Несплошной текст как средство формирования читательской грамотности
Селиверстова В.В., учитель русского языка и литературы
МАОУ СШ № 9
Выступление на ГМО
ОЦЕНОЧНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
- Неслучайно на всех этапах обучения 9 функциональная грамотность рассматривается и как предметный, и как метапредметный результат.
- Всё возрастающее значение для российской системы образования имеют международные оценочные процедуры PISA, PIRLS, федеральные исследования ВПР и НИКО, в которых оценивается функциональная грамотность школьников.
- Результаты оценочных процедур позволяют определить степень достижения планируемых результатов обучения,выстроить индивидуальные образовательные траектории обучающихся и в конечном счёте достичь задач успешной социализации школьников.
К несплошным текстам относятся
- таблицы, графики, схемы, опорные конспекты, диаграммы, географические карты; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов, афиши, призывы, объявления, буклеты, иллюстрация с подписью в учебнике….
- Умеем ли мы читать их?
- Умеем ли мы составлять их?
Цель:
- читать несплошные тексты (то есть извлекать и анализировать информацию) – из графиков, таблиц, схем, диаграмм;
- составлять несплошные тексты – в виде графиков, таблиц, схем, диаграмм;
- для более глубокого понимания текста можно несплошные тексты преобразовывать в сплошные и наоборот
ПРИЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
СПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ
В НЕСПЛОШНЫЕ.
ПРИЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
НЕСПЛОШНЫХ ТЕКСТОВ
В СПЛОШНЫЕ.
«НЕПОЛНЫЕ» ТАБЛИЦЫ
ДАТЫ
СОБЫТИЯ
В Орле родился И. С. Тургенев
1852
Отдельным изданием выходят ″Записки охотника″
1855
Выход в свет романа ²Дворянское гнездо²
1860
Публикация романа ²Отцы и дети²
Публикация романа ²Дым²
1877
Начало публикации ²Стихотворений в прозе²
Смерть И. С. Тургенева в Буживале, близ Парижа (похоронен на Волковом кладбище в Петербурге).
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА
- Интеллект-карта (mindmap) представляет собой графическое отображение процесса мышления, способ систематизации знаний с помощью схем. Данная технология представления информации в графическом виде имеет много названий – ментальная карта, карта мыслей, диаграмма связей, Mind-карта.
- Интеллект-карта позволяет создать схематическое изображение ключевых мыслей текста, основных пунктов выступления спикера или вашего плана действий. С их помощью удобно наводить порядок в информационном хаосе.
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕНТАЛЬНЫХ КАРТ:
-Упрощают материал. Схематический текст короче и проще.
-Экономится время восприятия информации.
-Упорядочивают хаос мыслей.
-Улучшают запоминание материала. В процессе составления карты улучшается запоминание материала.
-При работе над проектами с помощью раскрашивания ветвей наглядно показываются зоны ответственности.
ИНФОГРАФИКА
- Это один из способов визуализации информации, который широко используется в средствах массовой информации, включая Интернет, в рекламе, маркетинге и PR-технологиях. В последнее время инфографика стала занимать своё место и в области образования, так как разнообразные формы и приёмы работы с ней позволяют решать целый ряд разновекторных задач.
- Инфографика – это область коммуникативного дизайна, в основе которой лежит графическое представление информации, связей, числовых данных и знаний Данный вид несплошного текста представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающую в себя как визуальные элементы, так и тексты, которые их поясняют
Работа обучающихся с инфографикой развивает ряд умений:
1) поиск и извлечение информации (определение темы, узнавание или распознавание информации);
2) различение основной и второстепенной информации;
3) нахождение информации, неявно выраженной в несплошном тексте смешанного формата; чтение графиков и диаграмм;
4) использование информации, содержащейся в тексте, для подтверждения точки зрения;
5) перенос информации/перекодирование информации (составление графиков, диаграмм, решение задач на основе прочитанного);
6) обобщение и интерпретация содержания текста;
7) вывод на основе анализа текста;
8) оценка информации, содержащейся в тексте, на основе собственных знаний и системы ценностей.
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД ИНФОГРАФИКОЙ:
Принципы работы над инфографикой:
- актуальность темы для обучающихся, востребованность,
- простота и краткость представленной информации,
- креативность,
- образность,
- точность,
- организованность,
- эстетическая привлекательность
Следует помнить о правилах её составления:
1) подумайте, какой может быть идея инфографики;
2) сформулируйте проблему, которая будет отражена в инфографике;
3) сформулируйте цель и задачи инфографики;
4) разбейте выбранную тему на разделы, части, пункты;
5) подберите образы, картинки, выберите цветовую палитру;
6) подберите текст, который будет сопровождать инфографику
Вопрос 1
Во сколько закрывается библиотека Фокнера по средам?
Вопрос 2
Какая библиотека открыта в 18.00 по пятницам?
- Библиотека Брансвика.
- B. Библиотека им.
- К. Тернбулла.
- C. Библиотека Кобурга.
- D. Библиотека Фокнера.
- E. Библиотека Гленроя.
Вопрос 1: ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК Используя данные чека, заполните гарантийный талон. Имя и адрес владельца уже записаны. (талон на следующем слайде)
Вопрос 1
Во сколько закрывается библиотека Фокнера по средам?
(17.00.)
Вопрос 2
Какая библиотека открыта в 18.00 по пятницам?
- Библиотека Брансвика.
- B. Библиотека им.
- К. Тернбулла.
- C. Библиотека Кобурга.
- D. Библиотека Фокнера.
- E. Библиотека Гленроя.
(C. Библиотека Кобурга.)
1.Оле 5 лет. Какие спектакли, в какие дни она может посетить?
2. Какой спектакль будет премьерным?
3. Где и в какое время можно купить билеты на спектакль?
Вывод:
Педагогический эффект систематической работы с несплошными текстами заключается в том, что она способствует не только формированию читательской грамотности, но и устойчивому развитию у школьников универсальных учебных действий на уровне метапредметности.