СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА. Профессия 16675 Повар.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация на тему: ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА. Профессия 16675 Повар.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА. Профессия 16675 Повар.»

ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА Выполнила: Мастер производственного обучения 1 категории ФКП образовательного учреждения № 46 ФСИН России Алексеева Ольга Владимировна

ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА

Выполнила:

Мастер производственного обучения 1 категории

ФКП образовательного учреждения № 46 ФСИН России

Алексеева Ольга Владимировна

ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО

Пасха́льное яйцо́  — обрядовая пища и ритуальный символ в пасхальных обычаях, обрядах и

играх.

Дарить окрашенные в красный цвет яйца на ПАСХУ — древний обычай.

В христианстве яйцо толкуется как символ гроба и воскресения, а красный цвет символизирует

для христиан кровь распятого ХРИСТА. Помимо того, красный цвет одновременно указывает

и «на царское достоинство Спасителя».

  • Пасхальные яйца красятся не только в красный, но и в иные цвета, а также расписываются. В качестве пасхальных сувениров могут быть использованы яйца не только кур, но и других видов птиц, а также изделия в виде яйца, изготовленные из шоколада и различных других материалов — камня, фарфора, глины, дерева и т. д.
  • «Пасхальные яйца так называемой императорской серии сегодня являются главным и самым известным символом бренда Фаберже».
  • У славян пасхальное яйцо, помимо употребления в пасхальных обрядах и играх, могло использоваться впоследствии на протяжении года в сакральных, оздоровительных или защитных целях.
  • Традиция окрашивания яиц появилась задолго до христианства, в далёкой древности.
  • В Африке найдены украшенные резьбой страусиные яйца, возрастом около 60 000 лет. Расписанные страусиные яйца, а также золотые и серебряные, часто встречаются в захоронениях древних шумеров и египтян, датируемых вплоть до начала III тысячелетия до н. э.

ДО ХРИСТИАНСТВА

Обычай красить яйца связан с дохристианским празднованием весны. Ещё в дохристианские времена яйцо у многих народов являлось олицетворением творящей силы природы. Вся вселенная представлялась вышедшей из яйца [ Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян.

У славянских народов яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы. Исследователи писанок отмечают, что на писанках отражены архаичные представления славян о вселенной, которые существовали у славян до принятия христианства. Славянам мир казался похожим на огромное яйцо. Посредине, подобно желтку, расположена сама Земля.

Верхняя часть желтка — это мир людей.

Нижняя «исподняя» сторона — потусторонний или нижний мир, мир мёртвых, «Ночная страна».

Вокруг Земли, подобно яичным белкам и скорлупе, расположены девять сфер (небес). Каждая из этих сфер имеет своё особое предназначение: для Солнца и звёзд; для Месяца; для туч и ветров. «Седьмое небо» славяне считали «твердью небесной», прозрачным дном небесного Океана, в котором сосредоточены запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей.

После появления христианства

С появлением христианства в процессе религиозного синкретизма символы древнего языческого поклонения сохранились и были адаптированы для христианской религии. У христиан существует легенда которая гласит, что Мария Магдалина принесла варёные яйца, чтобы поделиться с другими женщинами у гроба Иисуса, и яйца в её корзине чудесным образом превратились в багровые, когда она увидела воскресшего Христа [ . Другая легенда относится к усилиям Марии Магдалины по распространению Евангелия. Согласно ей, после Вознесения Иисуса Христа Мария направилась к римскому императору  Тиберию  и за обедом заявила ему, что Христос воскрес из мёртвых. Император не понял, тогда Мария Магдалина взяла в руки яйцо со стола, чтобы объяснить. В ответ Тиберий сказал ей, что человек не более способен воскреснуть, чем яйцо стать красным, после чего, говорится, что яйцо окрасилось в красный цвет.

Красные пасхальные яйца являются частью пасхальных обычаев, представляют собой особый тип пасхального яйца, приготовляемого различными православными христианскими народностями, и часто сопровождаются другими традиционными пасхальными блюдами. Испанские пасхальные яйца, называемые  аминадос  (исп.  huevos haminados ), пришедшие из еврейской традиции, готовятся похожим способом. Тёмно-красные яйца являются традиционными и в Греции, где, согласно обычаям, представляют собою кровь Христа, пролитую на кресте. Западная литература содержит указания на то, что такая практика может происходить из обычаев ранней христианской церкви в Месопотамии, а корнями уходить в античность.

Традиции, обычаи Религиозное символическое значени е

Как указывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, последователи христианства считают, что яйцо служит «символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше кровию Иисуса Христа». Символическое значение яйца в христианских обычаях также описывается в западной религиозной литературе.

Известны также аналогии между яйцом и видимым миром: в одной русской рукописи XVI века скорлупа уподоблялась небу, внутренняя плёнка («плева») — облакам, белок — во́дам, желток — земле, «сырость посреде́ яйца» (то есть, его жидкое состояние) — греху, а загустение яйца сопоставлялось истреблению греха пролитием жертвенной крови Христа и Воскресением Христовым.

Как указывают исследователи из Оксфордского университета, пасхальное яйцо, пасхальный кролик и пасхальная лилия — одни из древних символов плодородия (англ.  fertility ), а праздник Пасхи, отмечаемый ранней весной, связан с древними мифами о плодородии возрождающихся героев, которые иногда принимали форму зерна, как в случае египетского Осириса, или форму других растений, как в случае с Адонисом. Германская богиня плодородия Эостра (др.-англ.  Ēastre , др.-в-нем.  Ôstara ), возможно, является источником для термина «Пасха» (англ.  Easter ; нем.  Ostern ). Согласно древним представлениям у неё был кролик, способный нести яйца. Но более общепринятой теорией является то, что  Easter  происходит от немецкого  Ostern , которое происходит от скандинавского  Eostur  и переводится как «весна». В других языках для обозначения Пасхи было адаптировано еврейское слово  Pesah. .

Нынешнее употребление обычая

Обычай окрашивать яйца в красный цвет был свойствен когда-то не только православным, однако, например, в англоязычном мире он воспринимался как устаревший даже в XIX веке, и хотя пасхальные яйца там не исчезли, сегодня они, как правило, изготовлены из шоколада. На шоколадные яйца перешли и такие народы Западной Европы, как итальянцы и французы.

У ряда народов, преимущественно славянских, в той или иной степени сохранился обычай  расписывать  яйца (в частности, его сохранили украинцы и поляки).

Когда-то существовала особая «терминология» для обозначения различий между крашеными и расписанными яйцами:  крашенки  — полностью окрашенные яйца;  писанки  — яйца, расписанные сюжетными и орнаментальными узорами. Яйца, снабжённые узором в виде полосок, пятен и крапинок, именовались  крапанками.

Разные народы в разной мере сохранили древнюю традицию росписи пасхальных яиц. Например, искусство белорусской писанки к настоящему дню практически утрачено, в отличие от украинской.

Использование луковой шелухи — самый распространённый способ окраски яиц.

Существует традиция освящения пасхальных яиц (вместе с куличами и творожными пасхами).

В Русской православной церкви освящение сопровождается «молитвой во еже благословити сыр и яйца» (то есть, на освящение творога и яиц).

 Техника украшения яиц   Яйца, окрашенные в один цвет, когда-то именовались  крашенками.  Этот самый простой способ окрашивания пасхальных яиц.  Писанки — это сложный способ раскрашивания яиц. На сырое холодное яйцо горячим воском при помощи стального пёрышка наносят узор. После нанесения узора яйцо окунают в разведённую холодную краску. Краски наносят, начиная с самой светлой. После нанесения очередной краски яйцо вытирают, вновь наносят узор воском и окунают в краску. После нанесения всех узоров воск осторожно «стапливают» с яйца (например, над пламенем свечи), растаявший воск удаляют бумагой или тряпкой.  В настоящее время для украшения пасхальных яиц используются, кроме того, разнообразные виды наклеек, термопленка и т. п., зачастую снабжённые изображениями Христа, Богородицы, ангелов и святых. Использование этих изображений, однако, подвергается критике в современной православной публицистике как профанация сакрального, поскольку через непродолжительное время указанным изображениям, скорее всего, предстоит стать частью бытового мусора.

Техника украшения яиц

Яйца, окрашенные в один цвет, когда-то именовались  крашенками.

Этот самый простой способ окрашивания пасхальных яиц.

Писанки — это сложный способ раскрашивания яиц. На сырое холодное яйцо горячим воском при помощи стального пёрышка наносят узор. После нанесения узора яйцо окунают в разведённую холодную краску. Краски наносят, начиная с самой светлой. После нанесения очередной краски яйцо вытирают, вновь наносят узор воском и окунают в краску. После нанесения всех узоров воск осторожно «стапливают» с яйца (например, над пламенем свечи), растаявший воск удаляют бумагой или тряпкой.

В настоящее время для украшения пасхальных яиц используются, кроме того, разнообразные виды наклеек, термопленка и т. п., зачастую снабжённые изображениями Христа, Богородицы, ангелов и святых. Использование этих изображений, однако, подвергается критике в современной православной публицистике как профанация сакрального, поскольку через непродолжительное время указанным изображениям, скорее всего, предстоит стать частью бытового мусора.

 Чтобы скорлупа яиц покраснела, их варят вместе с шелухой репчатого лука

Чтобы скорлупа яиц покраснела, их варят вместе с

шелухой репчатого лука

 Современное украшение яиц термонаклейками

Современное украшение яиц термонаклейками

Славянские обычаи Игра в битки.

Славянские обычаи

Игра в битки.

Игра в кучки.

Игра в кучки.

Пасхальные яйца освящали в церкви, обычно в субботу, иногда утром на Пасху.

Основным цветом, в который красили пасхальные яйца славяне, был красный. Красный цвет в народной культуре один из основных элементов цветовой символики: цвет жизни, солнца, плодородия, здоровья и цвет потустороннего мира и демонических персонажей. Красный цвет наделяется защитными свойствами и используется как оберег. Особо значимо в народных представлениях красное яйцо.

Первой пищей на Пасху часто было пасхальное яйцо. В волынском Полесье, например, хозяин (старший в семье) по утрам в течение трёх дней Пасхи разрезал освящённое яйцо на части по числу членов семьи (это называлось «делиться яичком») и раздавал на завтрак. 

Белорусы и македонцы на Пасху умывались водой, в которую было положено красное пасхальное яйцо.

Пасхальной пище и особенно пасхальному яйцу приписывались магические свойства. По завершении праздника с пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали его в огонь, надеясь, что яйцо поможет остановить пожар; с ним искали заблудившуюся скотину, им оглаживали корову при первом весеннем выгоне, его закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо.

Болгары считали, что скорлупа красного пасхального яйца служит оберегом от кротов. Ритуальные действия с пасхальными яйцами и другими предметами болгары использовали для отгона градовых туч, а словаки, мораване и чехи — для получения хорошего урожая.

Болгар восточных Родоп перспектива целостности семьи в предстоящем году оценивалась по тому, сохранились ли целыми все яйца, вложенные в пасхальный каравай. Если яйцо лопалось, это считали знаком будущих потерь среди членов семьи.

Существовала пасхальная игра с крашеными яйцами — катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» — битьё крашеными яйцами.

Обычай красить яйца, обмениваться ими, использовать их в различных обрядах и играх у славян охватывал период от Пасхи до Троицы, а иногда и до Петровского заговенья.

Аналоги в других культурах  Хафт син набор из семи блюд, который подают в Иране во время Новруза.  Традиция красить яйца на весенний праздник Новруз, которая существует в Иране и Азербайджане, возможно, имеет древние зороастрийские корни.  В Азербайджане крашеные яйца — неотъемлемый элемент праздничного стола.

Аналоги в других культурах

Хафт син набор из семи блюд, который подают в Иране во время Новруза.

Традиция красить яйца на весенний праздник Новруз, которая существует в Иране и Азербайджане, возможно, имеет древние зороастрийские корни.

В Азербайджане крашеные яйца — неотъемлемый элемент праздничного стола.

 Как правильно дарить на Пасху яйца?    Яйцо пасхальное  — традиционный пасхальный символ и вместе с тем церковно-обрядовая пища, как правило, потребляемая в дни пасхальных торжеств.  Дарить окрашенные в красный цвет яйца на Пасху — древний христианский обычай.   Традиционно яйца дарят при трехкратном пасхальном целовании и  приветствии: Христос воскресе! — при этом принято, чтобы приветствуемый  отвечал: Воистину Воскресе!

Как правильно дарить на Пасху яйца?

Яйцо пасхальное  — традиционный пасхальный символ и вместе с тем церковно-обрядовая пища, как правило, потребляемая в дни пасхальных торжеств.

Дарить окрашенные в красный цвет яйца на Пасху — древний христианский обычай. 

Традиционно яйца дарят при трехкратном пасхальном целовании и

приветствии: Христос воскресе! — при этом принято, чтобы приветствуемый

отвечал: Воистину Воскресе!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУР А Кулинария: учебн. пособие для нач. проф. Образования/ Н.А. Анфимова- 2-е изд. Стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-352с; Левашев П. Н. Обычай употребления красных яиц в праздник Пасхи / П. Левашев. — СПб.: тип. Катанского, 1895. — 8 с. Лебедев П. Я. Наука о богослужении православной церкви : В 2 ч. / Сост. преп. Моск. духов. семинарии Петр Лебедев. — 3‑е изд. — М.: кн. маг. В.В. Думнова, п/ф насл. бр. Салаевых, 1890. — 352 с. Пасха, христианский праздник // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц рус. народа. — М.: М. В. Клюкин, 1901. — 724 с. Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 176 с.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУР А

  • Кулинария: учебн. пособие для нач. проф. Образования/ Н.А. Анфимова- 2-е изд. Стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-352с;
  • Левашев П. Н. Обычай употребления красных яиц в праздник Пасхи / П. Левашев. — СПб.: тип. Катанского, 1895. — 8 с.
  • Лебедев П. Я. Наука о богослужении православной церкви : В 2 ч. / Сост. преп. Моск. духов. семинарии Петр Лебедев. — 3‑е изд. — М.: кн. маг. В.В. Думнова, п/ф насл. бр. Салаевых, 1890. — 352 с.
  • Пасха, христианский праздник // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц рус. народа. — М.: М. В. Клюкин, 1901. — 724 с.
  • Последование во Святую и Великую Неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу. — М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012. — 176 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!