Тема урока
Жостовская роспись
Жо́стовская ро́спись – русский народный художественный промысел росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
В ряде подмосковных деревень –Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и др. – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
В 1825-30х годах в Жостове стали делать подносы не только из папье-маше, но и из железа. Сегодня для производства подносов применяется тонкая кровельная сталь.
Традиции жостовского промысла появились на основе более ранней тагильской росписи (18 век).
ТАГИЛЬСКИЙ ЖОСТОВСКИЙ
ПОДНОС ПОДНОС
Технология изготовления подносов
Кованые подносы создаются ковалями методом ручной ковки, по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого замысла коваля.
1. Ручными ножницами выкраива-ется скобка из 3-5 карт (листов) металла (жести).
2. Далее при помощи молота и наковальни форма выбивается, вытягивается.
3. Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки.
4. После чего край выравнивается на наковальне молотком.
5. Подготовка под роспись: отжиг, обезжиривание, грунтование, нанесение черной эмали в два-три слоя с промежуточной сушкой каждого слоя, зачистка каждого слоя эмали вручную при помощи наждачной бумаги.
Техника жостовского письма:
Жостовские мастера пишут масляными художественными красками, разбав-ленными льняным маслом и скипидаром, используюя беличьи кисти.
1 этап росписи – замалевок. В замалевке широкой кистью набрасывается композиция, без предварительного рисунка плотными, несколько разбеленными красками (белилами). Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов.
2 этап. Тенежка – это нанесение цветных теней полупрозрачными красками. Цветы обретают объем. Отмечаются места теней.
3 этап. Про-кладка , когда мотивы приобретают свое тело. Некоторые места высветляются, что-то делается контрастным, а что-то более размытым.
4 этап. Бликовка – роспись бликов, создающих объем и свет.
5 этап. Чертежка – нанесение тонкой кистью мелких штрихов на прожилках, кончиках листьев, на семенах, в центре цветов.
6 этап. Привязка , когда готовые цветы объединяют с фоном при помощи прорисовки тонких стеблей, усиков и травинок.
7 этап. Уборка – украшение бортиков подноса узорами.
После завершения росписи, на изделие с живописью наносится два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.
Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом.
Типичные сюжеты Жостово:
-изображение цветов, букетов и гирлянд;
-изображение фруктов, ягод, натюрмортов;
-изображение зооморфных мотивов, тройки;
-жанровые композиции.
Изображение цветов
Изображение букетов
Изображение гирлянд
Изображение фруктов
Изображение ягод
Изображение натюрморта
Изображение натюрморта
Изображение зооморфных мотивов
Изображение зооморфных мотивов
Изображение зооморфных мотивов
Изображение тройки
Пейзаж
Традиционный цвет фона жостовских поносов – чёрный.
Однако в современной трактовке росписи, возможны разнообразные цветовые варианты фона.
Жостовская роспись сегодня наносится не только на металл, но и на папье-маше, керамику, стекло и даже кожу.