Технология коррекции агрессивного поведения учащихся 9-11 классов
Автор: педагог – психолог Гусева Н.И.
Место работы: МБОУ СШ №58.
Стаж работы: 8 лет в качестве педагога-психолога
Квалификационная категория: -
Актуальность
Агрессивность – свойство личности, целенаправленное разрушительное поведение, заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу.
Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Коррекция агрессии старшеклассников очень важна, потому что уголовное ответственность наступает с 18 лет и важно скорректировать то, что не было скорректировано ранее.
Статистика агрессивного поведения подростков отмечает основные причины агрессии:
- особенности воспитания в семье;
- влияние ближайшего окружения;
- воздействие СМИ;
- наступление периода полового созревания;
- нарушения в работе головного мозга.
Основные концептуальные положения
- Психологические детерминанты агрессивного поведения у подростков (П. Белл, Г. Лорено, А.Л. Гройсман, Э.Г. Костяшкин);
- Закономерности воспитания подростков с агрессивным поведением (М. Мид, Н.Н. Верцинская, Д.Е. Журавлев, В.А. Крутецкий);
- Выявление медико-психологических особенностей возникновения агрессивного поведения в подростковом возрасте (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, А.Г. Ковалев);
- Изучение способов коррекционной работы с агрессивными подростками (Р. Сирс, Е.В. Змановская, Е.А. Фурманов).
Цель: выявление подростков с агрессивным поведением и определение направления помощи.
Задачи:
- Изучить в психолого-педагогической литературе специфику агрессивного поведения подростков.
- Выявить детей с агрессивным поведением.
- Провести работу по коррекции агрессивного поведения подростков.
Этапы реализации
I этап – ориентировочный, направленный на диагностику уровня агрессии и на установление контакта с педагогом – психологом.
II этап – реконструктивный, направлен на снижение уровня агрессивности и тревожности.
III этап – закрепляющий, направлен на закрепление и повторную диагностику уровня агрессии.
Методы коррекции
- Беседа.
- Творческое самовыражение (рисунок, конструирование).
- Психологическая игра.
- Занятия с элементом тренинга, упражнения.
- Релаксационные техники (глубокое дыхание , визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку)
Направление работы
Психолого-педагогическая помощь учащимся с нарушениями поведения осуществляется в четырех направлениях:
- Предупреждение и профилактика отклонений в поведении;
- Диагностика учащихся;
- Преодоление, коррекция уже имеющихся нарушений поведения;
- Консультирование всех субъектов образования.
Работа педагога – психолога с родителями :
- групповые, индивидуальные – консультации, семинары, лекции, беседы, анкетирование;
- особой формой работы с родителями является создание и распространение информационно-методических материалов;
Работа педагога – психолога с педагогами:
- групповые – лекции, теоретический семинар, семинар-практикум, беседы, анкетирование, тренинг, консультации.
Коррекционно- развивающая работа Приемы работы
Корректирующие психологические упражнения и игры – важные формы коррекционной работы с агрессивными детьми. В комплексе могут быть применены различные методы, подкреплённые разнообразием организационных форм.
Вся коррекционная работа, направленна на осознание собственного эмоционального мира, а также чувств других людей; на овладение приемами контроля своего гнева и поведенческой терапии, а также к развитию адекватной самооценки.
Для учащихся имеющих высокий уровень агрессии проводятся занятия 3 раза в неделю.
Коррекционно- развивающая работа Приемы работы
- Занятие с элементом тренинга «Жизнь без агрессии»
Цель занятия: предупреждение и преодоление агрессивного, конфликтного поведения; развитие коммуникативной культуры поведения подростков и формирования навыков саморегуляции;
- Занятие с элементом тренинга «Письма гнева»
Цель: изучение мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций, осознание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения.
Коррекционно-развивающая работа Приемы работы
- Занятие с элементом тренинга «Я и мои эмоции»
Цель занятия: формирование представлений о эмоциях, эмоциональных состояниях, мимике;
- Упражнение "Прогноз погоды"
Цель: научить ребенка приемлемым способом сообщить о своем плохом настроении, уважать состояние души другого человека;
- Упражнение «Камушек в ботинке»
Цель: научить детей с помощью метафоры сообщать о своих трудностях;
- Упражнение «Спустить пар»
Цель: работа с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и воспитателями;
- Упражнение «Датский бокс»
Цель: показать детям, что агрессивность может быть и конструктивна.
Коррекционно- развивающая работа
Приемы работы
- Упражнение "Шутливое письмо"
Цель упражнения: Решить проблему не только оптимистически, но и с чувством юмора;
Цель: приобретение опыта в распознавании эмоций;
- Упражнение «Давай поругаемся!»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, трансформация негативных эмоций в конструктивные.
Важную роль в работе с учащимися играют ролевые игры. В них воспроизводятся реальные ситуации, которые были уже пережиты детьми, или ситуации, которые предположительно могут возникнуть в будущем. Главная цель – научить детей правильно вести себя. Наиболее ценными являются те варианты решений, когда ребенок сам находит правильный выход из ситуации, совершает обдуманный выбор
Результативность технологии
Результативность технологии
В обследовании приняли участие учащиеся 9-11 классов в количестве 53 человека. На данной диаграмме видно, что по сравнению с 2020-2021 учебным годом показатели улучшились. Высокий уровень агрессии у учащихся 9-11 классов с 48% снизился до 29%. Средний уровень увеличился с 27% до 58%. Низкий уровень снизился с 25% до 13 %.
Транслируемость
Результаты данной работы были представлены:
- на МО классных руководителей
Транслируемость
- На школьном сайте представлены памятки по коррекции агрессивного поведения: «Памятки для родителей по предупреждению детской агрессивности», «Как правильно справиться со своей и чужой агрессией?» (памятка для учащихся), «Практические рекомендации педагогам по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников»;
Перспективы работы
- подобрать инструментарий для 7, 8 классов
- опубликовать материалы тренингов в сообщество педагогов-психологов
- разработать программу внеурочной деятельности для учащихся 9-11 классов включающую в себя правовое воспитание.
Спасибо за внимание!