СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация о вкладе Ломоносова в лингвистику

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит учащихся с трудами М. В. Ломоносова 

Просмотр содержимого документа
«Презентация о вкладе Ломоносова в лингвистику»

     ЛОМОНОСОВ –  ПОЭТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ     «

ЛОМОНОСОВ – ПОЭТ И ПРОСВЕТИТЕЛЬ

«

Научное наследие Михаила Васильевича поистине неоценимо. Не менее велики его заслуги перед русской литературой. Очень важное значение имеют труды Ломоносова в области языка и теории поэзии. Этими работами он произвел существенную реформу в области русского литературного языка и положил начало той системе стихосложения, которая стала основной в 18 и 19 веках и дошла до наших дней.
  • Научное наследие Михаила Васильевича поистине неоценимо. Не менее велики его заслуги перед русской литературой.
  • Очень важное значение имеют труды Ломоносова в области языка и теории поэзии.
  • Этими работами он произвел существенную реформу в области русского литературного языка и положил начало той системе стихосложения, которая стала основной в 18 и 19 веках и дошла до наших дней.
Ломоносов любил свой родной язык и восторженно отзывался о нем.  В предисловии к «Российской грамматике» он писал: «Карл пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично.  Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того – богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Ломоносов любил свой родной язык и восторженно отзывался о нем.

В предисловии к «Российской грамматике» он писал: «Карл пятый, римский император, говаривал, что испанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, итальянским с женским полом говорить прилично.

Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно.

Ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того – богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Но ученый не мог не видеть, что русский язык в то время был сильно засорен как иностранными, так и устаревшими церковнославянскими словами. Ломоносов поставил задачу очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе. В этой работе он пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и русском народном языках.

Но ученый не мог не видеть, что русский язык в то время был сильно засорен как иностранными, так и устаревшими церковнославянскими словами.

Ломоносов поставил задачу очистить русский язык, раскрыть его богатства, развить русский литературный язык на народной основе.

В этой работе он пошел по пути сочетания того ценного, что он находил в славянском и русском народном языках.

ТЕОРИЯ «ТРЕХ ШТИЛЕЙ» В 1757 году в рассуждении «О пользе книг церковных» Ломоносов излагает свое учение о «трех штилях». Он говорит, что в русском языке «есть три рода речений», то есть три рода слов

ТЕОРИЯ «ТРЕХ ШТИЛЕЙ»

  • В 1757 году в рассуждении «О пользе книг церковных» Ломоносов излагает свое учение о «трех штилях».
  • Он говорит, что в русском языке «есть три рода речений», то есть три рода слов
ТЕОРИЯ «ТРЁХ ШТИЛЕЙ» «высокий» «средний» Церковно-славянские слова и русские «низкий» Русские слова с примесью церковно-славянских Героические поэмы, оды, трагедии Русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских Драмы, сатиры, дружеские письма, элегии Комедии, эпиграммы, песни, басни

ТЕОРИЯ «ТРЁХ ШТИЛЕЙ»

«высокий»

«средний»

Церковно-славянские слова и русские

«низкий»

Русские слова с примесью церковно-славянских

Героические поэмы, оды, трагедии

Русские слова разговорного языка с добавлением простонародных и малого числа церковно-славянских

Драмы, сатиры, дружеские письма, элегии

Комедии, эпиграммы, песни, басни

ЖАНРОВО – СТИЛЕВАЯ РЕФОРМА.  РАЗРЯДЫ СЛОВ. РУССКИЕ РАЗГОВОРНЫЕ СТАРОСЛАВЯНСКИЕ МАЛОПОНЯТНЫЕ, МАЛОУПОТРЕБЛЯЕМЫЕ СТАРОСЛАВЯНСКИЕ И РУССКИЕ ОБЩИЕ «ШТИЛИ» ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ, ОДЫ САТИРЫ, НАУЧНЫЕ СОЧИНЕНИЯ, СТИХОТВОРЕНИЯ КОМЕДИИ, ПЕСНИ, БАСНИ, ЭПИГРАММЫ.

ЖАНРОВО – СТИЛЕВАЯ РЕФОРМА. РАЗРЯДЫ СЛОВ.

РУССКИЕ РАЗГОВОРНЫЕ

СТАРОСЛАВЯНСКИЕ МАЛОПОНЯТНЫЕ, МАЛОУПОТРЕБЛЯЕМЫЕ

СТАРОСЛАВЯНСКИЕ И РУССКИЕ ОБЩИЕ

«ШТИЛИ»

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

ГЕРОИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ, ОДЫ

САТИРЫ, НАУЧНЫЕ СОЧИНЕНИЯ, СТИХОТВОРЕНИЯ

КОМЕДИИ, ПЕСНИ, БАСНИ, ЭПИГРАММЫ.

 РЕФОРМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ  Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой  является реформа стихосложения, которую он ввел.

РЕФОРМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ

Огромной заслугой Ломоносова перед русской литературой является реформа стихосложения, которую он ввел.

Российская грамматика М.В. Ломоносова

Российская грамматика М.В. Ломоносова

В 1735 году поэт В.Тредиаковский опубликовал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», где было заявлено, что длинные силлабические стихи не соответствуют природным особенностям русского языка. В стихотворной строке при таком стихосложении выдерживалось одинаковое число слогов (чаще всего 13) с паузой посередине строки и обязательным ударением на предпоследнем слоге. Другие ударения располагались свободно. Отсутствие закономерности в чередовании ударных и безударных слогов приводило к тому, что стихи мало чем отличались от прозы.
  • В 1735 году поэт В.Тредиаковский опубликовал «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», где было заявлено, что длинные силлабические стихи не соответствуют природным особенностям русского языка.
  • В стихотворной строке при таком стихосложении выдерживалось одинаковое число слогов (чаще всего 13) с паузой посередине строки и обязательным ударением на предпоследнем слоге. Другие ударения располагались свободно.
  • Отсутствие закономерности в чередовании ударных и безударных слогов приводило к тому, что стихи мало чем отличались от прозы.
Ломоносов продолжил и углубил реформу стиха, начатую Тредиаковским. Он разработал систему силлабо-тонического, или слого-ударного, стихосложения. Новаторски подошел Ломоносов и к использованию двух- и трехсложных стоп. Самым подходящим размером он считал ямб. Прогрессивность силлабо-тонического принципа стихосложения заключалась в том, что он действительно основывался на изучении особенностей русского языка, а также на опыте русского народно-песенного творчества.

Ломоносов продолжил и углубил реформу стиха, начатую Тредиаковским. Он разработал систему силлабо-тонического, или слого-ударного, стихосложения.

Новаторски подошел Ломоносов и к использованию двух- и трехсложных стоп. Самым подходящим размером он считал ямб.

Прогрессивность силлабо-тонического принципа стихосложения заключалась в том, что он действительно основывался на изучении особенностей русского языка, а также на опыте русского народно-песенного творчества.

ЛОМОНОСОВ – ПОЭТ…   Роль Ломоносова как замечательного поэта и преобразователя русского литературного языка В. Г. Белинский определил так :  “ С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом…”.

ЛОМОНОСОВ – ПОЭТ…

Роль Ломоносова как замечательного поэта и преобразователя русского литературного языка В. Г. Белинский определил так :

С Ломоносова начинается наша литература; он был ее отцом…”.

Ломоносовым было написано более 20 од.  Самые известные из них  « Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (1743). «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

Ломоносовым было написано более 20 од.

Самые известные из них « Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния» (1743).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

ОДА – (ОТ ГРЕЧ. ODE – ПЕСНЬ) – ТОРЖЕСТВЕННОЕ СТИХОТВОРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.  Торжественные хвалебные оды Ломоносова становятся неотъемлемою принадлежностью официальных торжеств. Елизавета жалует Ломоносова исключительно за его поэтические заслуги. О Ломоносове-учёном она не имеет представления. В 1748 году Она пожаловала сочинителю две тысячи рублей, которые были привезены на двух возах. В то время двадцать пять рублей весили два пуда.  В своих одах Ломоносов неустанно ратует за развитие науки в отечестве и просвещение русского народа. Лозунги, выдвигаемые Ломоносовым, до известной степени обязывали правительство с ними считаться.

ОДА – (ОТ ГРЕЧ. ODE – ПЕСНЬ) – ТОРЖЕСТВЕННОЕ СТИХОТВОРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Торжественные хвалебные оды Ломоносова становятся неотъемлемою принадлежностью официальных торжеств. Елизавета жалует Ломоносова исключительно за его поэтические заслуги. О Ломоносове-учёном она не имеет представления. В 1748 году Она пожаловала сочинителю две тысячи рублей, которые были привезены на двух возах. В то время двадцать пять рублей весили два пуда.

В своих одах Ломоносов неустанно ратует за развитие науки в отечестве и просвещение русского народа. Лозунги, выдвигаемые Ломоносовым, до известной степени обязывали правительство с ними считаться.

 ИСТОЧНИКИ 1. Руссика. Школьная энциклопедия. История России 18 -19 века. Москва. «ОЛМА-ПРЕСС образование» 2003 2. История России для детей и взрослых.  Владимир Соловьёв. Белый Город. Москва, 2003. 3. Михайло Ломоносов. Сергей Перевезенцев.  Белый Город. Москва, 2004. 4. История России. Конец XVI – XVIII век.  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва «Просвещение» 2008   Интернет-ресурсы 5. http://www.hpono.info/biograf/lomonjs.html 6. http//ru.wikipedia.org/wiki 7. http//slovari/yandex.ru/dict/krugosvet/alticbe/h/47 8. http://www.pravaya.ru/ludi/ 7

ИСТОЧНИКИ

1. Руссика. Школьная энциклопедия. История России 18 -19 века. Москва. «ОЛМА-ПРЕСС образование» 2003

2. История России для детей и взрослых.

Владимир Соловьёв. Белый Город. Москва, 2003.

3. Михайло Ломоносов. Сергей Перевезенцев.

Белый Город. Москва, 2004.

4. История России. Конец XVI – XVIII век.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Москва «Просвещение» 2008

Интернет-ресурсы

5. http://www.hpono.info/biograf/lomonjs.html

6. http//ru.wikipedia.org/wiki

7. http//slovari/yandex.ru/dict/krugosvet/alticbe/h/47

8. http://www.pravaya.ru/ludi/

7


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!