Тема урока
Палехская лаковая живопись
П́алехская миниатюра — народный промысел, развившийся в посёлке Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии (ныне Палехский район Ивановской области).
Палех с давних времён славился своими иконопис-цами.
Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в 18 — начале 19 века. Местный стиль сложился под вли-янием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ.
Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. Они познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся основой для лаковой миниатюры Федоскино на протяжении века.
Мастера освои-ли новый мате-риал, перенеся на него традици-онную, для древ-нерусской ико-ны, технологию и условную сти-листику изо-бражения.
Родоначальни-ком палехского стиля является Иван Иванович Голиков.
Технология изготовления заготовок из папье-маше полностью заимствована у федоскинских мастеров.
Отличительной чертой палехского стиля является письмо сюжетов, с удлинёнными фигурами, на чёрном фоне с золотой прописью.
Работы выпол-няются темпер-ными красками, приготовленными на основе яичной эмульсии. Для этого, отделённый от белка, желток снова кладут в яичную скорлупу и добавляют туда воды с примесью уксуса.
ТЕХНИКА
Затем эмульсию размешивают специальным венчиком.
Полученная яичная эмульсия добавляется в сухой пигмент и тщательно растирается указательным пальцем.
Художник наносит на полуфабрикат рисунок тонко отточенным карандашом.
Далее мастер наносит полностью весь рисунок белилами.
По белилам наносятся краски в строгой после-
довательности:
-«раскрашь»;
-нанесение темного цвета на все контуры и детали узора;
-«приплавка» (выявление световых и теневых частей композиции);
-отделка объемов изображения;
-последние штрихи – роспись сусальным золотом с заполнением каждой формы.
Золото в палехской росписи является частью художественного восприятий мира. Оно связано со старинными символами солнца, света, тепла и радости.
Для росписи используется листовое сусальное золото, которое тщательно дробится и растирается пальцами. В качестве связующего вещества используется гуммиарабик.
Чтобы нанесённое на изделие золото приобрело блеск, его полируют зубом волка.
Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из:
-повседневной жизни,
-литературных произведений классиков,
-сказок,
-былин и песен,
-исторических событий.
Сюжет из повседневной жизни
Сюжет из повседневной жизни
Сюжет из повседневной жизни
Сюжет из
литературных произведений классиков
Сюжет из сказок
Сюжет из сказок
Сюжет основанный на историчес-ких событиях
Сюжет основанный на исторических событиях