СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему "Жизнь и научная деятельность Л. В. Щербы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему "Жизнь и научная деятельность Л. В. Щербы"»

Жизнь и научная деятельность Л.В.ЩЕРБЫ Разработчик: З.С-С. Иналова,  магистрант РКИ, 2 курс

Жизнь и научная деятельность Л.В.ЩЕРБЫ

Разработчик: З.С-С. Иналова,

магистрант РКИ, 2 курс

Биографическая справка Лев Владимирович Щерба (годы жизни: 20 февраля 1880-26 декабря 1944) Л.В.Щерба- русский и советский  лингвист ,  академик , внёсший большой вклад в развитие  психолингвистики ,  лексикографии  и  фонологии . Один из создателей теории  фонемы . Специалист по общему языкознанию,  русскому ,  славянским  и  французскому  языкам. Также нельзя не отметить,что Л.В являлся выдающимся педагогом,  воспитавшим множество замечательных лингвистов.

Биографическая справка

  • Лев Владимирович Щерба (годы жизни: 20 февраля 1880-26 декабря 1944)
  • Л.В.Щерба- русский и советский  лингвистакадемик , внёсший большой вклад в развитие  психолингвистикилексикографии  и 
  • фонологии . Один из создателей теории  фонемы . Специалист по общему языкознанию,  русскомуславянским  и  французскому  языкам. Также нельзя не отметить,что Л.В являлся выдающимся педагогом,  воспитавшим множество замечательных лингвистов.
Научная деятельность   Л.В в 1903 году он окончил Петербурский университет ,историко-филолгический факультет и получил приглашение от Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ(Российский лингвист,,основоположник фонологии) остаться для научной работы при кафедре. И в этом же году он выступил на сьезде преподавателей русского языка с докладом «О служебном и самостоятельном значении грамматики» Это первая научная работа Щербы содержала ориганальные идеи,не потерявшие свое значение и в настоящее время. На основе высказанных в этой работе положений в методике преподавания рус.яз как иностранного разрабатывается вопрос о роли грамматики в обучении с практическими (коммуникативными)целями.

Научная деятельность

  • Л.В в 1903 году он окончил Петербурский университет ,историко-филолгический факультет и получил приглашение от Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ(Российский лингвист,,основоположник фонологии) остаться для научной работы при кафедре. И в этом же году он выступил на сьезде преподавателей русского языка с докладом «О служебном и самостоятельном значении грамматики» Это первая научная работа Щербы содержала ориганальные идеи,не потерявшие свое значение и в настоящее время. На основе высказанных в этой работе положений в методике преподавания рус.яз как иностранного разрабатывается вопрос о роли грамматики в обучении с практическими (коммуникативными)целями.
« О служебном и самостоятельном значении грамматики » «Но если даже и держаться такого нерационального метода, то для практических целей обучения письму нет никакой надобности проходить всю грамматику, а вполне достаточно изучение тех ее частей, в которых написанный язык не сходен с произносимым, так как произносимое известно и без того всякому говорящему по-русски. Эти отличия более или менее исчерпываются так называемыми правилами правописания. Между тем, развернув любую из ходячих грамматик, всякий увидит, что правила правописания, которые именно могут иметь «служебное значение» (и только служебное), составляют ничтожную часть книги и не находятся в тесной связи с остальным ее содержанием. Да и действительно, какое значение для правописания имеет то, сколько склонений в русском языке находит тот или другой автор учебника, какие виды и залоги он отличает и про какие изменения звуков говорит»

« О служебном и самостоятельном значении грамматики »

  • «Но если даже и держаться такого нерационального метода, то для практических целей обучения письму нет никакой надобности проходить всю грамматику, а вполне достаточно изучение тех ее частей, в которых написанный язык не сходен с произносимым, так как произносимое известно и без того всякому говорящему по-русски. Эти отличия более или менее исчерпываются так называемыми правилами правописания. Между тем, развернув любую из ходячих грамматик, всякий увидит, что правила правописания, которые именно могут иметь «служебное значение» (и только служебное), составляют ничтожную часть книги и не находятся в тесной связи с остальным ее содержанием. Да и действительно, какое значение для правописания имеет то, сколько склонений в русском языке находит тот или другой автор учебника, какие виды и залоги он отличает и про какие изменения звуков говорит»
Великая Октябрьская революция открыла новые возможности для научно-педагогогической деятельности Л.В.Щербы.  В 1924 году он входит состав словарной комиссии, словарное направление его так увлекает,что в 30е годы он начинает работу над русско - французским словарем . В 1940 году выпускает статью «Опыт общей лексикографии» Положения этой статьи в настоящее время используются при составлении словарей, в том числе и для иностранцев , изучающих русский язык

Великая Октябрьская революция открыла новые возможности для научно-педагогогической деятельности Л.В.Щербы. В 1924 году он входит состав словарной комиссии, словарное направление его так увлекает,что в 30е годы он начинает работу над русско - французским словарем .

  • В 1940 году выпускает статью
  • «Опыт общей лексикографии» Положения этой статьи в настоящее время используются при составлении словарей, в том числе и для иностранцев , изучающих русский язык
               В 1942-1943 Л.В.Щерба работал над книгой  «Теория русского письма»   Книга включает в себя: сформулированные принципы постановки звуков, исследования ритмики слова и интонации,принцип семантической основы работы над фонетикой. Все эти принципы реализуются и применяются при обучении иностранцев русскому произношению.

В 1942-1943 Л.В.Щерба работал над книгой «Теория русского письма»

  • Книга включает в себя: сформулированные принципы постановки звуков, исследования ритмики слова и интонации,принцип семантической основы работы над фонетикой. Все эти принципы реализуются и применяются при обучении иностранцев русскому произношению.
В 1941-1945 он пишет главы книги «Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики» Книга обобщает основные положения , выдвинутые и разработанные Л.В.Щербой (Обусловленность целей, принцип определения целевых установок) Принципы Л.В.Щербы нашли практическое применение при составлении программ по русскому языку как иностранному для различных этапов обучения и контингентов учащихся. Большое значение он уделяет учету родного языка при обучении иностранному.

В 1941-1945 он пишет главы книги «Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики»

  • Книга обобщает основные положения , выдвинутые и разработанные Л.В.Щербой (Обусловленность целей, принцип определения целевых установок) Принципы Л.В.Щербы нашли практическое применение при составлении программ по русскому языку как иностранному для различных этапов обучения и контингентов учащихся. Большое значение он уделяет учету родного языка при обучении иностранному.
Большое значение он уделяет учету родного языка при обучении иностранному. В методическом сборнике публикует статью « О взаимоотношении родного и иностранного языков. Иностранный язык в школе» «Можно изгнать родной язык из процесс обучения ( и тем самым обеднить процесс, не давая иностранному языку никакого оружия для самозащиты против влияния родного),но изгнать родной язык из головы учащихся-невозможно.»

Большое значение он уделяет учету родного языка при обучении иностранному. В методическом сборнике публикует статью « О взаимоотношении родного и иностранного языков. Иностранный язык в школе»

  • «Можно изгнать родной язык из процесс обучения
  • ( и тем самым обеднить процесс, не давая иностранному языку никакого оружия для самозащиты против влияния родного),но изгнать родной язык из головы учащихся-невозможно.»
Статья «О ТРОЯКОМ АСПЕКТЕ ЯЗЫКОВ ЯВЛЕНИЙ И ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ» В этом труде Щерба рассматривает язык в речевом общении как единство тех аспектов: речевая деятельность, языковая система, языковой материал.

Статья «О ТРОЯКОМ АСПЕКТЕ ЯЗЫКОВ ЯВЛЕНИЙ И ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ»

  • В этом труде Щерба рассматривает язык в речевом общении как единство тех аспектов: речевая деятельность, языковая система, языковой материал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!