Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему:: « религиозно-философская школа - миманса»»
Мима́нса одна из шести школ религиозно-философской мысли Индии. Миманса защищает ведийский ритуализм. Веды связаны с дхармой (вечный закон, которому надлежит следовать как норме), как идеей долга.
Выполнение долга ведёт постепенно к уничтожению кармы и к освобождению, которое сначала понималось как ничем не ограниченное блаженство, позднее - как прекращение рождений и, следовательно, страданий.
Миманса развивает учение о познании, в котором говорится о пяти источниках "правильного познания" (прамана).
На первом месте – свидетельство авторитета, т.е. ведийских текстов. Веды являются источником познания и руководством ритуалами. . Миманса считает, что Веды, как и вселенная, вечны. Интересно, что эта система не признает творца или разрушителя мира. Кроме безличного авторитета Вед, миманса говорит и о личном авторитетном свидетельстве.
Второй источник – чувственное восприятие (пратьякша). Мимансисты, основываясь на достоверности чувственного восприятия, признают реальность мира и всех его объектов. В то же время они считают, что кроме воспринимаемых объектов существуют и другие, такие как небеса, ад, души и т.д.,
Третий источник – логический вывод (анумана); четвертый – сравнение (упаманса).
Интересен пятый источник – "постулирование" (артхапатти). Смысл его в том, что для объяснения некоторого явления, которое кажется беспричинным, допускается невоспринимаемый факт Тучный Девадатта не ест днем. При этом подразумевается, что он ест ночью, ибо невозможно быть тучным и совсем ничего не есть. "Постулирование" (это своего рода представление о гипотезе) впервые предлагается в индийской философии.
Миманса считает, что основная цель жизни человека – достижение блаженства. Сама цель ритуалов – достижение блаженства. Но это блаженство не земное, потому что такое блаженство мимолетно и тленно. Нужно достичь небесного блаженства. Нам нужно быть готовым к расставанию с этой жизнью, ради достижения вечного блаженства в другой жизни.
Человек достигает блаженства в результате благочестивых деяний, приношения жертв. В связи с этим миманса использует концепцию потенциальной энергии. Жертвоприношение порождает в душе исполнителя невоспринимаемую потенциал,, который может дать результаты спустя долгое время. После освобождения душа будет вечно существовать, отрешенная от всяких страданий.
Итог философии миманса – наша жизнь земная кратковременна, наполнена страданиями; не стоит заботиться о кратковременной земной жизни; нужно стремиться к освобождению души, достижению ею небес.