Создание ситуации успеха на уроке, как один из путей повышения результативности обучения истории и обществознанию
Подготовлено учителем истории и обществознания МБОУ «Белогорская СШ №3» г.Белогорска Республики Крым
Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать
Ф.де Ларошфуко
Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться
- Почему он теряет интерес к учебе?
- Виновата ли в этом школа и ее методы
обучения?
- Какую роль при этом играет учитель?
- Может ли учитель сформировать
интерес к учебному процессу и
помощи чего?
Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении-это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам
К.Д.Ушинский
Главный смысл деятельности учителя:создать каждому ученику ситуацию успеха
В.А.Сухомлинский
Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни
У.Глассер
Психолого-педагогический аспект успеха
Учение-целенаправленный и мотивированный процесс
Потребность
Мотив
Цель
Рефлексия
Действие
Успех
Социальный
аспект
Психологический
аспект
Педагогический
аспект
Ожидание =
результат
Достижение
значительных
результатов
Переживание
состояния радости
У спех-результат продуманной,
подготовленной тактики учителя, семьи.
Задача учителя
1 . Создать ситуацию успеха-разработать такое задание и такую методику, при которой ученик обязательно справиться с работой.
2. Дать каждому шанс пережить радость достижения, возможность поверить в себя.
Действия учителя
Педагогическая поддержка
- Верить в каждого ребенка и его возможности.
- Оценивать не личность, а поступки.
- Видеть ценность не только результата, а и процесса взаимодействия с ребенком.
- Проявлять внимание к каждому ребенку.
- Не спешить с выводами, говорить об успехах не в сравнении с другими.
- Помогать в сохранении собственного «Я»
Педагогическое стимулирование
- Хорошая оценка(высокий балл).
- Запись благодарности в дневник.
- Поощрение словами.
- Групповая работа.
- Назначение консультантом.
- Выставка лучших работ
Стимулирование познавательной деятельности
- Метод учебных дискуссий.
- Метод проектов(минипроектов).
- Метод познавательных игр.
- Метод состязания.
- Метод создания ситуации интереса.
- Метод создания ситуации новизны.
- Метод опоры на жизненный опыт учащихся
Алгоритм создания ситуации успеха
Снятие страха
Назначение
операции
Преодолеть неуверенность,
робость,
боязнь
1.Мы все пробуем и ищем, только так
может что-то получиться.
2.Люди учатся на своих ошибках и находят
другие способы решения.
3.Задание довольно легкое, этот материал
мы с вами проходили
Речевая парадигма
Авансирование успешного результата
Назначение
операции
Выразить твердую уверенность,
что ученик обязательно справиться
1.У вас обязательно получиться.
2.Я даже не сомневаюсь в успешном
результате
Речевая парадигма
Скрытое инструктирование
Помогает ребенку
избежать поражения
Назначение
операции
1.Возможно ,лучше всего начать
с… .
2.Выполняя работу, не забудьте
о…
Речевая парадигма
Внесение мотива
Показать ради чего и кого
Выполняется работа
Назначение
операции
1.Возможно ,лучше всего начать
с… .
2.Выполняя работу, не забудьте
о…
Речевая парадигма
Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя…радость успеха может померкнуть
В.А.Сухомлинский
Персональная исключительность
Назначение
операции
Показать важность усилий ребенка
в предстоящей деятельности
1.Только ты и мог бы…
2.Только тебе я и могу доверить..
3.Ни к кому, кроме тебя, я не могу
обратиться с этой просьбой…
Речевая парадигма
Мобилизация активности или педагогическое внушение
Назначение
операции
Побуждает к выполнению
конкретных действий
1.Нам уже не терпится начать
работу…
2.Так хочется поскорее увидеть…
Речевая парадигма
Высокая оценка деталей
Назначение
операции
Помогает эмоционально
пережить успех какой-то
отдельной детали
1.Тебе особенно удалось …
2.Больше всего мне понравилось
в твоей работе…
3.Наивысшей похвалы заслуживает
эта часть твоей работы…
Речевая парадигма
Источники
- 1. Щукин Г.И. Роль деятельности в учебном процессе.-М., 1986.
- 2. Минскин Е.Н. От игры к знаниям: Пособие для учителя.-М.: Просвещкение, 1987
- 3. Лушников И.Д. Технология развития индивидуальных творческих способностей учащихся.-Вологда, 2005