Нормативно-правовые основы деятельности ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
Головкова Елена Анатольевна
Заместитель директора по УВР, учитель истории 1 кв. категории
Государственная политика в области образования
- Стратегическая цель современной государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.
- Целевые ориентиры развития образования :
- расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях, создание и нормативное закрепление системы «инклюзивного» обучения.
- институциональное обеспечение во всех муниципальных образованиях поддержки семейного воспитания детей
Нормативно-правовые документы:
- Указ Президента РФ от 21.08.2012 N1201 (ред. от 20.12.2016) «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов» (вместе с «Положением о Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов»)
-Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N544H (ред. от 05.08.2016) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N30550)
-Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N1297 (ред. от 21.07.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы»
-Постановление Правительства РФ от 24.01.2017 N68 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Доступная среда» на 2011- 2020 годы».
-«Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015)
-Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»,
Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 09.09.2019 № Р-93 « Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
-Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.04.2016. № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением»), ч.II
-Концепция развития инклюзивного образования в Новосибирской области на 2016-2020 годы (утв. Распоряжением Правительства НСО от 19.04.2016 № 103-рп).
-Концепция развития психологической службы в системе образования Новосибирской области на период до 2025 года (утв. Распоряжением Правительства НСО от 26.09.2017 № 379-рп).
Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»
1. Ключевые принципы:
- защита прав каждого ребенка;
- максимальная реализация потенциала и сбережение
здоровья каждого ребенка;
- особое внимание уязвимым категориям детей и их полная интеграция в общество.
2 . Основные меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ОВЗ:
- законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней,
- гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
- нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное
образование.
Федеральный закон от 29.12.2012 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации »
Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа
к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия
особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей.
Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в
физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий.
Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Ст. 5 «Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в РФ(п. 5)
В целях реализации права каждого человека
на образование федеральными государственными
органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:
- создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ , для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ
Ст. 79 Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
- Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированными образовательными программами , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.
- Общее образование обучающихся с ОВЗ реализуется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются Основные нормативные акты РФ в области образования специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
- Согласно п. 4 ст. 79 образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Внимание: специалисты ППк должны работать с детьми с ОВЗ, а также с детьми без ОВЗ, но которые испытывают трудности в освоении образовательных программ или нуждаются в особом режиме обучения по медицинскому заключению.
Зачем создавать консилиум ???
Психолого-педагогический консилиум (ППк ) необходим, чтобы создать специальные условия для детей, которые в них нуждаются . Это требование установило Минпросвещения в распоряжения от 09.09.2019 № Р-93,на основании части 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ
Специальные условия для детей с ОВЗ .
Перечень специальных условий устанавливает психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) на основании письма Минобразования от 27.03.2000 № 27/901-6
Она выдает заключение, в котором рекомендует ребенку специалистов сопровождения, образовательную программу, форму и условия обучения. Если родители принесли заключение ПМПК в школу, школа обязана выполнить все рекомендации, которые там указаны.
ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКИЙ КОНСИЛИУМ (ППк)
ППк «общие рекомендации (которые описывает ПМПк) по созданию специальных условий обучения » переводит в конкретную практику школы, с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения
Задачи ППК
Консультирует, как оказывать детям психолого-педагогическую помощь, создавать специ-
альные условия получения образования ;
Выявляет трудности в освоении образовательных программ, особенности в развитии, социальной адаптации и поведении детей, чтобы принять решение о психолого-педагогическом
сопровождении .
Разрабатывает рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся.
Оценивает эффективность психолого-педагогического сопровождения и координирует взаимодействие всех специалистов
Контролирует, как выполняются рекомендации.
Алгоритм создания специальных образовательных условий
- Родители пишут заявление на имя директора о создании специальных условий для получения образования
- Образовательная организация :
- проводит заседания психолого-педагогического консилиума по вопросу необходимости создания для ребенка специальных условий образования ,(необходимости направления на ПМПК) с обязательным привлечением родителей (законных представителей)
- готовит характеристику — представления на ребенка, определяет характер и продолжительность оказания необходимой психолого-педагогической помощи.
- составляет на ребенка индивидуальный план коррекционно-развивающей работы специалистов.
- разрабатывает рекомендации о необходимости обращения на ПМПК.
Особое внимание при создании особых образовательных условий уделяется психолого-педагогическому сопровождению семьи ребенка с ОВЗ с целью ее активного вовлечения в образовательный процесс. Для этого организуются партнерские отношения с родителями, их максимально привлекают как к коррекционно-развивающей, так и к общей образовательной работе
Другие специалисты
Ребёнок
Педагоги
Психологи
Родители
Заседания консилиума
Плановые заседания ППк
- Планирование проведение обсуждение результатов мониторинга обучающихся;
- Составление и утверждение индивидуальных образовательных маршрутов;
- Экспертиза адаптированных образовательных программ школы
- Обсуждение результатов образовательной, воспитательной и коррекционной работы с обучающимися;
- Оценка эффективности и анализ результатов коррекционно - развивающей работы с обучающимися;
- Направление обучающихся на ПМПк и т.д
Внеплановые заседания ППк
Проводятся, если:
- Зачислили нового ребенка, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; •
- Наступила отрицательная или положительная динамика обучения и развития ребенка; •
- Появились новые обстоятельства, влияющие на обучение и развитие ребенка,
- Изменились запросы родителей, педагогических и руководящих работников организации;
- Возникла необходимость внесений изменений в индивидуальные образовательные маршруты;
- Возникли конфликты и т.д
Протокол заседания.
Оформляется в течение пяти дней после заседания
Заключение .
Коллегиальное решение консилиума фиксируют в заключении, содержащем, обобщенную характеристику ребенка, рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению для педагогов и родителей. Заключение подписывают все члены ППк в день заседания.
Если родители не согласны с выводами консилиума, то должны выразить свое мнение в письменной форме в последнем разделе заключения.
В течение трех рабочих дней с заключением должны ознакомиться педагоги и другие специалисты, которые работают с ребенком, участвуют в его психолого-педагогическом сопровождении
Журнал регистрации
Содержит информацию о заключениях психолого-педагогического консилиума
N п/п
ФИО обучающегося,группа
Дата рождения
Инициатор обращения
Повод обращения в ППк
Коллегиальное заключение
Результат обращения
.
Представление на ПМПК.
Содержит общую характеристику ребенка, условия обучения, информацию о профилактической работе.
Представление на ПМПК выдают родителям под подпись.
Секретарь ППк вносит информацию об этом в журнал.
Карта развития ребенка;
- результаты комплексного обследования,
- характеристика или педагогическое представление на ребенка, коллегиальное заключение консилиума,
- копии направлений на ПМПК,
- согласие родителей на обследование и психолого-педагогическое сопровождение ребенка.
С ПАСИБО ЗА
ВНИМАНИЕ!