СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему: «Выразительные возможности техники «граттаж». Выполнение рисунка в графической технике «яичный граттаж» и «восковый граттаж».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другие названия техники — воскография, гратография.

Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи на ксилографию или линогравюру. Многое знает Википедия, но не знает она одного, что граттаж давно уже стал разноцветным. И хотя он придуман еще в 19 веке, больше ста лет был только черно-белым. Конечно, это не умаляло его достоинства, в граттаже сделано очень много прекрасных иллюстраций и картин, им увлекались все знаменитые художники. И сегодня я хочу и вас, мои дорогие друзья,  приобщить к этой прекрасной, волшебной технике. Так как она очень разнообразна по приемам исполнения, сегодня мы с Вами попробуем выполнить два вида: «яичный и восковый граттаж».

ГРАТТАЖ – это выполнение рисунка путем процарапывания пером или другим острым инструментом на бумаге,  картоне, загрунтованном яичным желтком, воском а потом гуашью, тушь, акриловой краской. Сейчас обратите внимание на работы, выполненные в технике граттаж. И так приступаем к работе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему: «Выразительные возможности техники «граттаж». Выполнение рисунка в графической технике «яичный граттаж» и «восковый граттаж».»

 Мастер- класс по изобразительной деятельности с использованием графической техники изображения  Тема: « Выразительные возможности техники «граттаж»   Вы полнение рисунка в графической  технике «яичный граттаж» и «восковый  граттаж»   Якимова С. Г. – учитель искусства  МОУ «Атемарская СОШ»

Мастер- класс по изобразительной деятельности с использованием графической техники изображения

Тема: « Выразительные возможности техники «граттаж»

Вы полнение рисунка в графической

технике «яичный граттаж» и «восковый

граттаж»

Якимова С. Г. – учитель искусства

МОУ «Атемарская СОШ»

 Цель:   Познакомить с разновидностями выполнения  графической техники «граттаж».  Задачи:  учить выполнять быстрый силуэтный эскиз путем  процарапывания;  обучать технологии грунтовки листа под рисунок;  развивать моторику рук;  развивать эстетическое восприятие окружающего мира,  наблюдательность;  воспитывать аккуратность в выполнении работы,  интерес к творчеству.

Цель:   Познакомить с разновидностями выполнения

графической техники «граттаж».

Задачи:

  • учить выполнять быстрый силуэтный эскиз путем

процарапывания;

  • обучать технологии грунтовки листа под рисунок;
  • развивать моторику рук;
  • развивать эстетическое восприятие окружающего мира,

наблюдательность;

  • воспитывать аккуратность в выполнении работы,

интерес к творчеству.

Материалы: - Плотный гладкий лист бумаги или картон, тонкий не подойдет, он будет  рваться при процарапывании рисунка.   - краски для батика или акварель, цвета могут быть бледными или насыщенными, нельзя использовать темные цвета, они не будут видны. Такие работы окрашиваются спонтанно: пятнами, полосами, квадратами и т.д.

Материалы:

- Плотный гладкий лист бумаги или картон, тонкий не подойдет, он будет

рваться при процарапывании рисунка.

 

- краски для батика или акварель, цвета могут быть бледными или насыщенными, нельзя использовать темные цвета, они не будут видны. Такие работы окрашиваются спонтанно: пятнами, полосами, квадратами и т.д.

- тушь черная (хотя используют и коричневую, зеленую, синюю), кисть мягкая толстая и кисть тонкая для заправки недочетов. Тушь ни в коем случае не разводить водой! Иначе она размоет яичный слой.  - широкая плоская кисть и лоток, в который вы будете сметать отцарапываемую краску.

- тушь черная (хотя используют и коричневую, зеленую, синюю), кисть мягкая толстая и кисть тонкая для заправки недочетов. Тушь ни в коем случае не разводить водой! Иначе она размоет яичный слой.

- широкая плоская кисть и лоток, в который вы будете сметать отцарапываемую краску.

 - зубочистка-заточенная палочка, любые (безопасные) заостренные предметы  (инструменты для процарапывания рисунка могут быть разными, это зависит  от величины работы и какие фрагменты вам нужно высветлять. Я в основном  пользуюсь пустой капсулой от гелевой ручки, ее можно не вынимать из самой  ручки, будет еще удобнее работать).

- зубочистка-заточенная палочка, любые (безопасные) заостренные предметы

(инструменты для процарапывания рисунка могут быть разными, это зависит

от величины работы и какие фрагменты вам нужно высветлять. Я в основном

пользуюсь пустой капсулой от гелевой ручки, ее можно не вынимать из самой

ручки, будет еще удобнее работать).

Этапы выполнения работы:   1  Итак, мы взяли картон, раскрасили его красками для батика или акварелью (красками для батика получается рисунок ярче) и высушили. Затем взяли мягкую широкую кисть, яичный желток и аккуратно покрыли желтком весь лист. В отличии от воскового граттажа, яичный можно сушить на теплой батарее. Когда высох первый слой яичного желтка, проверьте пропуски и окрасьте их желтком. Старайтесь хорошо растирать желток, иначе могут образоваться трещины. Кистью пользоваться только СУХОЙ! Если нужно кисть помыть - хорошо вытрите ее или замените сухой, не допускайте попадания воды.

Этапы выполнения работы:

 

1

Итак, мы взяли картон, раскрасили его красками для батика или акварелью (красками для батика получается рисунок ярче) и высушили.

Затем взяли мягкую широкую кисть, яичный желток и аккуратно покрыли желтком весь лист. В отличии от воскового граттажа, яичный можно сушить на теплой батарее. Когда высох первый слой яичного желтка, проверьте пропуски и окрасьте их желтком. Старайтесь хорошо растирать желток, иначе могут образоваться трещины. Кистью пользоваться только СУХОЙ! Если нужно кисть помыть - хорошо вытрите ее или замените сухой, не допускайте попадания воды.

2 На высохшую поверхность наносим тушь. В этом случае нельзя тушь заменять гуашью (допускается акрил, гуашь содержит воду, а вода размывает слой желтка), тушь, так же, ни в коем случае не разводить водой! Можно накладывать несколько слоев туши, на хорошо высохший предыдущий слой. Самое хорошее отличие яичного граттажа от воскового, это то, что он совершенно не пачкается!

2

На высохшую поверхность наносим тушь. В этом случае нельзя тушь заменять гуашью (допускается акрил, гуашь содержит воду, а вода размывает слой желтка), тушь, так же, ни в коем случае не разводить водой! Можно накладывать несколько слоев туши, на хорошо высохший предыдущий слой. Самое хорошее отличие яичного граттажа от воскового, это то, что он совершенно не пачкается!

3 Переводим выбранный рисунок на картон. Для этого можно воспользоваться светлой копировальной бумагой или, мелом. Тыльную сторону распечатки с рисунком натираем мелом, приклеиваем картинку бумажным скотчем (он не повреждает поверхность) и прорисовываем рисунок ручкой.  Рисунок на работе проявится или полосками мела или углублениями, которые не сложно процарапать по контуру. Берем инструмент для процарапывания и аккуратно проводим им по полученному рисунку, снимая слой туши и желтка. Линия получится яркой за счет нижней краски. Счищенную краску сметайте широкой кистью в подготовленный лоток.  

3

Переводим выбранный рисунок на картон. Для этого можно воспользоваться светлой копировальной бумагой или, мелом. Тыльную сторону распечатки с рисунком натираем мелом, приклеиваем картинку бумажным скотчем (он не повреждает поверхность) и прорисовываем

рисунок ручкой.

Рисунок на работе проявится или полосками мела или углублениями, которые не сложно процарапать по контуру. Берем инструмент для процарапывания и аккуратно проводим им по полученному рисунку, снимая слой туши и желтка. Линия получится яркой за счет нижней краски. Счищенную краску сметайте широкой кистью в подготовленный лоток.

 

4 Контур выцарапали, начинаем продумывать, что останется темным, а что будет светлым. Этим же инструментом некоторые линии процарапываем шире или, оставляем тушью только тонкие линии, а остальное счищаем. По желанию можно сделать рамку с разными узорами.

4

Контур выцарапали, начинаем продумывать, что останется темным, а что будет светлым. Этим же инструментом некоторые линии процарапываем шире или, оставляем тушью только тонкие линии, а остальное счищаем. По желанию можно сделать рамку с разными узорами.

5 И вот уже работа почти готова. Если вам не понравился переход цвета то при помощи белой гуаши, тонкой кисти и акварельных красок можно исправить ситуацию, подрисовав элементы. Еще раз повторяю: не бойтесь ошибок! Все ошибки легко исправить при помощи тонкой кисти, черной туши или цветной гуаши.  Удачи вам и вдохновения!

5

И вот уже работа почти готова. Если вам не понравился переход цвета то при помощи белой гуаши, тонкой кисти и акварельных красок можно исправить ситуацию, подрисовав элементы. Еще раз повторяю: не бойтесь ошибок! Все ошибки легко исправить при помощи тонкой кисти, черной туши или цветной гуаши. Удачи вам и вдохновения!

 В этой технике можно выполнить различные сюжеты: ночные, морские, фантазийные, сказочные, космические.   Вот, например, еще один сюжет: «Отражение ночного города в воде». Здесь пастель покрыта черной гуашью, она не так плотно закрашивает предыдущий слой, как акриловая краска.  Так что смело дерзайте вместе с детьми!  Помните, что в этой  технике ошибок не бывает.

В этой технике можно выполнить различные сюжеты: ночные, морские, фантазийные, сказочные, космические. 

Вот, например, еще один сюжет: «Отражение ночного города в воде». Здесь пастель покрыта черной гуашью, она не так плотно закрашивает предыдущий слой, как акриловая краска.

Так что смело дерзайте вместе с детьми!  Помните, что в этой

технике ошибок не бывает.

Детские работы в технике «граттаж»

Детские работы в технике «граттаж»

Технология выполнения: 1. Расположить лист перед собой, очертить сверху и снизу, слева и справа по 1; 1,5 см, сделать внутреннюю рамку; 2. Подготовить яичный желток; 3. Загрунтовать желтком (кистью) внутренний прямоугольник, промывая кисть, слой класть быстро, в один прием; Загрунтовать 1- 2 раза тушью или черной акриловой краской, так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро и аккуратно, не растирая по одному месту более 2 – 3 раз кистью до высыхания; - высушить. Грунтовка закончена. Используя подготовленную «основу» составьте сюжетный рисунок процарапыванием. Одним из вариантов может быть «В зимнем лесу», «Зимушка – зима». В зимнем лесу прячутся звери и птицы. – Какие деревья бывают по характеру? Ёлка (пушистая, густая), берёза (гибкая). Пока присутствующие обдумывают свою работу, я напоминаю о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих.

Технология выполнения:

1. Расположить лист перед собой, очертить сверху и снизу, слева и справа по 1; 1,5 см, сделать внутреннюю рамку;

2. Подготовить яичный желток;

3. Загрунтовать желтком (кистью) внутренний прямоугольник, промывая кисть, слой класть быстро, в один прием;

  • Загрунтовать 1- 2 раза тушью или черной акриловой краской, так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро и аккуратно, не растирая по одному месту более 2 – 3 раз кистью до высыхания; - высушить. Грунтовка закончена.

Используя подготовленную «основу» составьте сюжетный рисунок процарапыванием. Одним из вариантов может быть «В зимнем лесу», «Зимушка – зима». В зимнем лесу прячутся звери и птицы. – Какие деревья бывают по характеру? Ёлка (пушистая, густая), берёза (гибкая).

Пока присутствующие обдумывают свою работу, я напоминаю о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих.

 Самостоятельная работа  Требования к рисункам:  1. Композиция рисунка.  2. Владение материалами.  3. Аккуратность, без порезов бумаги, дырок.  4. Завершенность, достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка.  5. Дать название.

Самостоятельная работа

Требования к рисункам:

1. Композиция рисунка.

2. Владение материалами.

3. Аккуратность, без порезов бумаги, дырок.

4. Завершенность, достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка.

5. Дать название.

1. Понравился ли вам вид графики в технике «граттаж»? 2. Насколько трудно/легко было выполнять? 3. Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

1. Понравился ли вам вид графики в технике «граттаж»?

2. Насколько трудно/легко было выполнять?

3. Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!