Московский областной университет
Институт повышения квалификации
И профессиональной переподготовки
Кафедра непрерывного образования
Практико- ориентированный проект на тему: «Социальное сопровождение семей воспитывающих ребенка с ОВЗ»
. Кучеренко Е.В. Руководитель: к,и,н,доцент Онищенко Е.В .
Москва 2019
Цель: Показать родителям значимость социального сопровождения семей, воспитывающих ребенка с ОВЗ Задачи: Оказание помощи в овладении способами взаимодействия с детьми ОВЗ Основные этапы социального процесса сопровождения семьи
1 этап
2 этап
Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи
-проводится индивидуальная беседа с одним из родителей,
3 этап
Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ
-расширение контактов семьи, преодоление изоляции, включение ее в общественную жизнь;
-заполняется социальная карта,
Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения
- проводится анкетирование
-налаживание семейного микроклимата;
-формирование у родителей потребности в самообразовании
-на каждого ребенка заводится личное дело
(заключение ПМПК, свидетельство во о рождении, ИПР, справка МСЭ, справки с места жительства и места работы родителей)
-организация правовой поддержки семьи: информация, защита законных прав и интересов
Социально-педагогическая помощь семье направлена на развитие ее собственных ресурсов и инициативы, так как только превращение семьи в активного субъекта социально-педагогической деятельности является решающим фактором эффективности процессов реабилитации и интеграции ребенка.
-заключение договора и письменное согласие на обработку персональных данных детей
-социальный патронаж семьи
7 «Б» Класс со сложной структурой дефекта
Кол-во учащихся ОВЗ: 15 чел
Мальчики: 12 чел.
Девочки:3 чел.
Билингвы: 4 чел.
Дети-инвалиды: 6 чел.
Медицинские работники (психоневролог, мед. сестры. Инструктор ЛФК,
Массажисты и т.д.
психолог
Преподователь Монтессори кабинета
логопед
Семья воспитывающая ребенка с ОВЗ
социальный педагог
дефектолог
Преподаватель по игротерапии
воспитатель
музыкальный руководитель
Информация необходимая для организации поддержки семьи
- Состав семьи, возраст и профессии родителей
- Образовательный и культурный уровни взрослых
- Общая семейная атмосфера, характер семейных взаимоотношений, степень эмоциональной близости
- Приоритеты в воспитании, согласованность взрослых в требованиях к ребенку
- Материальные условия
- Стадия адаптации семьи к ситуации рождения ребенка с ОВЗ
- Готовность родителей к сотрудничеству со специалистами
ЦЕЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ
- оказание квалифицированной поддержки родителям (законным представителям);
- оказание помощи близким взрослым создать семейную среду, комфортную для развития ребенка;
- создание условий для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
- формирование адекватных взаимоотношений между взрослыми и их детьми;
- коррекция понимания родителями (законными представителями) проблем их ребенка:
- исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка;
- повышение родительской компетентности и формирование адекватной оценки состояния своего ребенка.
Формы и методы работы с родителями
- В настоящий момент сложилась определенная система работы с родителями детей воспитывающих детей с ОВЗ, которая включает два этапа: аналитический и содержательный .
- Аналитический этап включает в себя изучение семьи с помощью методов анкетирования, тестирования, собеседования, наблюдение, посещение семей (социально-педагогический патронаж)
- Содержательный этап включает в себя поиск оптимальных формы взаимодействия с родителями.
- Они делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные .
- Наряду с традиционными коллективными формами такими как, родительские собрания, конференции используются нетрадиционные формы : семейные гостиные, школа для родителей, игровые практикумы, совместные праздники, День открытых дверей, игровые занятия родителей вместе с детьми.
- Из индивидуальных форм наиболее часто используем беседы с родителями, тематические консультации, “заочные” консультации с помощью почтового ящика “Вы спрашивали...”.
- Широко используются наглядно-информационные формы. В холлах и группах имеются различные информационные стенды для родителей. Организовываются фотовыставки, выставки творчества детей и родителей, выставки стенгазет, папки - передвижки(«День рождения в кругу семьи», «Играем вместе», «Безопасная дорога домой», библиотечки педагогической литературы.
- Взаимодействие с родителями принесло определенные результаты:
увеличилась посещаемость родителями родительских собраний;
- увеличилось количество индивидуальных консультаций ;
- родители наших воспитанников стали активными участниками мероприятий детского сада.
- В перспективе планируем:
- Привлечь больше родителей для общения через сайт МАУО Надежда»;
- организовать семейный клуб “Здоровый ребенок”;
- открыть консультативный пункт для родителей .
- Таким образом, успешное решение задачи создания единого пространства развития, воспитания и обучения ребёнка с ОВЗ возможно только при объединении усилий семьи и детского сада , выстраивая отношения с родителями на основе диалога, открытости и партнерства.
При работе с семьей воспитывающей «особого «ребенка социальным педагогом выделяются основные задачи
- помочь родителям принять себя и своих детей, такими какие они есть; - раскрыть собственные творческие возможности, - изменить взгляд на свою проблему – воспринимать ее не как «крест», а как «особое предназначение»; - вооружить родителей различными способами коммуникации; - научить помогать и поддерживать друг друга; - помочь избавиться от чувства обособленности и брошенности в своем горе; - помочь в формировании адекватной оценки психологического состояния детей; - снятие тревоги и страха отвержения; - формирование адекватного представления об общественных процессах и месте «особых» людей в структуре общества; - помочь избавиться от комплекса вины и неполноценности себя и своей семьи. Психотерапевтическая работа может быть осуществлена на нескольких уровнях: - Мотивационном – повышение активности, пессимистически настроенных членов семьи, актуализация потребности в самораскрытии; - Эмоциональном – коррекция, состояния родителей и др. членов семьи и формирование умений саморегуляции, снятие эмоционального напряжения; - Поведенческих – формирование эффективных навыков и умений, переоценка жизненной ситуации.
Принципы работы педагога с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям , где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я-концепции» каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха).
3. Принцип комплексности – социально-педагогическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте социального педагога с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями и т.д.
4. Принцип деятельностного подхода- помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
Советы родителям, которые помогуТ активизировать участие родителей в жизни ребенка
- ПРОЯВЛЯТЬ ВЗАМНОЕ УВАЖЕНИЕ К ДРУГ ДРУГУ
-ПООЩЕРЯТЬ ИНЦИАТИВУ. ТВОРЧЕСТВО И ФАНТАЗИЮ РОДИТЕЛЕЙ. ПОМОГАТЬ ИМ
-ПРИВЛЕКАТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ЗАНИМАТЕЛЬНЫМ МЕРОПРИЯТИЯМ ДЕТСКОГО САДА
-ПОЗВОЛЬТЬ РОДИТЕЛЯМ САМИМ ВАЫБИРАТЬ. КАКУЮ ПОМОЩЬ ОНИ ХОТЕЛИ БЫ ОКАЗАТЬ УЧРЕЖДЕНИЮ
- ДОВОДИТЬ ДО СВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧТО УЧАСТИЕ В ЖИЗНИ ДОУ И ГРУППЫ ЦЕНИТСЯ, А ЛЮБАЯ ПОМОЩЬ ПРИВЕТСТВУЕТСЯ
-ДЕЛАТЬ УДАРЕНИЯ НА СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЕМЬИ И ДАВАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ
-СОХРАНЯТЬ КОНФЕДИЦИАЛЬНОСТЬ ЛЮБОЙ ИНФОРМАЦИИ
-ОБУЧАТЬ НАВЫКАМ СОТРУДНИЧЕСТВА И Т.Д.