Современные игровые технологии обучения в ДОУ
Подготовила : Соцкова Светлана Ивановна,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №4
комбинированного вида города Бокситогорска»
«Игровая технология», должна отвечать психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
- В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- Группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- Группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- Группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
- При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.
- Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
- Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя
Мария Монтессори
итальянский педагог и психолог (1870 - 1952)
Создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, воспитатель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Воспитатель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется.
Основа педагогики Монтессори,
ее девиз - "помоги мне это сделать самому".
Зайцев Николай Александрович (1939г.р.)
педагог-новатор из Санкт-Петербурга
Автор пособия "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре и на системности подачи материала.
Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе.
Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова.
Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.
Вячеслав Вадимович Воскобович
инженер-физик, российский изобретатель и автор развивающих игр для детей.
Особенность развивающей методики Воскобовича состоит в том, что он попытался совершить путь от практического опыта к теории.
В основном это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Отличительной особенностью этих игрушек является сочетание сказки и головоломки.
По методике Воскобовича, которую сам он назвал «технологией», ребёнок с помощью игр попадает в развивающую среду, названную «Фиолетовый лес».
Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский педагог и математик, профессор. Основатель игрового подхода к развитию детей «Новая математика»
- Идея которого заключается в освоении детьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев.
- Логические игры с блоками Дьенеша способствуют развитию логических, комбинаторных и аналитических способностей детей. Ребенок разделяет блоки по свойствам, запоминает и обобщает.
- Игровые упражнения по методике Дьенеша доступно знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и основами информатики. Блоки способствуют развитию у детей мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а также логического мышления, творческих способностей и познавательных процессов - восприятия, памяти, внимания и воображения.
- С блоками Дьенеша могут играть дети разного возраста: от самых маленьких (с двух лет) до начальной (и даже средней) школы. В настоящее время во всем мире для развития детей и подготовки к школе широко используются "Логические блоки Дьенеша" в различных вариантах исполнения: объемные и плоскостные.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891-1976)
- Разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
- Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. В наборе содержатся палочки-призмы 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее значение числа она выражает.
Палочки Кюизенера
Глен Доман (1920 г.р.) американский врач-нейрофизиолог Филадельфия
- Основатель “Института достижений человеческого потенциала”. Основная идея методики: в любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставляя ему неограниченные возможности в жизни.
- Каждый ребенок – может стать гением, а ранее развитие – это ключ к его гениальности.
- Человеческий мозг растет благодаря его постоянному использованию, и этот рост фактически завершается к шести годам.
- Маленькие дети обладают огромной жаждой познания. Они легко усваивают огромное количество информации, и она надолго остается в их памяти.
- Маленькие дети уверены в том, что самым замечательным подарком для них является внимание, которое им всецело уделяют взрослые, особенно папа с мамой.
- Самыми лучшими учителями являются родители. Они могут учить своего ребенка абсолютно всему, что знают сами, если только делать это искренне и радостно, с использованием фактов.
Сесиль Лупан (г.р. 1955) Бельгия
"Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который необходимо зажечь". Нужно не «обучать» детей по строгому графику, а развивать врождённые "склонности" малышей, улавливать то, чем на данный момент интересуется ребенок и, соответственно, на пике этого интереса проводить развивающие занятия именно по данной теме.
«ТИКО» - технологии
Очень полезно для детей младшего дошкольного возраста является использование "ТИКО – технологии".
"ТИКО" или Трансформируемый игровой конструктор для обучения – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли "окошка", "двери", "глазок". Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В игре с конструктором ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур, но и открывает мир призм, пирамид, звезд Кеплера.
Достоинства игровых технологий
- игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
- игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы детей внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
- одним из главных достоинств является повышение интереса к изучаемому объекту практически у всех детей в группе;
- посредством игры задействуется “ближняя перспектива” в обучении;
- игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего дети получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.
Спасибо за внимание!