СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ" Выступлениее на ГМО учителей русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ" Выступлениее на ГМО учителей русского языка и литературы»

Несплошной текст  как средство формирования читательской грамотности Селиверстова В.В., учитель русского языка и литературы МАОУ СШ № 9 Выступление на ГМО

Несплошной текст как средство формирования читательской грамотности

Селиверстова В.В., учитель русского языка и литературы

МАОУ СШ № 9

Выступление на ГМО

ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ Неслучайно на всех этапах обучения 9 функциональная грамотность рассматривается и как предметный, и как метапредметный результат.  Всё возрастающее значение для российской системы образования имеют международные оценочные процедуры PISA, PIRLS, федеральные исследования ВПР и НИКО, в которых оценивается функциональная грамотность школьников. Результаты оценочных процедур позволяют определить степень достижения планируемых результатов обучения,выстроить индивидуальные образовательные траектории обучающихся и в конечном счёте достичь задач успешной социализации школьников.

ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ

  • Неслучайно на всех этапах обучения 9 функциональная грамотность рассматривается и как предметный, и как метапредметный результат.
  • Всё возрастающее значение для российской системы образования имеют международные оценочные процедуры PISA, PIRLS, федеральные исследования ВПР и НИКО, в которых оценивается функциональная грамотность школьников.
  • Результаты оценочных процедур позволяют определить степень достижения планируемых результатов обучения,выстроить индивидуальные образовательные траектории обучающихся и в конечном счёте достичь задач успешной социализации школьников.
К несплошным текстам относятся таблицы, графики, схемы, опорные конспекты, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты, иллюстрация с подписью в учебнике…. Умеем ли мы читать их? Умеем ли мы составлять их?  

К несплошным текстам относятся

  • таблицы, графики, схемы, опорные конспекты, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты, иллюстрация с подписью в учебнике….
  • Умеем ли мы читать их?
  • Умеем ли мы составлять их?  
Цель:      читать несплошные тексты (то есть извлекать и анализировать  информацию) – из графиков, таблиц, схем, диаграмм;     составлять несплошные тексты – в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;    для более глубокого понимания текста можно несплошные тексты преобразовывать в сплошные и наоборот

Цель:

  •      читать несплошные тексты (то есть извлекать и анализировать  информацию) – из графиков, таблиц, схем, диаграмм;
  •     составлять несплошные тексты – в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;
  •    для более глубокого понимания текста можно несплошные тексты преобразовывать в сплошные и наоборот
ПРИЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ В НЕСПЛОШНЫЕ.  ПРИЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ В СПЛОШНЫЕ.

ПРИЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

СПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ

В НЕСПЛОШНЫЕ.

ПРИЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ

В СПЛОШНЫЕ.

«НЕПОЛНЫЕ» ТАБЛИЦЫ ДАТЫ СОБЫТИЯ В Орле родился И. С. Тургенев 1852 Отдельным изданием выходят ″Записки охотника″ 1855 Выход в свет романа ²Дворянское гнездо² 1860 Публикация романа ²Отцы и дети² Публикация романа ²Дым² 1877 Начало публикации ²Стихотворений в прозе² Смерть И. С. Тургенева в Буживале, близ Парижа (похоронен на Волковом кладбище в Петербурге).

«НЕПОЛНЫЕ» ТАБЛИЦЫ

ДАТЫ

СОБЫТИЯ

В Орле родился И. С. Тургенев

1852

Отдельным изданием выходят ″Записки охотника″

1855

Выход в свет романа ²Дворянское гнездо²

1860

Публикация романа ²Отцы и дети²

Публикация романа ²Дым²

1877

Начало публикации ²Стихотворений в прозе²

Смерть И. С. Тургенева в Буживале, близ Парижа (похоронен на Волковом кладбище в Петербурге).

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА Интеллект-карта (mindmap) представляет собой графическое отображение процесса мышления, способ систематизации знаний с помощью схем. Данная технология представления информации в графическом виде имеет много названий – ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей, Mind-карта. Интеллект-карта позволяет создать схематическое изображение ключевых мыслей текста, основных пунктов выступления спикера или вашего плана действий. С их помощью удобно наводить порядок в информационном хаосе.

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА

  • Интеллект-карта (mindmap) представляет собой графическое отображение процесса мышления, способ систематизации знаний с помощью схем. Данная технология представления информации в графическом виде имеет много названий – ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей, Mind-карта.
  • Интеллект-карта позволяет создать схематическое изображение ключевых мыслей текста, основных пунктов выступления спикера или вашего плана действий. С их помощью удобно наводить порядок в информационном хаосе.
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ:   -Упрощают материал. Схематический текст короче и проще. -Экономится время восприятия информации. -Упорядочивают хаос мыслей. -Улучшают запоминание материала. В процессе составления карты улучшается запоминание материала. -При работе над проектами с помощью раскрашивания ветвей наглядно показываются зоны ответственности.

ПРЕИМУЩЕСТВА МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ:

-Упрощают материал. Схематический текст короче и проще.

-Экономится время восприятия информации.

-Упорядочивают хаос мыслей.

-Улучшают запоминание материала. В процессе составления карты улучшается запоминание материала.

-При работе над проектами с помощью раскрашивания ветвей наглядно показываются зоны ответственности.

ИНФОГРАФИКА Это один из способов визуализации информации, который широко используется в средствах массовой информации, включая Интернет, в рекламе, маркетинге и PR-технологиях. В последнее время инфографика стала занимать своё место и в области образования, так как разнообразные формы и приёмы   работы с ней позволяют решать целый ряд разновекторных задач. Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний Данный вид несплошного текста представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя как визуальные элементы, так и тексты, которые их поясняют

ИНФОГРАФИКА

  • Это один из способов визуализации информации, который широко используется в средствах массовой информации, включая Интернет, в рекламе, маркетинге и PR-технологиях. В последнее время инфографика стала занимать своё место и в области образования, так как разнообразные формы и приёмы   работы с ней позволяют решать целый ряд разновекторных задач.
  • Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний Данный вид несплошного текста представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя как визуальные элементы, так и тексты, которые их поясняют
Работа обучающихся с инфографикой развивает ряд умений: 1) поиск и извлечение информации (определение темы, узнавание или распознавание информации); 2) различение основной и второстепенной информации; 3) нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата; чтение графиков и диаграмм; 4) использование информации, содержащейся в тексте, для подтверждения точки зрения; 5) перенос информации/перекодирование информации (составление графиков, диаграмм, решение задач на основе прочитанного); 6) обобщение и интерпретация содержания текста; 7) вывод на основе анализа текста; 8) оценка информации, содержащейся в тексте, на основе собственных знаний и системы ценностей.

Работа обучающихся с инфографикой развивает ряд умений:

1) поиск и извлечение информации (определение темы, узнавание или распознавание информации);

2) различение основной и второстепенной информации;

3) нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата; чтение графиков и диаграмм;

4) использование информации, содержащейся в тексте, для подтверждения точки зрения;

5) перенос информации/перекодирование информации (составление графиков, диаграмм, решение задач на основе прочитанного);

6) обобщение и интерпретация содержания текста;

7) вывод на основе анализа текста;

8) оценка информации, содержащейся в тексте, на основе собственных знаний и системы ценностей.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ИНФОГРАФИКОЙ:   Принципы работы над инфографикой: - актуальность темы для обучающихся, востребованность, - простота и краткость представленной информации, - креативность, - образность, - точность, - организованность, эстетическая привлекательность Следует помнить о правилах её составления: 1) подумайте, какой может быть идея инфографики; 2) сформулируйте проблему, которая будет отражена в инфографике; 3) сформулируйте цель и задачи инфографики; 4) разбейте выбранную тему на разделы, части, пункты; 5) подберите образы, картинки, выберите цветовую палитру; 6) подберите текст, который будет сопровождать инфографику

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ИНФОГРАФИКОЙ:

Принципы работы над инфографикой:

- актуальность темы для обучающихся, востребованность,

- простота и краткость представленной информации,

- креативность,

- образность,

- точность,

- организованность,

  • эстетическая привлекательность

Следует помнить о правилах её составления:

1) подумайте, какой может быть идея инфографики;

2) сформулируйте проблему, которая будет отражена в инфографике;

3) сформулируйте цель и задачи инфографики;

4) разбейте выбранную тему на разделы, части, пункты;

5) подберите образы, картинки, выберите цветовую палитру;

6) подберите текст, который будет сопровождать инфографику

Вопрос 1 Во сколько закрывается библиотека Фокнера по средам? Вопрос 2 Какая библиотека открыта в 18.00 по пятницам? Библиотека Брансвика. B. Библиотека им. К. Тернбулла. C. Библиотека Кобурга. D. Библиотека Фокнера. E. Библиотека Гленроя.

Вопрос 1

Во сколько закрывается библиотека Фокнера по средам?

Вопрос 2

Какая библиотека открыта в 18.00 по пятницам?

  • Библиотека Брансвика.
  • B. Библиотека им.
  • К. Тернбулла.
  • C. Библиотека Кобурга.
  • D. Библиотека Фокнера.
  • E. Библиотека Гленроя.
Вопрос 1: ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК Используя данные чека, заполните гарантийный талон. Имя и адрес владельца уже записаны. (талон на следующем слайде)

Вопрос 1: ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК Используя данные чека, заполните гарантийный талон. Имя и адрес владельца уже записаны. (талон на следующем слайде)

Вопрос 1 Во сколько закрывается библиотека Фокнера по средам? (17.00.) Вопрос 2 Какая библиотека открыта в 18.00 по пятницам? Библиотека Брансвика. B. Библиотека им. К. Тернбулла. C. Библиотека Кобурга. D. Библиотека Фокнера. E. Библиотека Гленроя. (C. Библиотека Кобурга.)

Вопрос 1

Во сколько закрывается библиотека Фокнера по средам?

(17.00.)

Вопрос 2

Какая библиотека открыта в 18.00 по пятницам?

  • Библиотека Брансвика.
  • B. Библиотека им.
  • К. Тернбулла.
  • C. Библиотека Кобурга.
  • D. Библиотека Фокнера.
  • E. Библиотека Гленроя.

(C. Библиотека Кобурга.)

1.Оле 5 лет. Какие спектакли, в какие дни она может посетить? 2. Какой спектакль будет премьерным? 3. Где и в какое время можно купить билеты на спектакль?

1.Оле 5 лет. Какие спектакли, в какие дни она может посетить?

2. Какой спектакль будет премьерным?

3. Где и в какое время можно купить билеты на спектакль?

Вывод:  Педагогический эффект систематической работы с несплошными текстами заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.

Вывод:

Педагогический эффект систематической работы с несплошными текстами заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!