« Связь педагогики с другими науками» Выполнила: студентка Ш-22 группы Клиновская А.Н.
Педагогика не может успешно развиваться изолированно от других наук о человеке.
Педагогика испытывает влияние других наук, заимствуя из них знания о человеке и обществе, способы научного познания, приспосабливая к своим нуждам научные подходы и теории, разработанные другими науками. Педагогика влияет на развитие всех наук, способствуя совершенствованию образовательного процесса, посредством которого:
- новым поколениям передаются накопленные человечеством научные знания;
- подготавливаются специалисты для научно-исследовательской деятельности.
Примеры связи педагогики с другими науками
история
этика,
эстетика
литература
философия
антропология
политология
педагогика
психология
социология
физиология
медицина
Связь педагогики с философией
Педагогика, отделившаяся в свое время от философии, является самостоятельной наукой, но она не потеряла своей тесной связи с ней.
Философия выполняет важную методологическую роль в процессе разработки педагогической теории: помогает определить исходные позиции при исследовании педагогических явлений. Философия, изучая действия общих закономерностей человеческого бытия и мышления, является основой для создания педагогических теорий. Опираясь на философские модели описания мира, строятся модели педагогического воздействия. При этом, используются различные направления философской мысли, в результате чего возникают разнообразные, зачастую противоречивые методики воспитания.
Связь педагогики с этикой и эстетикой
Важное значение для педагогики имеет и этика. Выводя нормы нравственности из жизненной практики и различных философских систем, формулируя их в виде моральных норм, этика не рассматривает вопроса о том, как индивид или общество присваивает эти нормы и образцы поведения. Этим занимается педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы.
Подобным образом можно представить взаимодействие педагогики и эстетики, в результате которого становятся возможными разработка теории и создание действенной системы художественного воспитания.
Связь педагогики с историей
История составляет значительную часть материалов для воспитательной и образовательной деятельности. Опираясь на исторические данные, педагогическая наука росла и совершенствовалась, учитывая ошибки и удачи педагогов прошлого.
Связь педагогики с литературой
Литература является непременным атрибутом всех основных категорий педагогики и незаменимым помощником для педагогов различных направлений. Получение образования немыслимо без специализированной литературы по предметам, изучаемым в рамках приобретения конкретной профессии. Художественная литература играет важную роль в процессе воспитания, помогая человеку выбрать правильный ориентир в поиске, формирует мировоззрение человека.
Связь педагогики с политологией
Политология и педагогика имеют точки соприкосновения в образовательном процессе, т. к. стержнем образовательной политики всегда является государственная идеология. В задачи педагогики входит формирование личности, готовой к жизни и деятельности. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей и установок.
Связь педагогики с психологией
Психология и педагогика — науки, обращенные к практике, погруженные в гущу проблем жизни человека и общества. Каждый раздел педагогической науки заимствует наработки из определенных разделов психологии. Взаимодействие педагогики и психологии стало основой для возникновения таких новых научных направлений как педагогическая психология и психопедагогика. Педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Психология помогает решать конкретные вопросы обучения и воспитания, помогает составить рациональный режим труда и отдыха, дает знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, которые необходимы в педагогической деятельности.
Связь педагогики с медициной и физиологией
Очевидна связь педагогики и медицины. Дети, имеющие врожденные или приобретенные дефекты, влияющие на развитие мыслительной или физической деятельности, нуждаются в применении к ним коррекционной педагогики.
Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Знание закономерностей функционирования высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие и обучающие технологии, инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.
Связь педагогики с социологией
Социология, занимающаяся изучением общества как сложной целостной системы, дает педагогике большой фактический материал для более рациональной организации процесса обучения и воспитания. Социология связана с педагогикой планированием состояния и содержания общества и его социальных групп. Педагогика выполняет свои функции в соответствии с заказом социологии, характеризуя ее определенными качествами, на выработку которых направлен педагогический процесс. Социология включает в область своих теоретических и прикладных исследований проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т. д.
Связь педагогики с антропологией
Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать потенциал, накопленный в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости.
В педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук.
В качестве форм взаимосвязи педагогики с другими науками выступают:
- использование педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
- творческое заимствование методов исследований, применяемых в этих науках;
- использование конкретных результатов исследований других наук; ее участие в комплексных исследованиях человека.
Рассматривая вопрос о связи педагогики с другими науками, необходимо отметить следующее:
- систему педагогических знаний нельзя вывести из какой-либо одной науки;
- для разработки педагогической теории и практических рекомендаций необходимы данные других наук;
- одни и те же данные могут быть использованы для достижения различных целей;
- педагогика перерабатывает данные других наук для более полного познания педагогического процесса и разработки различных способов его оптимальной организации.
Только тесное комплексное взаимодействие педагогики с остальными науками может обеспечить полноценный научный подход к предмету своего исследования и корректного построение педагогического процесса.
Таким образом, педагогика - это особый взгляд на мир, педагогическое мышление - это особое мышление, которое приобретается постепенно и которому нужно учиться. Педагогика - это тот волшебный ключик, которым открывается всё в мире людей.
Спасибо за внимание!