Тема урока: Виды свободной кистевой росписи по дереву
Художественная роспись по дереву – это искусство декорирования деревянной поверхности красками или кистью. Она является одним из древних видов народных промыслов. Роспись по дереву – самый популярный вид декора-тивно-прикладного искусства.
Для росписи по дереву характерны два основных направления:
кистевое и графическое
Свободная кистевая роспись строится на выразительности живописного мазка и цветового пятна. Мастера этого стиля работают сразу кистью, моделируя цветом растительные формы, фигуры животных и людей.
Виды свободной кистевой росписи:
-хохломская,
-городецкая,
-урало-сибирская,
-полхов-майданская,
-онежская,
-шенкурская,
-ракульская.
Урало-сибирская роспись
Возникновение и распространение росписи связано с миграцией русского населения на Урал, пик которой пришёлся на 18 в. Среди поселенцев было немало народных художников, красильщиков и маляров. Роспись по дереву стала ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее крупных посёлках.
В начале 19 века на Урале появился обычай расписывать крестьянские дома (домовая роспись).
Формированию целостного стиля уральской домовой росписи способство-вало то, что данный промысел отличался большой подвиж-ностью. Профессиональные крестьяне-художни-ки переезжали из волости в волость, расписывая избы.
В середине 19 веке широко распространилась роспись домашней утвари из дерева.
Урало-сибирская роспись выполняется при помощи масляных или акриловых красок. Она предполагает особую технику мазка, когда на кисть одновременно берётся две краски.
Основные мотивы росписи:
-цветы,
-ягоды,
-фрукты,
-травки и веточки,
-реже используются фигуры птиц, животных и человека.
Цветы
Ягоды,
фрукты, травки и веточки
Фигуры птиц
Фигуры человека
Полхов-майданская роспись
Возникла в начале 20 в., на базе токарного промысла, в селе Полховский Майдан и деревне Крутец на юге Нижегородской области, в Вознесенском районе.
Под влиянием аналогичных изделий Сергие-во-Посадских мастеров, с начала 1920-х гг., полхов-майданская посуда начинает украшаться выжженным контурным рисунком, который раскрашивался красками.
Постепенно выжженный контур рисунка вытеснился другим приёмом майдановской росписи – «наводкой» (обводкой рисунков черных цветом).
На изделие вначале наносится контурный рисунок пером или кистью, который потом заполняется цветом и детализируется. Полхов-майданская роспись выполняется при помощи туши и анилиновых красок (а также гуашевых, акриловых, масляных).
Основные мотивы росписи:
-цветы, листья, ягоды;
-реже используются фигуры птиц, животных и человека;
- сельские и городские пейзажи.
Цветы, листья, ягоды
Цветы, листья, ягоды
Фигура человека
Пейзаж
Пейзаж
Онежская роспись
Возникла в 19 в., в районе нижнего течения реки Онеги Архангельской губернии. Этой росписью украшали прялки, кровли и фасады жилища, сани, сундуки. Росписи характерен синий, зелёный или коричневый цвет фона.
Основные элементы онежской росписи выполняют красным, жёлтым, зелёным, белым цветами с чёрной оживкой.
Техника онежского письма
Вначале, в свободной кистевой манере, на основные элементы наносится красный цвет. Художники используют как масляные, так и темперные, акриловые и гуашевые краски.
Затем вводится белый и жёлтый цвет.
Далее выполняются оттенки на цветах и зелёные листья.
В конце приме-няется чёрная оживка.
Основные мотивы росписи:
-цветы, листья, ягоды;
-фигуры птиц.
Цветы, листья, ягоды
Фигуры птиц
Шенкурская роспись
Возникла в конце 18 - начале 19 в., в городе Шенкурск Архангельской губернии. Формировалась как декор прялок и домовая роспись.
Цветовая гамма шенкурской росписи в основе имеет оранжевый или красный фон. Иногда встречаются охристо-желтый, изумрудно-зеленый или темно-синий тона.
Техника шенкурского письма
Цвет наносится на белый подмалёвок. Каждый отдельный мотив делится на несколько разноокрашенных частей. Затем прорисовывается черными линиями.
В конце орнамент дорабатывается чёрными, белыми, а при необходимости, золотыми или серебряными «оживками». Художники используют как масляные, так и темперные, акриловые и даже гуашевые краски.
Основные мотивы росписи:
-цветы, листья, ягоды;
-фигуры птиц.
Цветы, листья, ягоды
Фигуры птиц
Ракульская роспись
Русский народный промысел Красноборского района Архангельской области. Роспись получила название от реки Ракулки (приток Северной Двины). Возникла в середине 19 в.
Техника ракульского письма
Крупные стилизованные мотивы и элементы ракульского орнамента прописываются в свобод-ной кистевой манере. Далее, их форма огра-ничивается четким чёр-ным контуром. После чего, исполняются мелкие де-коративные элементы чёрным или белым цвета-ми: белым преимущест-венно рисуются прожилки листьев.
Ранее художники использовали анилиновые краски. Сегодня ракульский орнамент выполняется как масляными, так и темперными, акриловыми и даже гуашевыми красками.
Основные мотивы росписи:
-цветы, листья, ягоды;
-фигуры птиц.
Цветы,
листья
Фигуры птиц
Фигуры птиц