Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Скалинский детский сад «Колокольчик»
«Нейропсихологические приемы в работе учителя-логопеда, как средство формирования функциональной грамотности у воспитанников с ТНР».
Выполнила: учитель-логопед Лаврова А.В.
Нейропсихология – наука, работающая на стыке психологии, медицины и физиологии, изучающая мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, мышления, моторики и эмоционального реагирования.
Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внутренних механизмов обучения в норме и при патологии психических процессов.
Создателями нейропсихологии являются Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия .
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Сейчас всё больше детей приходят с тяжелыми нарушениями речи и с разным уровнем развития психических процессов.
Нейропсихологический подход в работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого-коррекционной работы.
Примеры некоторых нейропсихологических упражнений, которые могут быть использованы в логопедической работе:
1. Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
- Двуручное рисование .
- Межполушарная доска.
Инструкция : двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Р (любой автоматизируемый звук).
– Упражнение «Прищепочки»
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом я адаптировала ее для автоматизации звуков в слогах.
Инструкция : соединяй большие пальчики с остальными и произноси слог МА (или цепочку слогов МА-МО-МУ-МЫ)
Ухо – нос.
Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладони, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
Нейротренажёр: «Нейроскакалка»
Развивает межполушарные связи, скорость реакции, способность к быстрому переключению внимания и создают новые нейронные связи в головном мозге. Тренажер развивает способность удерживать в голове и выполнять несколько действий одновременно, согласовывая их в общем ритме.
2. Кинезиологические упражнения
Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
Использую эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков .
Инструкция : если в слоге -слове услышишь звук Р (Л,С,Ш и т.д.) — ставь кулак,
звук Р*,Л*,С*, Щ — ставь ладонь.
2 вариант: звук С — кулак,
звук З - ребро, звук Ц — ладонь.
Так же можно использовать цветные стикеры:
*сначала на каждый цвет подписан звук,
затем без букв, и как закрепление – на слух.
Игры с мячами
(обычными, прыгунами, кинезиологическими )
Инструкция: на звук Ш отбивай мяч правой рукой, на звук Ж левой.
2 вариант: если назову один предмет, отбивай правой рукой мяч, если много — левой.
3 вариант: если назову живой предмет -отбивай мяч правой рукой, если неживой — левой.
«Зеркало», «Попробуй повтори», «Резиночки»
Суть игры – ребёнок должен воспроизвести положение рук или позу, которую он видит на картинке, для чего ему необходимо совершить некоторое конкретное движение . Можно использовать музыкальное сопровождение.
Используется для стимуляции развития НС, способствует образованию новых нейронных связей.
Игра «Хлопни, топни, стукни» Это работа над темпом, ритмом речи. А так же у ребенка формируется внимание, зрительная память, быстрота реакции, способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации.
Нейропсихологическая игра «Рисунки на спине»
Для чего нужны нейропсихологические приемы?
(Нервные волокна)
Нейропсихологические приемы могут применяться на разных этапах логопедического занятия:
• В начале занятия (на этапе дыхательной, артикуляционной гимнастики, для создания мотивации к занятию)
• В середине занятия в качестве физпаузы, разминки («Запретное движение», «Музыкальное рисование», «Горизонтальная восьмёрка»)
• Могут быть включены в основное содержание занятия в коррекционных целях. Приемы и упражнения подбираются в зависимости от вида нарушения и структуры дефекта.
Таким образом, использование нейропсихологических приемов повышает интерес и мотивацию к занятиям, у обучающихся развиваются все когнитивные функции, стабилизируется психическое состояние.
Комплексное коррекционное воздействие ведёт к формированию единой функциональной системы мозга и обеспечивает полноценное развитие личности ребёнка.
Достижение эффективности результатов на уровне формирования функциональной грамотности на логопедических занятиях является одним из условий успешной социализации личности ребёнка.
Спасибо за внимание!