Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Требования к оформлению метод.продуктов»»
«Требования к оформлению методических продуктов»
Выполнила: Масюк Ксения
Студентка Ш-42 группы.
Методическая продукция – один из способов выражения и распространения методических знаний, одна из форм выражения результатов методической деятельности.
Совокупность методической продукции составляет информационно- методический фонд ( методическую копилку).
Виды методической продукции могут быть классифицированы:
1.По периодичности: периодическая и непериодическая.
2.По адресату: для взрослых (преподавателей) и для детей (учащихся, воспитанников).
3.По характеру информации: текстовая, схематическая, плакатная или графическая.
4.По содержанию (в зависимости от специализации учителя, методиста).
5.По функциональному назначению.
В зависимости от вида методическая продукция решает разные задачи:
- излагает сведения, подлежащие распространению;
- разъясняет приемы и методы;
- обобщает педагогический опыт;
- объясняет цели и порядок действий;
- методику организации различных мероприятий;
- показывает возможные формы проведения дел и т.д.
К методическим продуктам предъявляются определенные требования:
- методический продукт должен быть актуальным, учитывать запросы и профессиональные потребности педагогов-практиков;
- издание должно иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей;
- издание должно быть результатом глубокого всестороннего изучения какого-либо вопроса по научно-педагогической, методической литературе, либо специального педагогического эксперимента, либо оправдавшего себя опыта работы коллектива, отдельного педагога;
- название должно прямо указывать на его тему и основное содержание;
- содержание издания должно раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действий педагога, коллектива;
- если в издании использованы печатные источники, идеи и материалы других авторов, то обязательно нужно указывать источник;
- необходимо обратить внимание на культуру оформления издания, лаконичность изложения, целостность и логичность структуры;
- методическая продукция обязательно утверждается на методическом совете (педагогическом совете) образовательного учреждения или вышестоящего органа.
Классификация методической продукции по функциональному назначению:
- информационно-методическая;
- организационно-методическая;
- прикладная методическая продукция;
- научно-методическая продукция;
- учебная (образовательная) продукция;
К информационно-методической продукции относятся :
- аннотация, бюллетень, газета, вестник, информационно-методическая выставка, листовка, листок, методический справочник, методический комментарий, методическое описание, портфолио, рекомендательный библиографический список (указатель), реферат, реферативное издание, реферативный журнал, реферативный сборник, рецензия, словарь, устное выступление, отчет, конспект.
Пример:
- Реферат – краткое изложение в письменной форме литературных данных (книг, статей, научных работ), которые отражают точку зрения автора и дополняются имеющимися практическими данными по этому вопросу. Реферат отражает точку зрения автора и дополняется имеющимися практическими данными по определенному вопросу. Данный вид методической продукции - это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой.
Примерная структура реферата :
- тема, автор, занимаемая должность, место работы;
- введение – содержит краткий анализ избранной проблемы, обоснование актуальности; описание предмета, цели и задач предстоящего исследования; описание методики и технологии исследования;
- теоретическая часть – содержит анализ концептуальных положений по избранной проблеме; анализ первоисточников; раскрывает научное состояние проблемы, ее новые аспекты, требующие дальнейшего углубленного изучения и т.д.);
- практическая часть – включает авторские разработки, описание позитивных и негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д. Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.
- заключение – содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования;
- библиография;
- приложения – прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности.
К организационно-методической продукции относятся:
- инструкция, методическая записка, памятка, положение о массовом мероприятии, методические рекомендации, методическая разработка, сборник материалов, авторская программа, учебно-методический комплекс.
Пример:
- Памятка – брошюра или листовка, содержащая необходимый минимум сведений для выполнения какой-либо деятельности. Памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении какой-либо операции или осуществлении каких-либо функций. В сжатой форме дает алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Как правило, памятка имеет точный адресат в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала дается предельно лаконично, конкретно, без повторений, как правило, по пунктам.
Требования к оформлению
- разрабатывается на основе изучения или обобщения опыта или проведенного исследования;
- создаются для оказания помощи педагогам в выработке решений, основанных на достижениях науки и результативном педагогическом опыте (с учетом конкретных условий деятельности конкретного педагога);
- рекомендации должны раскрыть одну или несколько частных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта;
- обязательно содержать указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.
- Прикладная методическая продукция – это вспомогательный материал, дополняющий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции: сценарий, графическая информация, деловая игра, картотека, каталог, плакат, сборник упражнений, тематическая папка, тематическая подборка материалов и др.
Пример:
- Сценарий – подробная запись праздника, массового мероприятия. Самый распространенный вид методической продукции. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, чтецов, актеров, тексты стихов, поэтических произведений, песен и т.д. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников праздника на сцене и т.д.
Примерная схема сценария:
- Название (сценарий праздника «Венок Пушкину»); адресат; цели и задачи; участники, реализующие сценарий, действующие лица; полный текст выбранного сценария, использованная литература.
- Как правило, сценарий снабжен методическими советами, что позволяет разрабатывать собственные варианты, избежать ошибок.
Учебная (образовательная продукция)
- Творчески одаренные и обладающие большим практическим опытом педагогические работники могут стать авторами учебников, учебных пособий и других изданий подобного рода.
Научно - методическая продукция
- Продукция такого вида создается с целью передачи подходов, способов и методов обучения и воспитания. Она находит свое отражение в публикации статей в специальных журналах, сборниках научных трудов. Видами данного вида продукции являются доклад, тезисы, учебно-методический комплекс.
Пример:
- Тезис – положение или утверждение. Тезисы повторяют, сжато формулируют прочитанное. Они передают суть содержания книги, статьи, доклада и позволяют обобщить материал. Процесс составления тезисов дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.
Рекомендации по изложению тезисов:
- в тезисах может быть изложена одна или несколько идей разработанных автором;
- тезис должен четко и кратко, но содержательно раскрывать основное положение исследования;
- в тезисах не должно быть пространных выражений, много цифр и таблиц;
- при составлении тезисов не приводятся факты и примеры;
- в тексте сохраняется самобытная форма высказывания, оригинальность авторского суждения, чтобы не потерять документальность и убедительность;
- по нормативу объем не больше страницы.