Урок – соревнование по теме:
«Выделение у растений и животных».
(биология, 6 класс)
Подготовила учитель
биологии и химии
Кононова Е.И.,
МКОУ Октябрьская СШ
Цель урока
- проверить знания учащихся о процессе выделения и его роли в жизни растений и животных;
- повторить особенности процесса выделения у животных;
- продолжить формировать умения различать органы и системы органов животных.
Речевая зарядка
- выделение
- листопад
- сократительная вакуоль
- нефридии
- почки
- мочеточники
- мочеиспускательный канал
Ход урока-соревнования
- Учащиеся делятся на 2 команды
- За каждый правильный ответ команда получает карточки разных цветов в зависимости от сложности заданий
- 3 балла
- 2 балла
- 1 балл
Конкурс 1. Анаграммы (1 балл)
- Составьте из букв на доске термины, связанные с темой «Выделение»:
- КОТЕНИЧОЧМ (МОЧЕТОЧНИК)
- ПОСТАЛИД (ЛИСТОПАД)
- ДЕВИНЕЫЛЕ (ВЫДЕЛЕНИЕ)
- РИФНИИДЕ (НЕФРИДИИ)
Конкурс 2. Верно – неверно (2 балла)
- Ответить «да» или «нет» на вопросы, обосновав свой ответ.
- Растения и грибы не имеют выделительных систем.
- Сократительная вакуоль – органоид выделения одноклеточных животных.
- Плоские черви не имеют органов выделения.
Конкурс 2. Верно – неверно (2 балла)
- Ответить «да» или «нет» на вопросы, обосновав свой ответ.
4. Почки – органы выделения дождевого червя.
5. Выделительная система рыбы состоит из почек, мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала.
Конкурс 2. Верно – неверно (2 балла)
- Ответить «да» или «нет» на вопросы, обосновав свой ответ.
6. Все живые организмы имеют выделительные системы.
7. Выделение у позвоночных животных осуществляется через почки, легкие, кожу.
8. Нефридии – это органы выделения плоских червей.
Конкурс 3. Вопрос - ответ (3 балла)
- Какие вещества растения выделяют круглосуточно, а какие – только на свету?
- Что такое листопад? Какое он имеет значение?
- Почему листья растений осенью желтеют?
- Почему старые грибы не рекомендуют употреблять в пищу?
Конкурс 3. Вопрос - ответ (3 балла)
- Какое значение имеет выделение у животных?
- У каких животных выделение вредных веществ происходит при помощи сократительных вакуолей?
- С помощью каких органов происходит выделение у плоских и кольчатых червей?
Конкурс 3. Вопрос - ответ (3 балла)
- Какие органы образуют выделительную систему позвоночных животных?
- Чем сходна и чем отличается выделительная система рыб и земноводных?
- В чем особенность выделительной системы птиц?
Конкурс 4. Конкурс капитанов (3 балла)
- Капитанам предлагается выбрать карточки с изображенными на них животными (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие)
- Задание: рассказать о строении органов выделения выбранного животного.
Подведение итогов урока- соревнования
- подсчитываем количество полученных карточек
- 3 балла
- 2 балла
- 1 балл
Подведение итогов урока- соревнования
- Команда, занявшая 1 место получает «5».
- Команда, занявшая 2 место получает «4».
Молодцы!