СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация ""Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда, как средство формирования функциональной грамотности у воспитанников с ТНР."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сейчас всё больше детей приходят с тяжелыми нарушениями речи и с разным уровнем развития психических процессов.

      Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого-коррекционной работы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация ""Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда, как средство формирования функциональной грамотности у воспитанников с ТНР."»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Скалинский детский сад «Колокольчик» «Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда, как средство формирования функциональной грамотности у воспитанников с ТНР».  Выполнила: учитель-логопед  Лаврова А.В.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Скалинский детский сад «Колокольчик»

«Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда, как средство формирования функциональной грамотности у воспитанников с ТНР».

Выполнила: учитель-логопед Лаврова А.В.

 Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.  Одна из важных задач,  которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.  Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия .

Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.

Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.

Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия .

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»  Иван Петрович Павлов.     Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.  Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.  Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов.

Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.

 Сейчас всё больше детей приходят с тяжелыми нарушениями речи и с разным уровнем развития психических процессов.  Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого-коррекционной работы.

Сейчас всё больше детей приходят с тяжелыми нарушениями речи и с разным уровнем развития психических процессов.

Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого-коррекционной работы.

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе: 1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. - Двуручное рисование . - Межполушарная доска. Инструкция : двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук).

Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:

1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

- Двуручное рисование .

- Межполушарная доска.

Инструкция : двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук).

– Упражнение «Прищепочки»  Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах. Инструкция : соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог МА (или цепочку слогов МА-МО-МУ-МЫ)

Упражнение «Прищепочки»

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах.

Инструкция : соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог МА (или цепочку слогов МА-МО-МУ-МЫ)

Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Ухо – нос.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Нейротренажёр: «Нейроскакалка» Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.

Нейротренажёр: «Нейроскакалка»

Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.

2. Кинезиологические упражнения  Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»  Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков . Инструкция : если в слоге -слове услышишь звук Р (Л,С,Ш и т.д.) — ставь кулак, звук Р*,Л*,С*, Щ — ставь ладонь. 2 вариант: звук С — кулак, звук З - ребро, звук Ц — ладонь. Так же можно использовать цветные стикеры: *сначала на каждый цвет подписан звук,  затем без букв, и как закрепление – на слух.

2. Кинезиологические упражнения

Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков .

Инструкция : если в слоге -слове услышишь звук Р (Л,С,Ш и т.д.) — ставь кулак,

звук Р*,Л*,С*, Щ — ставь ладонь.

2 вариант: звук С — кулак,

звук З - ребро, звук Ц — ладонь.

Так же можно использовать цветные стикеры:

*сначала на каждый цвет подписан звук,

затем без букв, и как закрепление – на слух.

Игры с мячами (обычными, прыгунами, кинезиологическими ) Инструкция: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой. 2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой. 3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.

Игры с мячами

(обычными, прыгунами, кинезиологическими )

Инструкция: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой.

2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой.

3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.

«Зеркало», «Попробуй повтори», «Резиночки» Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение . Можно использовать музыкальное сопровождение. Используется для стимуляции развития НС, способствует образованию новых нейронных связей.

«Зеркало», «Попробуй повтори», «Резиночки»

Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение . Можно использовать музыкальное сопровождение.

Используется для стимуляции развития НС, способствует образованию новых нейронных связей.

Игра «Хлопни, топни, стукни»   Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

Игра «Хлопни, топни, стукни» Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.

Нейропсихологическая игра «Рисунки на спине»

Нейропсихологическая игра «Рисунки на спине»

Для чего нужны нейропсихологические приемы? (Нервные волокна)

Для чего нужны нейропсихологические приемы?

(Нервные волокна)

Нейропсихологические приемы могут применяться на разных этапах логопедического занятия:   •  В начале занятия (на этапе дыхательной, артикуляционной гимнастики, для создания мотивации к занятию) •  В середине занятия в качестве физпаузы, разминки («Запретное движение», «Музыкальное рисование», «Горизонтальная восьмёрка») •  Могут быть включены в основное содержание занятия в коррекционных целях. Приемы и упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения и структуры дефекта.

Нейропсихологические приемы могут применяться на разных этапах логопедического занятия:

• В начале занятия (на этапе дыхательной, артикуляционной гимнастики, для создания мотивации к занятию)

• В середине занятия в качестве физпаузы, разминки («Запретное движение», «Музыкальное рисование», «Горизонтальная восьмёрка»)

• Могут быть включены в основное содержание занятия в коррекционных целях. Приемы и упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения и структуры дефекта.

 Таким образом, использование нейропсихологических приемов повышает интерес и мотивацию к занятиям, у обучающихся развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние.  Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.  Достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.

Таким образом, использование нейропсихологических приемов повышает интерес и мотивацию к занятиям, у обучающихся развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние.

Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.

Достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!