СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "склонение имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ "СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "склонение имен существительных"»

Разработка урока по русскому языку  на тему: Склонение имён существительных Разработка учителя русского языка сш № 291 Бектемирского района Л.У.Нигмановой

Разработка урока по русскому языку на тему:

Склонение имён существительных

Разработка учителя русского языка сш № 291 Бектемирского района Л.У.Нигмановой

1. Организационный момент Приветствие Проверка посещаемости Проверка учебных принадлежностей у учащихся

1. Организационный момент

  • Приветствие
  • Проверка посещаемости
  • Проверка учебных принадлежностей у учащихся
2. Опрос Что такое имя существительное? Сколько родов имён существительных вы знаете? Как изменяются имена существительные? Какими бывают имена существительные? Сколько падежей в русском языке? Назовите падежи.

2. Опрос

  • Что такое имя существительное?
  • Сколько родов имён существительных вы знаете?
  • Как изменяются имена существительные?
  • Какими бывают имена существительные?
  • Сколько падежей в русском языке?
  • Назовите падежи.
1 ) Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?  2) Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему  роду.  3) Они изменяются по числам и падежам   4) Имена существительные бывают собственными (atoqli) и н арицательными (turdosh), одушевлёнными (jonli) и неодушевлёнными (jonsiz).  5) 6 падежей 6) Именительный падеж Родительный падеж Дательный падеж Винительный падеж Творительный падеж Предложный падеж
  • 1 ) Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?
  • 2) Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду.
  • 3) Они изменяются по числам и падежам 4) Имена существительные бывают собственными (atoqli) и н арицательными (turdosh), одушевлёнными (jonli) и неодушевлёнными (jonsiz).
  • 5) 6 падежей
  • 6) Именительный падеж
  • Родительный падеж
  • Дательный падеж
  • Винительный падеж
  • Творительный падеж
  • Предложный падеж
3. Изучение новой темы Сегодня мы с вами продолжим изучать имя существительное, в частности, склонение имён существительных

3. Изучение новой темы

  • Сегодня мы с вами продолжим изучать имя существительное, в частности, склонение имён существительных
В русском языке различаются три типа склонения имён существительных   I склонение – имена существительные женского и мужского рода  с окончаниями -а, -я :  страна, земля, дедушка   II склонение – имена существительные мужского рода с нулевым окон -  чанием и среднего рода с окончаниями -о/-ё, -е :  отец, день, отечество, солнце   III склонение – имена существительные женского рода с ь на конце:  жизнь, степь, лошадь

В русском языке различаются три типа склонения имён существительных

I склонение – имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я : страна, земля, дедушка

II склонение – имена существительные мужского рода с нулевым окон - чанием и среднего рода с окончаниями -о/-ё, -е : отец, день, отечество, солнце

  • III склонение – имена существительные женского рода с ь на конце: жизнь, степь, лошадь
Рассмотрите таблицы. Сравните окончания существительных I, II и III склонений в одних и тех же падежах.   вопросы И. кто? что? Р. кого? чего? I склонение есть нет сестра, земля II склонение Д. кому? чему? брат, день дать III склонение сестры, земли В. кого? что? вижу сестре, земле брата, дня лошадь, степь Т. кем? чем? лошади, степи сестру, землю брату, дню П. о ком? о чём? доволен брата, день лошади, степи сестрой, землёй думаю лошадь, степь братом, днём о сестре, о земле лошадью, степью о брате, о дне о лошади, о степи

Рассмотрите таблицы. Сравните окончания существительных I, II и III склонений в одних и тех же падежах.

вопросы

И. кто? что?

Р. кого? чего?

I склонение

есть

нет

сестра, земля

II склонение

Д. кому? чему?

брат, день

дать

III склонение

сестры, земли

В. кого? что?

вижу

сестре, земле

брата, дня

лошадь, степь

Т. кем? чем?

лошади, степи

сестру, землю

брату, дню

П. о ком? о чём?

доволен

брата, день

лошади, степи

сестрой, землёй

думаю

лошадь, степь

братом, днём

о сестре, о земле

лошадью, степью

о брате, о дне

о лошади, о степи

Ответьте на вопросы    1. Совпадают ли окончания именительного и винительного падежей в I склонении?  2. В каком падеже совпадают окончания существительных I и II склонения?  3. В каких падежах совпадают окончания существительных III склонения?

Ответьте на вопросы

1. Совпадают ли окончания именительного и винительного падежей в I склонении?

2. В каком падеже совпадают окончания существительных I и II склонения?

3. В каких падежах совпадают окончания существительных III склонения?

  Чтобы узнать склонение имени существительного в предложении, нужно его поставить в начальную форму – И.п. ед. ч. По роду и окончанию определить склонение.                  Запомните!   У существительных, имеющих форму только  множественного числа, склонение не определяется:        сани   ворота   дрова.     
  •   Чтобы узнать склонение имени существительного в предложении, нужно его поставить в начальную форму – И.п. ед. ч. По роду и окончанию определить склонение.               Запомните!   У существительных, имеющих форму только  множественного числа, склонение не определяется:  
  •   сани   ворота   дрова.     
  Обратите внимание, как образуется форма родительного падежа  множественного числа у некоторых существительных 2-го склонения.        Нулевое окончание:   сапог,   солдат, чулок,   валенок,   блюдец,   полотенец.      Окончание -ов,(ев):   носков,   гектаров,   граммов,   щупальцев,   болотцев.     Окончание -ей:   коленей,   лагерей,   якорей.      

  Обратите внимание, как образуется форма родительного падежа  множественного числа у некоторых существительных 2-го склонения.     

  • Нулевое окончание:   сапог,   солдат, чулок,   валенок,   блюдец,   полотенец.    Окончание -ов,(ев):   носков,   гектаров,   граммов,  
  • щупальцев,   болотцев.   Окончание -ей:   коленей,   лагерей,   якорей.      
Выпишите в 3 столбика существительные, относящиеся  к I, II и III склонению   Звезда, космос, команда, вещь, писатель, поэт, грамматика, вещество, средство, камень, атмосфера, антенна, сигнал, судья, жизнь, сила, библиотекарь, техника, нефть, автомобиль, болезнь, корабль, планета, пространство, галактика, ночь, степь, роль, ружьё, жильё, старьё.

Выпишите в 3 столбика существительные, относящиеся к I, II и III склонению

  • Звезда, космос, команда, вещь, писатель, поэт, грамматика, вещество, средство, камень, атмосфера, антенна, сигнал, судья, жизнь, сила, библиотекарь, техника, нефть, автомобиль, болезнь, корабль, планета, пространство, галактика, ночь, степь, роль, ружьё, жильё, старьё.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга I склонение  II склонение Звезда  III склонение Космос команда  Вещь писатель грамматика атмосфера Жизнь Поэт антенна вещество Нефть Средство Судья Болезнь Ночь камень Сила Степь Сигнал Техника Планета роль библиотекарь Автомобиль галактика корабль пространство Ружьё Жильё старьё

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга

I склонение

II склонение

Звезда

III склонение

Космос

команда

Вещь

писатель

грамматика

атмосфера

Жизнь

Поэт

антенна

вещество

Нефть

Средство

Судья

Болезнь

Ночь

камень

Сила

Степь

Сигнал

Техника

Планета

роль

библиотекарь

Автомобиль

галактика

корабль

пространство

Ружьё

Жильё

старьё

Проанализируйте таблицу склонения существительных на -ия, -ий, ие.   падеж И. кто? что? женский род Есть Р. кого? чего? Нет  мужской род История Д. кому? чему? В. кого? что? Истории Дать средний род Планетарий  Вижу Планетария Решение Истории Т. кем? чем? Доволен Решения Планетарию Историю П. о ком? о чём? Думать Планетарий Историей Решению Планетарием Решение Об истории планетарии Решением решении

Проанализируйте таблицу склонения существительных на -ия, -ий, ие.

падеж

И. кто? что?

женский род

Есть

Р. кого? чего?

Нет

мужской род

История

Д. кому? чему?

В. кого? что?

Истории

Дать

средний род

Планетарий

Вижу

Планетария

Решение

Истории

Т. кем? чем?

Доволен

Решения

Планетарию

Историю

П. о ком? о чём?

Думать

Планетарий

Историей

Решению

Планетарием

Решение

Об истории

планетарии

Решением

решении

Задания Какие окончания имеют существительные женского рода на -ия в родительном, дательном и предложном падежах?   Какие окончания имеют имена существительные мужского рода на -ий и  среднего рода на  -ие в предложном падеже?  Просклоняйте существительные армия , земля . В каких падежах их окончания различаются?

Задания

  • Какие окончания имеют существительные женского рода на -ия в родительном, дательном и предложном падежах?
  • Какие окончания имеют имена существительные мужского рода на -ий и среднего рода на -ие в предложном падеже?
  • Просклоняйте существительные армия , земля . В каких падежах их окончания различаются?
В каких падежах их окончания различаются? Падеж И. кто? что? Есть Р. кого? чего? Армия Нет Д. кому? чему? Дать Земля В. кого? что? Армии Армии Земли Т. кем? чем? Вижу Доволен Земле Армию П. о ком? о чём? Землю Армией Думать Землёй Об армии О земле

В каких падежах их окончания различаются?

Падеж

И. кто? что?

Есть

Р. кого? чего?

Армия

Нет

Д. кому? чему?

Дать

Земля

В. кого? что?

Армии

Армии

Земли

Т. кем? чем?

Вижу

Доволен

Земле

Армию

П. о ком? о чём?

Землю

Армией

Думать

Землёй

Об армии

О земле

Рассмотрите таблицу склонения существительных мать , дочь . Скажите, чем они отличаются от других существительных III склонения   падеж И. кто? что? Р. кого? чего? -ер- Есть Нет -ер- мать Д. кому? чему? дочь мат ер и Дать В. кого? что? доч ер и Вижу ночь Т. кем? чем? мат ер и П. о ком? о чём? Доволен доч ер и мать ноч и дочь Думать ноч и мат ерь ю ночь доч ерь ю О мат ер и О доч ер и ночь ю О ноч и

Рассмотрите таблицу склонения существительных мать , дочь . Скажите, чем они отличаются от других существительных III склонения

падеж

И. кто? что?

Р. кого? чего?

-ер-

Есть

Нет

-ер-

мать

Д. кому? чему?

дочь

мат ер и

Дать

В. кого? что?

доч ер и

Вижу

ночь

Т. кем? чем?

мат ер и

П. о ком? о чём?

Доволен

доч ер и

мать

ноч и

дочь

Думать

ноч и

мат ерь ю

ночь

доч ерь ю

О мат ер и

О доч ер и

ночь ю

О ноч и

Закрепление Вариант 1 1) Напишите признаки 1, 2, 3 склонения. 1 скл.___________ 2 скл.___________ 3 скл.___________ 2) Распределите слова по склонениям. 1. морковка 2. морковь 3. луг 4. лужайка 5. детство 6. молодёжь 1 скл. __________ 2 скл. __________ 3 скл. __________ 3) Определите склонение существительных.  По краям дорожки вдоль изгороди растут кусты сирени, черёмухи. 4) Выберите начальную форму. Определите склонение. Писать в тетрадке (1. тетрадь, 2. тетрадка), сидят на ели (1. ёлка, 2. ель), играл на лужке (1. лужок, 2. лужайка) 5) Подберите существительные, противоположные по смыслу другого склонения. день (1. ночь, 2. вечер, 3. утро) ложь (1. истинность, 2. обман, 3. правда)

Закрепление

  • Вариант 1
  • 1) Напишите признаки 1, 2, 3 склонения.
  • 1 скл.___________
  • 2 скл.___________
  • 3 скл.___________
  • 2) Распределите слова по склонениям.
  • 1. морковка
  • 2. морковь
  • 3. луг
  • 4. лужайка
  • 5. детство
  • 6. молодёжь
  • 1 скл. __________
  • 2 скл. __________
  • 3 скл. __________
  • 3) Определите склонение существительных.

  • По краям дорожки вдоль изгороди растут кусты сирени, черёмухи.
  • 4) Выберите начальную форму. Определите склонение.
  • Писать в тетрадке (1. тетрадь, 2. тетрадка),
  • сидят на ели (1. ёлка, 2. ель),
  • играл на лужке (1. лужок, 2. лужайка)
  • 5) Подберите существительные, противоположные по смыслу другого склонения.
  • день (1. ночь, 2. вечер, 3. утро)
  • ложь (1. истинность, 2. обман, 3. правда)
Вариант 2 1) Напишите признаки 1, 2, 3 склонения. 1 скл.________________ 2 скл.__________________ 3 скл.__________________ 2) Распределите слова по склонениям. 1. площадь 2. площадка 3. снег 4. снежинка 5. осень 6. лето 1 скл. __________ 2 скл. __________ 3 скл. __________ 3) Определите склонение существительных. На зелени полыни блестят в лучах солнца капельки росы. 4) Выберите начальную форму. Определите склонение. Собирал морковку (1. морковь, 2. морковка), гулял по площади (1. площадка, 2. площадь), гулял на поляне (1. поле, 2. поляна). 5) Подберите существительные, противоположные по смыслу другого склонения. зной (1. прохлада, 2. жара, 3. холод) дело (1. безделье, 2. работа, 3. лень)
  • Вариант 2
  • 1) Напишите признаки 1, 2, 3 склонения.
  • 1 скл.________________
  • 2 скл.__________________
  • 3 скл.__________________
  • 2) Распределите слова по склонениям.
  • 1. площадь
  • 2. площадка
  • 3. снег
  • 4. снежинка
  • 5. осень
  • 6. лето
  • 1 скл. __________
  • 2 скл. __________
  • 3 скл. __________
  • 3) Определите склонение существительных.
  • На зелени полыни блестят в лучах солнца капельки росы.
  • 4) Выберите начальную форму. Определите склонение.
  • Собирал морковку (1. морковь, 2. морковка),
  • гулял по площади (1. площадка, 2. площадь),
  • гулял на поляне (1. поле, 2. поляна).
  • 5) Подберите существительные, противоположные по смыслу другого склонения.
  • зной (1. прохлада, 2. жара, 3. холод)
  • дело (1. безделье, 2. работа, 3. лень)
Ответы 1 вариант 2 вариант 1) 1 - ж.р –а,-я; м.р.-а,-я  2 - м.р. Нулевое окончание, ср.ср. –о, -е. 3 – ж.р. На –ь 2) 1 скл.- 1,2 2 скл. – 3,5 3 скл. - 2,6 3) 2,1,3,2,3,1 4) 1,2,1 5) день (1. ночь,) ложь (3. правда) 1) 1) 1 - ж.р –а,-я; м.р.-а,-я  2 - м.р. Нулевое окончание, ср.ср. –о, -е. 3 – ж.р. На –ь 2) 1 скл.- 2,4 2 скл. – 3,6 3 скл. - 1,5 3) 3,3,2,2,1,1 4) 2,2,2 5) зной (3. холод) дело (1. безделье)

Ответы

1 вариант

2 вариант

  • 1) 1 - ж.р –а,-я; м.р.-а,-я
  • 2 - м.р. Нулевое окончание, ср.ср. –о, -е.
  • 3 – ж.р. На –ь
  • 2) 1 скл.- 1,2
  • 2 скл. – 3,5
  • 3 скл. - 2,6
  • 3) 2,1,3,2,3,1
  • 4) 1,2,1
  • 5) день (1. ночь,)
  • ложь (3. правда)
  • 1) 1) 1 - ж.р –а,-я; м.р.-а,-я
  • 2 - м.р. Нулевое окончание, ср.ср. –о, -е.
  • 3 – ж.р. На –ь
  • 2) 1 скл.- 2,4
  • 2 скл. – 3,6
  • 3 скл. - 1,5
  • 3) 3,3,2,2,1,1
  • 4) 2,2,2
  • 5) зной (3. холод)
  • дело (1. безделье)

Игра «Не подведи свой ряд»  1-й ряд записывает существительные 1-го склонения, 2-й ряд записывает существительные 2-го склонения, 3-й ряд записывает существительные 3-го склонения Село, папа, дочь, отец, парта, молодежь, плакат, ложка, дверь, солнце, земля, соль, сердце, мышь, галактика, тетрадь, вселенная, конь.

Игра «Не подведи свой ряд» 1-й ряд записывает существительные 1-го склонения, 2-й ряд записывает существительные 2-го склонения, 3-й ряд записывает существительные 3-го склонения

  • Село, папа, дочь, отец, парта, молодежь, плакат, ложка, дверь, солнце, земля, соль, сердце, мышь, галактика, тетрадь, вселенная, конь.
Ответы 1- папа, парта, ложка, земля, галактика, вселенная. 2- село, отец, плакат, солнце, сердце, конь. 3- дочь, молодёжь, дверь, соль, мышь, тетрадь.

Ответы

  • 1- папа, парта, ложка, земля, галактика, вселенная.
  • 2- село, отец, плакат, солнце, сердце, конь.
  • 3- дочь, молодёжь, дверь, соль, мышь, тетрадь.
Игра «Найди лишнее» 1) мать, дочь, тётя, Лена, Алёна, Андрей, бабушка 2) Парта, ручка, таблица, плакат, доска, книга, тряпка 3) Солнце, небо, облако, туча, море, кольцо, окно 4) конь, день, пень, учитель, портфель, дочь, календарь

Игра «Найди лишнее»

  • 1) мать, дочь, тётя, Лена, Алёна, Андрей, бабушка
  • 2) Парта, ручка, таблица, плакат, доска, книга, тряпка
  • 3) Солнце, небо, облако, туча, море, кольцо, окно
  • 4) конь, день, пень, учитель, портфель, дочь, календарь
Ответы 1- Андрей 2- плакат 3- туча 4- дочь

Ответы

  • 1- Андрей
  • 2- плакат
  • 3- туча
  • 4- дочь
Домашнее задание  Прочитайте текст, перескажите его содержание. Выпишите  из текста слова I, II и III склонения   Наше Солнце – член огромного семейства галактики под названием Млечный путь . В галактике таких звёзд, как Солнце, – миллиарды, их не меньше, чем песчинок в пустыне.  Своё название наша галактика получила потому, что с Земли на ночном небе она выглядит, как дорожка пролитого молока. Таких галактик, как Млечный путь, во Вселенной миллиарды. Вселенная – это Земля с её обитателями, горами, морями, космос с миллиардами звёзд в миллиардах галактик, даже пустое пространство между ними.

Домашнее задание Прочитайте текст, перескажите его содержание. Выпишите из текста слова I, II и III склонения

  • Наше Солнце – член огромного семейства галактики под названием Млечный путь . В галактике таких звёзд, как Солнце, – миллиарды, их не меньше, чем песчинок в пустыне. Своё название наша галактика получила потому, что с Земли на ночном небе она выглядит, как дорожка пролитого молока. Таких галактик, как Млечный путь, во Вселенной миллиарды. Вселенная – это Земля с её обитателями, горами, морями, космос с миллиардами звёзд в миллиардах галактик, даже пустое пространство между ними.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!