще сотен девушек — за свадебным образом многие едут в Нальчик, а после возвращаются за новым платьем — уже для своих дочерей
 Выводы:   Одежда кабардинцев и балкарцев была многофункциональна, выражала статус человека, подчеркивала красоту фигуры, что обеспечило ей всеобщее признание на Кавказе.  Мужской костюм кабардинцев и балкарцев практически не имеет различий.  Мужской костюм горцев включает одинаковые предметы одежды, что свидетельствует о взаимовлиянии и взаимопроникновении культур.  Женское платье кабардинок и балкарок в XVIII веке – это распашное платье, схожее по покрою с черкеской, что также свидетельствует о родстве культур соседних народов.  В начале XX века у кабардинок и балкарок появляются предметы одежды, заимствованные у казачек.  Кабардинцы и балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду.  Общие черты в национальных костюмах свидетельствуют об исторической и духовной связи народов, населяющих нашу республику.  Высказанная нами в начале работы гипотеза о единстве первоосновы костюмов кабардинцев и балкарцев оказалась верной.

Выводы:

  • Одежда кабардинцев и балкарцев была многофункциональна, выражала статус человека, подчеркивала красоту фигуры, что обеспечило ей всеобщее признание на Кавказе.
  • Мужской костюм кабардинцев и балкарцев практически не имеет различий.
  • Мужской костюм горцев включает одинаковые предметы одежды, что свидетельствует о взаимовлиянии и взаимопроникновении культур.
  • Женское платье кабардинок и балкарок в XVIII веке – это распашное платье, схожее по покрою с черкеской, что также свидетельствует о родстве культур соседних народов.
  • В начале XX века у кабардинок и балкарок появляются предметы одежды, заимствованные у казачек.
  • Кабардинцы и балкарцы не любили яркие цвета, пёструю одежду.
  • Общие черты в национальных костюмах свидетельствуют об исторической и духовной связи народов, населяющих нашу республику.
  • Высказанная нами в начале работы гипотеза о единстве первоосновы костюмов кабардинцев и балкарцев оказалась верной.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!