СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Начало правления Петра I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Начало правления Петра I"»

Домашнее задание!  Параграф 3 Вопросы и задания стр.24 Учить слова

Домашнее задание!

  • Параграф 3
  • Вопросы и задания стр.24
  • Учить слова
ТЕМА урока: НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА i

ТЕМА урока:

НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ПЕТРА i

Проблемный вопрос Как события начала правления Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?

Проблемный вопрос

Как события начала правления Петра I повлияли на преобразования, которые он осуществил в дальнейшем?

1. Детство Петра Петр родился 30 мая (9 июня) 1672 в Москве в семье российского царя Алексея Михайловича .  Когда ему было 4 года отец умер в 1676 году. К власти приходит старший сын Алексея Михайловича – 14 летний Фёдор и трудно было думать о том, что Пётр станет правителем. Юный царь был тяжело болен, едва мог ходить, поэтому государственными делами занимались его родственники по матери – Милославские и сестра Софья. Петр I Алексеевич

1. Детство Петра

Петр родился 30 мая (9 июня) 1672 в Москве в семье российского царя Алексея Михайловича .

Когда ему было 4 года отец умер в 1676 году. К власти приходит старший сын Алексея Михайловича – 14 летний Фёдор и трудно было думать о том, что Пётр станет правителем.

Юный царь был тяжело болен, едва мог ходить, поэтому государственными делами занимались его родственники по матери – Милославские и сестра Софья.

Петр I Алексеевич

С 5-и лет Петр обучался грамоте под руководством подьячего Н. Зотова По достижении десятилетнего возраста Пётр должен был начать изучение более сложных наук — грамматики, риторики, философии, истории, иностранных языков. Однако за месяц до этого, в апреле 1682 г., царь Фёдор Алексеевич умер , и на этом учение для Петра  закончилось. Остро встал вопрос о престолонаследии.

С 5-и лет Петр обучался грамоте под руководством подьячего Н. Зотова

По достижении десятилетнего возраста Пётр должен был начать изучение более сложных наук — грамматики, риторики, философии, истории, иностранных языков.

Однако за месяц до этого, в апреле 1682 г., царь Фёдор Алексеевич умер , и на этом учение для Петра закончилось. Остро встал вопрос о престолонаследии.

Начинается борьба за власть между придворными группировками Милославские  Нарышкины  ? Петр Алексеевич Иван Алексеевич Кто должен был стать царем по существовавшим порядкам престолонаследия?

Начинается борьба за власть между придворными группировками

Милославские

Нарышкины

?

Петр Алексеевич

Иван Алексеевич

Кто должен был стать царем по существовавшим порядкам престолонаследия?

2. Двоецарствие. Царевна Софья Иван V (1666 – 1696) Новым царем должен был стать второй старший брат Петра – Иван , болезненный и слабоумный подросток. Ближайшее окружение умершего царя настояло на передаче власти 10-летнему Петру. Патриарх Иоаким и бояре с согласия собравшегося на Красной площади народа провозгласили мальчика новым царем. Это было нарушением прежнего порядка наследования престола , при котором в случае затяжного междуцарстаия вопрос о престоле решал Земский собор.

2. Двоецарствие. Царевна Софья

Иван V (1666 – 1696)

Новым царем должен был стать второй старший брат Петра – Иван , болезненный и слабоумный подросток. Ближайшее окружение умершего царя настояло на передаче власти 10-летнему Петру. Патриарх Иоаким и бояре с согласия собравшегося на Красной площади народа провозгласили мальчика новым царем. Это было нарушением прежнего порядка наследования престола , при котором в случае затяжного междуцарстаия вопрос о престоле решал Земский собор.

 Родственники Ивана подняли против Нарышкиных стрелецкое войско. Стрельцам было сказано что царя Ивана задушили бояре-изменники. Восставшие стрельцы двинулись к Кремлю, где были убиты многие ближайшие родственники Петра по линии матери.

Родственники Ивана подняли против Нарышкиных стрелецкое войско. Стрельцам было сказано что царя Ивана задушили бояре-изменники. Восставшие стрельцы двинулись к Кремлю, где были убиты многие ближайшие родственники Петра по линии матери.

Царями были провозглашены оба брата- Иван и Петр . До их совершеннолетия правительницей была назначена старшая сестра Софья Алексеевна 1682-1689 гг. время правления царицы Софьи Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры- он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.

Царями были провозглашены оба брата- Иван и Петр . До их совершеннолетия правительницей была назначена старшая сестра Софья Алексеевна

1682-1689 гг. время правления царицы Софьи

Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры- он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.

Пытаясь утихомирить стрельцов, она назначила высшим стрелецким начальником князя Ивана Хованского Однако он стал выдвигать всё новые и новые требования от имени стрельцов. Восставших поддержали старообрядцы. Восстание получила название «хованщина» и продолжалось до 1682 года. Царская семья укрылась в Троицко-Сергиевом монастыре Князь Иван Андреевич Хованский. Гравюра. Вторая половина XVII в.

Пытаясь утихомирить стрельцов, она назначила высшим стрелецким начальником князя Ивана Хованского

Однако он стал выдвигать всё новые и новые требования от имени стрельцов. Восставших поддержали старообрядцы. Восстание получила название «хованщина» и продолжалось до 1682 года.

Царская семья укрылась в Троицко-Сергиевом монастыре

Князь Иван Андреевич Хованский. Гравюра. Вторая половина XVII в.

С победой Софьи в 1682 г . царица Наталья Кирилловна вынуждена была вместе с сыном удалиться в подмосковное село Преображенское. Прекратилось и дворцовое образование молодого царя. Находясь в Преображенском, юный Петр: Постоянно посещал Немецкую слободу. Здесь немцы помогали ему сооружать «потешную» крепость (Пресбург) под селом Преображенским. Голландец Фриц Тиммерман учил его арифметике, геометрии и фортификации. Голландец Брандт – плаванию под парусами, швейцарец Франц Лефорт – военному делу

С победой Софьи в 1682 г . царица Наталья Кирилловна вынуждена была вместе с сыном удалиться в подмосковное село Преображенское. Прекратилось и дворцовое образование молодого царя.

Находясь в Преображенском, юный Петр:

Постоянно посещал Немецкую слободу. Здесь немцы помогали ему сооружать «потешную» крепость (Пресбург) под селом Преображенским.

Голландец Фриц Тиммерман учил его арифметике, геометрии и фортификации. Голландец Брандт – плаванию под парусами, швейцарец Франц Лефорт – военному делу

Преображенское Измайлово Семеновское Немецкая слобода

Преображенское

Измайлово

Семеновское

Немецкая слобода

Имея тягу к военному делу, Пётр создал два «потешных» полка – Семёновский и Преображенский . Положивших начало не только русской гвардии , но и ставшие в последствии эффективным инструментом в борьбе за власть. Гвардия- отборная привилегированная часть войск Игры потешных войск Петра I возле села Преображенское

Имея тягу к военному делу, Пётр создал два «потешных» полка – Семёновский и Преображенский .

Положивших начало не только русской гвардии , но и ставшие в последствии эффективным инструментом в борьбе за власть.

Гвардия- отборная привилегированная часть войск

Игры потешных войск Петра I возле

села Преображенское

3. Начало царствования Петра Стрельцы.. Миниатюра 19 в. Летом 1689 г.  до Петра дошли слухи, что Софья послала в Преображенское стрельцов арестовать его. Петр в страхе бежал в Троице-Сергиев монастырь . Вскоре туда стали переезжать бояре, дворяне, военные. Софья была встревожена бегством Петра и теперь, не имея сил для борьбы с братом, ждала дальнейшего развития событий. Петр написал письмо брату Ивану и предложил править вдвоем. В сентябре Петр вступил в Москву и, объявив о прекращении правления Софьи, заточил ее в Новодевичий монастырь . Некоторые из поддерживающих ее стрельцов были арестованы и казнены.

3. Начало царствования Петра

Стрельцы..

Миниатюра 19 в.

Летом 1689 г. до Петра дошли слухи, что Софья послала в Преображенское стрельцов арестовать его.

Петр в страхе бежал в Троице-Сергиев монастырь . Вскоре туда стали переезжать бояре, дворяне, военные. Софья была встревожена бегством Петра и теперь, не имея сил для борьбы с братом, ждала дальнейшего развития событий.

Петр написал письмо брату Ивану и предложил править вдвоем. В сентябре Петр вступил в Москву и, объявив о прекращении правления Софьи, заточил ее в Новодевичий монастырь . Некоторые из поддерживающих ее стрельцов были арестованы и казнены.

В 1689 г. царица Наталья Кирилловна женила 16-летнего сына Петра на Евдокии Лопухиной . Она полагала, что женитьба привяжет сына к домашнему очагу. Петр вскоре после свадьбы принялся за военные потехи, а Евдокия через несколько лет насильно была отправлена в монастырь. Евдокия Лопухина

В 1689 г. царица Наталья Кирилловна женила 16-летнего сына Петра на Евдокии Лопухиной . Она полагала, что женитьба привяжет сына к домашнему очагу. Петр вскоре после свадьбы принялся за военные потехи, а Евдокия через несколько лет насильно была отправлена в монастырь.

Евдокия Лопухина

4. Азовские походы

4. Азовские походы

П етр понимал насколько важен для России выход к незамерзающим морям. Через него можно вести не только более активную торговлю с другими странами, но и налаживать с ними культурные связи. Такой выход нужно иметь либо к Балтийскому либо к Чёрному морю. Январь 1695 г . – 1 Азовский поход Итоги : безрезультатный Причины : отсутствие единого командования  слабость артиллерии отсутствие флота отсутствие единого командования  слабость артиллерии отсутствие флота Осада Азова.

П етр понимал насколько важен для России выход к незамерзающим морям. Через него можно вести не только более активную торговлю с другими странами, но и налаживать с ними культурные связи. Такой выход нужно иметь либо к Балтийскому либо к Чёрному морю.

Январь 1695 г . – 1 Азовский поход

  • Итоги : безрезультатный
  • Причины :
  • отсутствие единого командования слабость артиллерии отсутствие флота
  • отсутствие единого командования
  • слабость артиллерии
  • отсутствие флота

Осада Азова.

1696 год – 2 Азовский поход Командовал армией – боярин А.С. Шеин На воронежских верфях был создан первый русский флот в составе двух крупных кораблей, 23 галер и множества елких судов Итоги: Взятие Азова Выход к южным морям Взятие Азова Выход к южным морям Взятие Азова. К числу нововведений Петровской эпохи относится учреждение орденов и медалей . Ранее награждали деньгами, дорогими тканями, ювелирными изделиями (кубками, ковшами и т. д.). Медаль в ознаменование взятия Азова. 1696 г.

1696 год – 2 Азовский поход

  • Командовал армией – боярин А.С. Шеин
  • На воронежских верфях был создан первый русский флот в составе двух крупных кораблей, 23 галер и множества елких судов
  • Итоги:
  • Взятие Азова Выход к южным морям
  • Взятие Азова
  • Выход к южным морям

Взятие Азова.

К числу нововведений Петровской эпохи относится учреждение орденов и медалей . Ранее награждали деньгами, дорогими тканями, ювелирными изделиями (кубками, ковшами и т. д.).

Медаль в ознаменование взятия Азова. 1696 г.

Итоги Азовских походов 1695 и 1696 годов: Россия получила выход к Чёрному морю ; положено начало военно-морскому флоту России; основан г. Таганрог  – первый русский порт на Азовском море.

Итоги Азовских походов 1695 и 1696 годов:

  • Россия получила выход к Чёрному морю ;
  • положено начало военно-морскому флоту России;
  • основан г. Таганрог – первый русский порт на Азовском море.
5. Великое посольство

5. Великое посольство

Цели посольства: Создание коалиции (союза) государств Европы против Османской империи и Крымского ханства. Нанять иноземных специалистов на службу русскому царю. Ознакомление с достижениями передовых стран Европы в различных областях. Обучить молодых дворян военному делу и кораблестроению в Европе. Закупка оружия.

Цели посольства:

  • Создание коалиции (союза) государств Европы против Османской империи и Крымского ханства.
  • Нанять иноземных специалистов на службу русскому царю.
  • Ознакомление с достижениями передовых стран Европы в различных областях.
  • Обучить молодых дворян военному делу и кораблестроению в Европе.
  • Закупка оружия.
Руководителями посольства были назначены генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт,  руководитель Посольского приказа генерал Ф. А. Головин и думный дьяк П. Б. Возницын. Головин Ф. А. Лефорт Ф. Я. В составе делегации инкогнито (не открывая своего имени) ехал сам царь (под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова )

Руководителями посольства были назначены генерал-адмирал Ф. Я. Лефорт, руководитель Посольского приказа генерал Ф. А. Головин и думный дьяк П. Б. Возницын.

Головин Ф. А.

Лефорт Ф. Я.

В составе делегации инкогнито (не открывая своего имени) ехал сам царь (под видом урядника Преображенского полка Петра Михайлова )

В ходе зарубежной поездки царь объехал пол-Европы, посетив Пруссию, Курляндию, Голландию, Англию, Австрию. Сам Пётр работал в Голландии плотником на верфях, в Англии учился корабельному делу, осматривал музеи и фабрики, посещал госпитали, учился делать гравюры. Приехав в Вену узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию.

В ходе зарубежной поездки царь объехал пол-Европы, посетив Пруссию, Курляндию, Голландию, Англию, Австрию. Сам Пётр работал в Голландии плотником на верфях, в Англии учился корабельному делу, осматривал музеи и фабрики, посещал госпитали, учился делать гравюры. Приехав в Вену узнал о новом стрелецком заговоре и срочно вернулся в Россию.

Вывод : Петр с детских лет проявлял большой интерес к опыту европейцев. Для наилучшего ознакомления с их достижениями Петр снарядил Великое посольство. Вернувшись из-за границы, царь твердо решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю, за превращение своей страны в великую европейскою державу.

Вывод :

Петр с детских лет проявлял большой интерес к опыту европейцев. Для наилучшего ознакомления с их достижениями Петр снарядил Великое посольство. Вернувшись из-за границы, царь твердо решил провести в России важные реформы, бороться за выход к Балтийскому морю, за превращение своей страны в великую европейскою державу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!