СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: " Развитие критического мышления на уроках по основам безопасности жизнедеятельности"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация выполнена к методическому семинару, проведенному на муниципальном этапе всероссийского конкурса " Учитель года 2018"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: " Развитие критического мышления на уроках по основам безопасности жизнедеятельности"»

Быкова Ольга Евгеньевна Стаж работы - 12 лет Образование : 2005 год окончила Рыльский Социально-педагогический колледж по специальности: учитель начальных классов. 2017 год – закончила Курский Государственный университет, получила диплом бакалавра по специальности: педагогическое образование. Направленность образовательной программы: безопасность жизнедеятельности. Имею первую квалификационную категорию

Быкова Ольга Евгеньевна

Стаж работы - 12 лет

Образование : 2005 год окончила Рыльский Социально-педагогический колледж по специальности: учитель начальных классов.

2017 год – закончила Курский Государственный университет, получила диплом бакалавра по специальности: педагогическое образование. Направленность образовательной программы: безопасность жизнедеятельности.

Имею первую квалификационную категорию

«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими»  К. Кушнер Цель: научить учиться

«Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими»

К. Кушнер

Цель: научить учиться

Использую в работе : * Метод проблемных ситуаций, * Здоровьесберегающую технологию, *Проектно-исследовательскую технологию, Игровые и информационно-коммуникативные технологии, Личностно-ориентированный и системно-деятельный подход

Использую в работе :

* Метод проблемных ситуаций,

* Здоровьесберегающую технологию,

*Проектно-исследовательскую технологию,

Игровые и информационно-коммуникативные технологии,

Личностно-ориентированный и системно-деятельный подход

Технология развития критического мышления Технологию критического мышления разработали американские учёные и педагоги Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курт Мередит, Скотт Уолтер. В основу положены: теория Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка, теория Льва Семеновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка, идея Рудольфа Пола об основах формирования и развития критического мышления. Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, уметь выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям Критическое мышление – это мышление независимое аналитическое оценочное рефлексивное свободное

Технология развития критического мышления

Технологию критического мышления разработали американские учёные и педагоги Чарльз Темпл, Дженни Стил, Курт Мередит, Скотт Уолтер.

В основу положены:

теория Жана Пиаже об этапах умственного развития ребёнка,

теория Льва Семеновича Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребёнка,

идея Рудольфа Пола об основах формирования и развития критического мышления.

Критическое мышление – способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, уметь выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты к стандартным и нестандартным ситуациям

Критическое мышление – это мышление

независимое

аналитическое

оценочное

рефлексивное

свободное

суть цель актуальность «Скажи мне – я забуду, взаимодоверие взаимопомощь покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму» сотрудничество развитие мыслительных навыков Основная идея технологии развития критического мышления: создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

суть

цель

актуальность

«Скажи мне – я забуду,

взаимодоверие

взаимопомощь

покажи мне – я запомню,

вовлеки меня – я пойму»

сотрудничество

развитие мыслительных навыков

Основная идея технологии развития критического мышления: создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Основа ТРКМ - трёхфазная структура урока вызов осмысление рефлексия Задачи фазы вызова( пробуждение интереса к предмету): Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы. Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во время работы над ним): Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь соотнести старые знания с новыми.  Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов): Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал. Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Основа ТРКМ - трёхфазная структура урока

вызов

осмысление

рефлексия

Задачи фазы вызова( пробуждение интереса к предмету):

  • Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
  • Помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы.

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во время

работы над ним):

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов):

  • Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Методы и приемы ТРКМ Вызов Осмысление Мозговая атака Ключевые слова Таблица « З-Х-У» Плюс – минус – вопрос Корзина идей Кластер Ключевые термины Рефлексия Бортовой журнал Дерево предсказаний Шесть шляп мышления Таблица « тонких» и «толстых» вопросов Прием «Кубик» Чтение с остановками Таблица « Кто? Что? Когда? Почему?» Инсет - система Синквейн Эссе Дискуссия Круглый «Рафт»

Методы и приемы ТРКМ

Вызов

Осмысление

  • Мозговая атака
  • Ключевые слова
  • Таблица « З-Х-У»
  • Плюс – минус – вопрос
  • Корзина идей
  • Кластер
  • Ключевые термины

Рефлексия

  • Бортовой журнал
  • Дерево предсказаний
  • Шесть шляп мышления
  • Таблица « тонких» и «толстых» вопросов
  • Прием «Кубик»
  • Чтение с остановками
  • Таблица « Кто? Что? Когда? Почему?»
  • Инсет - система
  • Синквейн
  • Эссе
  • Дискуссия
  • Круглый
  • «Рафт»
Открытый урок по ОБЖ в 8 «Б» классе  «Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера» Стадия вызова Стадия осмысления Рефлексия «Творческое домашнее задание» «ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ» «Схема – кластер» «Ключевые термины»  «Ситуационная задача» «Мозговой штурм» « Незаконченные предложения »

Открытый урок по ОБЖ в 8 «Б» классе «Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера»

Стадия вызова

Стадия осмысления

Рефлексия

«Творческое домашнее задание»

«ТОЛСТЫЕ И ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»

«Схема – кластер»

«Ключевые термины»

«Ситуационная задача»

«Мозговой штурм»

« Незаконченные предложения »

Применение ТРКМ ДАЁТ Ученику Учителю Повышение познавательного интереса к изучаемому материалу Повышение мотивации обучения Систематизирование знаний Развитие творческих способностей Повышение инициативности Развитие логического мышления Повышение качества образования Умения работать в сотрудничестве с другими Умение создавать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей

Применение ТРКМ

ДАЁТ

Ученику

Учителю

  • Повышение познавательного интереса к изучаемому материалу
  • Повышение мотивации обучения
  • Систематизирование знаний
  • Развитие творческих способностей
  • Повышение инициативности
  • Развитие логического мышления
  • Повышение качества образования
  • Умения работать в сотрудничестве с другими
  • Умение создавать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества
  • Возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения
  • Стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность
  • Стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
Результативность опыта  Работа с применением приемов технологии развития критического мышления дала положительный эффект Соотношение уровня развития мышления школьников

Результативность опыта Работа с применением приемов технологии развития критического мышления дала положительный эффект

Соотношение уровня развития мышления школьников

 Планируемые результаты Личностные Метапредметные(УУД) Предметные Регулятивные: Управление собственной деятельности Самостоятельность Контроль и конкуренция Основы системы научных знаний Самоопределение: Самоиндификация Самооценка Самоуважение Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и творческому применению нового знания Смыслообразование: Учебная мотивация Социальная мотивация Коммуникативные: Речевая деятельность Навыки сотрудничества Познавательные: Работа с информацией Работа с учебными моделями Выполнение логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации, поведения под понятие Морально-этническая Ориентация: Система ценностных ориентаций на основе выполнения моральных норм толерантность Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные(УУД)

Предметные

Регулятивные:

  • Управление собственной деятельности
  • Самостоятельность
  • Контроль и конкуренция

Основы системы научных знаний

Самоопределение:

  • Самоиндификация
  • Самооценка
  • Самоуважение

Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и творческому применению нового знания

Смыслообразование:

  • Учебная мотивация
  • Социальная мотивация

Коммуникативные:

  • Речевая деятельность
  • Навыки сотрудничества

Познавательные:

  • Работа с информацией
  • Работа с учебными моделями
  • Выполнение логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации, поведения под понятие

Морально-этническая

Ориентация:

  • Система ценностных ориентаций на основе выполнения моральных норм
  • толерантность

Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Портрет выпускника основной школы Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ и традиции Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека Осознающий и принимающий ценности семьи, общества Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества Умеющий учиться , осознающий важность образования для жизни, умеющий применять знания на практике Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей и обществом Уважающий других людей , умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

Портрет выпускника основной школы

Любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ и традиции

Ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека

Осознающий и принимающий ценности семьи, общества

Активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества

Умеющий учиться , осознающий важность образования для жизни, умеющий применять знания на практике

Социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей и обществом

Уважающий других людей , умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов

Осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни

Литература Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Л. С. Выготский. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 336—354....

Литература

  • Выготский Л. С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Л. С. Выготский. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 336—354...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP062008/ZEp-013.htm]
  • Загашев. И.О. Критическое мышление: технология развития / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. – СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.
  • Мороченкова И.А.Формирование критического мышления в процессе исследовательской деятельности. Пособие к факультативу./Волгоградский государственный педагогический университет - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004. – 70 с.
  • Пиаже Ж. Избранные психологические труды / [пер. с фр.]. - М. : Просвещение, 1969. - 659 с. - Доп. тит. л. фр., англ. - Библиогр.: с. 646-6
  • 59.//  http://elib.gnpbu.ru/text/piazhe_izbrannye-psihologicheskie-trudy_1969
  • Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. - М.: Просвещение, 2004.- 175 с.
  • ТРКМ – технология развития критического мышления. //  http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib
  • ТРКМ – педагогические технологии. //  https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/tehnologii-razvitia/trkm
  • Приемы и стратегии ТРКМ // sladeshare.net/LinKa67/ss-7990409
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!