Организация режимных моментов в детском саду
Консультация для молодых специалистов
Подготовила: старший воспитатель
МБДОУ детского сад № 24 г. Павлово
Лебедева Наталия Владимировна
Решение программных образовательных задач решается не только в рамках непрерывной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов
Режим дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление
здоровья детей.
Методические рекомендации по организации режимных моментов представлены в каждой примерной основной
общеобразовательной программе дошкольного образования.
Большое внимание авторами программ уделяется формированию культурно-гигиенических навыков,
которые имеют непосредственное отношение к культуре здоровья.
Важные подходы , которые помогут грамотно систематизировать задачи психолого-педагогической работы в каждом из организационных моментов режима (распорядка) дня.
1. Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребенка.
2. Организация каждого из режимных моментов должна обеспечивать всестороннее развитие ребенка.
3. В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
4. Организация режимных моментов должна «строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей ».
В дошкольном образовательном учреждении нормативным основанием для разработки проекта по организации режимных моментов в каждой возрастной
группе является- режим дня.
Режимом дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной
деятельности детей как в режимных моментах, так и
между ними.
Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др . В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы
Режимные моменты:
- Прием детей
- Утренняя гимнастика.
- Подготовка к завтраку, завтрак
- Подготовка к НОД.
- Подготовка к прогулке, прогулка
- Подготовка к обеду, обед.
- Организация сна детей.
- Организация подъема детей и закаливающих процедур.
- Подготовка к полднику, полдник 10.Подготовка ко 2 прогулке, прогулка. 11.Уход домой.
Организация утреннего приёма.
Приём детей может проходить как на воздухе, так и в помещении.
В хорошую погоду прием детей в любое время года желательно проводить на свежем воздухе.
Необходимо обращать внимание на внешний вид детей. Если ребенок стеснителен, застенчив, не в настроении или по каким-либо другим причинам не может самостоятельно выбрать себе занятие, воспитатель должен помочь ему:
подключить к играющим детям, помочь в выборе игрушек, поиграть с ребенком или дать ему какое-либо конкретное поручение.
у сл о ви я д л я с а м ос т о я тел ь н о й
Необходимо р аз н оо б р аз н о й деятельности
обеспечить
и интересной
детей в г р у пп е и л и н а у ч а ст к е .
Г л ав н о е — э т о с о зд ат ь хо р ош е е н ас т р ое ни е, к а к р е б е н к у , т а к и е г о р од и те ля м . Э т о о б е с п е ч и в а ет
п о з и т ив ный является
н ас т р о й на п р е д с т о я щ и й д е н ь и з ало г о м в заим о п о ни м ан ия и
в з а и м о д е й с т в и я де т с к о г о сад а и воспитанника.
с емь и
Утренняя гимнастика
Воспитателем заранее продумывается, организация деятельности детей в период от приема до подготовки к завтраку. Закончив прием детей, педагог проверяет работу дежурных по уголку природы и приглашает детей на утреннюю гимнастику. Воспитатель проводит гимнастику с детьми. При этом воспитатель занимается вместе с детьми и, при необходимости, поправляет, корректирует выполнение упражнений детьми. После гимнастики идет подготовка к завтраку. Дежурные ставят столы, остальные дети постепенно, по пять-шесть человек, идут умываться .
Подготовка к приему пищи
Для обеспечения преемственности питания в детском саду и дома, родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.
Организация умывания перед приемом пищи проводится постепенно, небольшими группами детей. Следует напомнить детям правила поведения в умывальной комнате - дети не должны разбрызгивать воду, должны поддерживать порядок и чистоту, после мытья рук сразу же закрывать воду и ни в коем случае не оставлять краны
открытыми.
Необходимо обратить внимание и на действия детей — они должны закатать рукава, намыливать руки и выполнять прочие процедуры над раковиной. Дети должны знать, что пользоваться можно только своим полотенцем, а после процедуры умывания нужно аккуратно вешать его на свое место
Использование художественного слова
В ор г а н из а ц и и п и т а н и я , н а ч и н а я со с р е д н ей г р у п п ы, принимают участие дежурные воспитанники группы.
Учитывается и уровень самостоятельности детей.
Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Исходя из этого, предъявляются высокие
требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения. В зависимости от меню можно уточнить названия некоторых блюд. Важно отметить заботу няни и поваров о детях, в нескольких словах обозначить важность и необходимость данных профессий
Правила организации питания
- Последовательность блюд должна быть постоянной.
- Перед ребенком можно ставить только одно блюдо.
- Блюдо не должно быть ни слишком горячим, ни холодным.
Пять правил «не»
- Не принуждать;
- Не принуждать;
- Не навязывать;
- Не навязывать;
- Не навязывать;
- Не ублажать;
- Не ублажать;
- Не ублажать;
- Не ублажать;
- Не торопить;
- Не торопить;
- Не торопить;
- Не торопить;
- Не отвлекать.
- Не отвлекать.
- Не отвлекать.
- Не отвлекать.
Правила организации питания
В процессе организации питания решаются задач гигиены и правил питания:
- мыть руки перед едой;
- класть пищу в рот небольшими кусочками и хорошо ее пережевывать.
- рот и руки вытирать бумажной салфеткой;
- после окончания еды полоскать рот.
Для того чтобы дети осваивали нормы этикета, стол сервируют всеми необходимыми приборами: тарелкой, ножом, вилкой, столовой и чайной ложками. Чайные чашки всегда подаются на блюдце. На середину стола ставят бумажные салфетки, хлеб в хлебнице. Столовые приборы для каждого ребенка ставятся на красиво оформленные индивидуальные салфетки.
В организации питания принимают участие дежурные воспитанники группы .
Использование художественного слова
Подготовка к прогулке
Прежде чем отправиться на прогулку необходимо навести порядок в группе: собрать игрушки и расставить их по местам, убрать пособия и материалы, которые использовались в непрерывной образовательной деятельности
П ер е д од е в а н и е м в о с п и т а т е л ь нап о м и нае т д е т ям пр а в и л а п о в е д е н ия в раздевальной комнате.
В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников. Не следует при это забывать о соблюдении последовательности и постепенности, а также – индивидуальном подходе к детям.
Формы, методы, приемы.
Напоминание, ситуативный разговор, поддержка, положительная оценка, поощрение, помощь, обращение к ребенку с просьбой об оказании помощи сверстнику, похвала — одобрение, выражение педагогом своих чувств, связанных с проявлением детьми опрятности, аккуратности, а также доброжелательности, стремления помочь, озвучивание чувств детей, рассказ, проговаривание потешек, стихов, загадок.
П ро г ул к а
Ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ составляет около 4- 4,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину дня до обеда и во вторую половину дня после дневного сна и (или) перед уходом детей домой.
При температуре воздуха ниже 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.
Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже - 15°С и скорости ветра более 15
м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет - при температуре воздуха ниже - 20°С и скорости ветра более 15 м/с.
Прогулка состоит из следующих частей:
- наблюдение,
- подвижные игры,
- труд на участке,
- самостоятельная игровая деятельность детей,
- индивидуальная работа с детьми по развитию физических качеств,
- самостоятельная двигательная активность.
В процессе прогулки воспитатель способствует организации детьми интересной и разнообразной деятельности. Для этого в наличии должны быть игрушки и вспомогательный инвентарь, правилам обращения с которым воспитатель обучает детей на прогулке или предварительно в группе.
Во время прогулки у воспитателя есть возможность понаблюдать за содержанием игр и взаимоотношениями детей и скорректировать их при необходимости.
Перед уходом с прогулки дети приводят участок в порядок, собирают выносной материал. Перед входом в детский сад ребята вытирают ноги и
приучаются заходить спокойно, не толкаясь, не споря, не мешая друг другу, мальчики пропускают девочек вперед. В раздевалке воспитатель следит за процессом переодевания и прививает детям бережное отношение к вещам и навыки аккуратности.
Подготовка к дневному сну
Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов, при этом дверь из спальни в группу должна быть закрыта. Перед тем, как детям зайти в спальню окна в спальне необходимо
ч т обы п е ри о д
п о дг от ов к и
к о с н у б ы л
с п о ко й ны м,
закрыть. Лучше, уравновешенным. эмоциональными
и г ра ми ,
о т вл е к а т ь ся
шумными
Детям не рекомендуется
разговорами. При раздевании воспитатель формирует
бережное отношение к вещам, аккуратность.
Обстановка в спальне должна быть спокойной и расслабляющей. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну помогут создать нежная спокойная музыка, народные потешки и приговорки. Необходимо проверить:
удобно ли дети расположились в своих кроватях, а еще лучше подойти к каждому, поправить одеяло, погладить по голове и пожелать спокойного сна. Так вы покажете ребенку свою любовь и заботу, создадите умиротворенное настроение, способствующее хорошему сну.
Во время сна детей педагог должен находиться в спальне и наблюдать за детьми.
Дневной сон
Задачи.
Формировать умение принимать удобную позу, расслабляться в постели .
Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности, ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна), адекватном поведении при внезапном пробуждении.
Развивать по т р е б н ос ти
ум ение са м о с т оя т е льно у д ов ле т в о р я т ь с в о и ( с х о д ить в т у але т , у к р ыть с я , е с л и з а м е р з ) в
моменты внезапного пробуждения .
Формировать представления о правилах поведения при внезапном пробуждении, развивать умения тихо вести себя, проявляя бережное отношение ко сну сверстников .
Формы, методы, приемы.
п ом ощь в в п о с те ли ,
Музыкотерапия, индивидуальная
достижении с ка з к о т ер ап и я , ситуативный
к о м фо р т но г о с о с т о я н и я
чте ни е х у д о ж е с т в е н ной л и т ер а т у ры, ра з го в о р, в оп р о с ы- п р е д п о л о ж е н ия ( Т ы
замерз? Хочешь в туалет? Приснился страшный сон?)
Планируемые результаты (достижения ребенка).
Ребенок тихо и спокойно ведет себя в спальной комнате, самостоятельно удовлетворяет свои потребности при внезапном пробуждении.
Подъем после сна, закаливающие мероприятия
Подъем проводится постепенно, по мере пробуждения детей, еще в кроватках проводится бодрящая гимнастика, после подъема организуются закаливающие процедуры, проведение которых педагог согласовывает с медсестрой.
После сна дети закрепляют навыки самостоятельного
одевания, а воспитатель помогает им при необходимости. Продолжается работа по воспитанию аккуратности, самостоятельности.
Дети приводят в порядок прически. Девочкам с длинными волосами помогает воспитатель.
Вечерняя прогулка, уход детей домой
О р г ан и з у е т с я ан а л о г ич н о пу н к т а м « П о дг о т о в к а к прогулке» и «Прием детей» .
На вечерней прогулке, в присутствии ребенка воспитатель может проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Для наглядности было бы неплохо продемонстрировать работы детей.
Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, дает консультации по интересующим родителей вопросам
.
ВАЖНО! Порядок именно такой: сначала положительное, потом - проблема .
Каким бы ни был ребенок, сколько бы неудобств он вам не д ос т а в ля л, н о п о ло ж ит е л ьн о е най т и н у ж н о о б я з а т е л ь н о и
похвалить в присутствии родителей. И только потом о проблемах. Тактично, ненавязчиво, грамотно, но настойчиво . И обязательно индивидуальный подход к каждой семье: кому, как и что можно сказать, а что нельзя. Отдельно стоит обратить внимание на уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.