Организация учебно-воспитательной деятельности младших школьников через активные формы обучения
Активное обучение - это постоянное взаимодействие между учителем и учеником в процессе обучения с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым, повышая качество учения и контроль самостоятельной работы обучающихся.
Цель активного обучения - развивать коммуникативные, управленческие навыки учащихся, формировать у учеников такие качества, как терпимость, уважение к иному, отличающемуся от своего мнению, способствовать развитию мотивации ученика к изучению нового.
Методикой активного обучения
предусмотрено формирование учащихся
в группы.
Задания выполняются:
- индивидуально;
- в парах;
- в малых группах.
Цель реализуется через решение
следующих задач:
- систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;
- разработка целостной взаимосвязанной системы активных форм, приемов, упражнений при обучении.
Для развития предметной компетенции школьников необходимо:
- развитие коммуникативных, мировоззренческих, практико-ориентированных ценностей, норм поведения, совершенствование социальной мобильной личности, которая может принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству;
- создание условий для интенсивного творческого общения, что собственно определяет содержание всех ключевых компетенций.
Активные формы обучения действительно значительно повышают эффективность процесса восприятия учебной информации тогда, когда учащиеся:
- могут связать новый материал с предыдущим;
- заинтересованы в том, что делают;
- четко знают, что должны делать и понимают, зачем это нужно;
- имеют самостоятельность в работе;
- имеют возможность для развития нужных умений;
- обеспечены различными видами деятельности;
- имеют необходимую поддержку со стороны учителя;
- работают в подходящем для них темпе;
- понимают, когда и как будут оценены;
- могут оценить собственные успехи.
Виды учебной деятельности классифицируются:
- моделирование (игровая деятельность);
- коммуникативный диалог (дискуссионная деятельность);
- изучение источников (исследовательская деятельность).
Модели учебных занятий:
- на основе игровой деятельности: игры-соревнования, игры-обсуждения, игра-реконструкция;
- на основе дискуссионной деятельности: семинары, дискуссии (групповая работа), проблемно-проектные дискуссии (коллективная деятельность класса);
- на основе исследовательской деятельности: практические занятия, исследовательские уроки.
Активные формы обучения:
- урок-экскурсия (путешествие);
- урок-диалог;
- урок-дискуссия;
- урок-диспут;
- “ урок-наоборот ” ;
- урок-проблема;
- урок-анализ;
- урок поэзии;
- урок-мечта;
- урок-исследование;
- урок-аукцион;
- урок - пресс-конференция.
Каждому учителю хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, и поддерживать интерес к предмету помогают:
Дидактические цели занятия
Метод активного обучения
Обобщение ранее изученного материала
Тематическая дискуссия, мозговой штурм
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала
Мозговой штурм, деловые игры
Развитие способности к самообучению
Деловые игры, ролевые игры,
анализ практических ситуаций
Повышение учебной мотивации
Деловые игры, ролевые игры,
обучение с использованием компьютерных обучающих программ
Отработка изучаемого материала
Тренинги
Применение знаний, умений и навыков
Анализ практических ситуаций
Дидактические цели занятия
Метод активного обучения
Обучение навыкам межличностного общения
Ролевые игры
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта
Метод проектов
Развитие навыков работы в группе
Метод проектов
Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции
Анализ практических ситуаций
Развитие навыков принятия решений
Анализ практических ситуаций
Развитие навыков активного слушания
Тематическая дискуссия
В процессе реализации активных форм акцентирование внимания делается на следующих ключевых моментах:
- эффективное взаимодействие учителя и ученика;
- создание учителем наилучших условий для развития мотивации творческой, эмоциональной, экспериментальной деятельности обучаемых;
- создание благоприятного эмоционального фона;
- максимальное использование личностного опыта ученика;
- использование социального моделирования, т.е. проигрывание ситуаций, которые могут возникать в реальной жизни.
О результативности и преимуществах использования активных форм можно судить по развитию у обучаемых:
- надпредметных умений, таких как работа в коллективе;
Результатами реализации системы использования активных форм обучения, можно считать следующее:
- систематизация программного материала по критерию возможности использования активных форм;
- целостная взаимосвязанная система упражнений форм, приемов.
Активные формы и методы обучения и воспитания являются инновационным примером, системообразующим фактором познавательной деятельности детей, направленным на формирование гражданской и нравственной позиций, освоение культурного наследия, пробуждение интереса к знаниям как к самостоятельной ценности.