Обобщение педагогического опыта учителя математики МБОУ речицкая оош жуковского района брянской области приходько юрия владимировича по теме: « Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время »
Сведения об авторе
Фамилия, имя отчество:
Приходько Юрий Владимирович
Дата рождения: 20.05.1975 г.
Образование: высшее, Тираспольский Государственный Университет, 1997 г.
(Республика Молдова).
Специальность по диплому: математика.
Квалификация по диплому:
лицензированный математик.
Стаж педагогической деятельности: 21 год.
Общий трудовой стаж: 21 год.
Квалификационная категория: первая.
Занимаемая должность:
учитель математики и технологии.
Преподаваемые предметы:
математика, технология, черчение.
Образовательное учреждение:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Речицкая основная общеобразовательная школа Жуковского района Брянской области.
«Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать».
Л.Н.Толстой.
Введение.
Введение новых образовательных стандартов ведет к значительным переменам в российском образовании. Новые ФГОС – это свод правил, определяющих школу будущего, в которой успехи и успешность ребенка определяют его успехи и успешность за границами школы.
Главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Развитию умения обучающихся самостоятельно добывать знания и совершенствовать их способствует «технология организации проектной деятельности».
Метод проектов учит:
◄ размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки;
◄ творчески подходить к решению поставленной задачи;
◄ делать обоснованные выводы;
◄ принимать самостоятельные аргументированные решения;
◄ работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Известно, что применение проектного метода позволяет учащимся более осознанно осваивать предмет, развивать универсальные навыки. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.
Актуальность опыта.
Работая в современных условиях, учитель сталкивается в своей деятельности с рядом противоречий:
- между возросшими требованиями к качеству знаний и постоянными корректировками учебных изданий и методических пособий;
- между потребностью общества в активной, свободной, самоопределяющейся личности и крайне низкой мотивацией к обучению.
Цели И задачи:
Теоретически обосновать и систематизировать опыт по теме: « Проектно исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочное время ».
Проанализировать эффективность использования средств обучения с точки зрения развития интереса к предмету и формирования прочных самостоятельных творческих навыков познания окружающей действительности.
Цели и задачи:
Развивать актуальную, творческую, познавательную деятельность учащихся, которые являются не обучаемым субъектом, а обучающимся.
Воспитывать чувства самосозидания, самоуважения, умения самостоятельно познавать действительность, развивать в себе любознательность, активность.
Применять способы мотивирования учащихся к предмету.
Объектом моего исследования является метод проекта, как один из методов обучения математики.
Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактор успешной организации проектной деятельности в целом.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- анализ педагогической и методической литературы;
- теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников; представлены методические рекомендации проектной деятельности при изучении математики.
Новизна опыта.
Опыт можно обозначить как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами. Я адаптировал наработки, созданные в ходе подготовки опыта, к условиям своей школы в соответствии с целями и задачами моей методической темы.
Также новизна моего опыта выражается в составлении мной системы учебных проектов, которые входят в разрабатываемый мной сайт учителя математики.
Преимущества проектно исследовательского метода это: творческое и личностное развитие ученика, возможность самореализации.
У учащихся повышается интерес к получению знаний, растет уверенность в своих силах, развиваются способности к самообразованию. Появляется возможность развивать мышление, память, а так же коммуникабельность, креативность, что находит отражение в современной жизни. Задачи образования превосходят по своему уровню задачи, выдвигаемые другими методами.
Исследовательский метод обучения применим на всех ступенях обучения — с учетом возрастных возможностей и подготовки учащихся.
Этот метод применяется в трех направлениях:
- включение элемента поиска во все задания учащихся;
- раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого учащимися при доказательстве того или иного положения;
- организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением учителя (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов).
При использовании исследовательского метода меняется роль учителя:
из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы. Педагог выступает как организатор формы и условий исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.
Учитель, как организатор учебного процесса, должен проявлять и управленческие способности, и творческий подход. Непосредственное же руководство учебно-исследовательской работой школьника — это тот вид педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества.
Поэтому я считаю, что постоянное в определенной системе осуществляемое включение элементов исследовательской работы в систему прежних знаний, может обеспечить достаточно высокое качество усвоения предмета. В связи с этим моя педагогическая идея сводится к необходимости систематического применения в той или иной форме элементов исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время при органическом их сочетании с основным содержанием урока.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.
Основоположниками проектной деятельности являются американский филосов и педагог Джон Дьюи и его ученик Уильям Херд Килпатрик. Взамен школьной системы, основанной на приобретении и усвоении знаний, умений и навыков, Дьюи предложил, обучение «путем делания», при котором ученики извлекали знания из собственного опыта по решению той или иной проблемы. Учителя из лекторов должны превратиться в консультантов и сотрудников.
В настоящее время проектная деятельность очень актуальна в современном образовании, так как цель его – воспитание функционально грамотной личности.
Проектно-исследовательская деятельность- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
К технологии проектно- исследовательской деятельности я обратился в 2006 году. Первой моей задачей было изучение педагогической и методической литературы по данной теме, а также исследование передового опыта педагогов-новаторов. Изучив литературу, а выявил особенности организации проектной деятельности в средней школе , так как необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей среднего и старшего школьного возраста.
Исследовательская деятельность учащихся – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
Цель исследовательского метода – «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.
Т.о., исследовательский процесс – это не только логико-мыслительное, он и чувственно-эмоциональное освоение знаний.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Можно обозначить основные компоненты проектной деятельности учащихся как дидактического метода:
- наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической (работа над проектом – это разрешение данной проблемы);
- реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – проектирования самого проекта;
- обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
- наличие значимого продукта (выхода проекта) как результата работы над проектом;
- представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.
То есть проект – это «пять П»:
Проблема –
Проектирование (планирование) – Поиск информации –
Продукт – Презентация.
Шестое «П» проекта – его Портфолио , т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта. Среди них черновики, дневные планы, отчёты.
Классификация проектов:
► Проект может быть групповым и персональным.
► По доминирующей деятельности учащихся: исследовательские; творческие; ролевые (игровые); ознакомительно-ориентировочные (информационные); практико-ориентированные (прикладные).
► По комплексности проекты могут быть монопроектами ( в рамках одного предмета, одной области знаний) и межпредметными( в разных областях).
Классификация проектов:
► По характеру контактов проекты бывают: внутриклассными, внутришкольными, региональными и международными.
► По продолжительности различают: минипроекты
(укладываются в один урок или даже его часть);
краткосрочные (на 4-6 уроков); недельные;
долгосрочные проекты ( как индивидуальные, так и групповые; выполняются, как правило, во внеурочное время).
Урок, реализованный с помощью данной технологии, может быть:
- уроком освоения нового материала при изучении новой темы;
- уроком закрепления полученных знаний и умений;
- уроком отработки навыков решения учебных задач при решении задач и выполнении лабораторных практикумов;
- проектирование может лечь в основу профильных спецкурсов;
- проект может стать формой организации учебного процесса и стать альтернативой классно - урочному обучению.
Технология опыта.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.
Исследовательские задания – это предъявляемые учащимся задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Примеры задач исследовательского характера
№ 1. Может ли корень уравнения 3(х ─ 4) ─ b = х ─ 11 являться положительным числом? При каком условии?
№ 2. Верно ли, что при любом значении k система уравнений х ² + у ² = 9, х ─ у = k. имеет единственное решение?
№ 3. Могут ли не пересекаться графики функций у = ах ² + 3х ─ 4 и у = ах ─ 5?
№ 4. Могут ли числа а, в, с быть одновременно последовательными членами арифметической и геометрической прогрессий?
№ 5. Имеет ли решение уравнение (х + 6) + (х + 9) + (х + 12) + (х + 15) + (х + 18) + (х + 21) + (х + 24) = 182?
0? № 9. Найдите наименьшее значение функции g(x)=log3 (16-x ² ) на промежутке [0;√7]. " width="640"
Примеры задач исследовательского характера
№ 6. Существуют ли такие значения а, что уравнение (а ² + а ─ 2) х = а ─ 1 не имеет корней?
№ 7. Найти значения параметра m, при каждом из которых уравнение 2x ² + 3x + m = 0 имеет два различных отрицательных корня.
№ 8. Углом какой четверти является угол α, если sinα · cosα · tgα · ctgα 0?
№ 9. Найдите наименьшее значение функции g(x)=log3 (16-x ² ) на промежутке [0;√7].
Проекты в учебной деятельности.
• Решение уравнений.
• Задачи на проценты в жизни человека.
• Действия с десятичными дробями.
• Делимость чисел.
• Нахождение дроби от числа.
• Методы решения систем уравнений с двумя неизвестными.
• Окружность на плоскости.
• Тела вращения.
Проекты во внеурочной деятельности .
Теорема Пифагора вне школьной программы.
Загадки ленты Мёбиуса.
Математика и музыка.
10 способов решения квадратных уравнений.
Загадочное число π.
Фракталы: наука и искусство 21 века.
Геометрия архитектурной гармонии.
Числа правят миром.
Математика на службе экологии.
Сотовый телефон: мой друг или враг.
Проектный метод в математике формирует следующие компетенции:
♦ Мыследеятельностные : выдвижение идеи (мозговой штурм); проблематизация; целеполагание и формулирование задачи; поиск гипотезы; выбор способа или метода; самоанализ и рефлексия.
♦ Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе; выбор способов и форм наглядной презентации; изготовление предметов наглядности; подготовка письменного отчёта( продукта) о проделанной работе.
♦ Коммуникативные: слушать и понимать других; выражать себя; находить компромисс; взаимодействовать внутри группы.
Исследовательская работа с учащимися способствует:
- развитию предпрофессиональных навыков;
- воспитанию культуры и индивидуальности личности учащегося;
- формированию исследовательской компетенции;
- развитию творческих способностей учащихся.
Развитие исследовательских умений дает:
- возможность освоения методов исследования и использование их при изучении материалов любых дисциплин;
- возможность применения полученных знаний и умений в реализации собственных интересов, что способствует дальнейшему самоопределению учащихся;
- возможность развития интереса к различным наукам, школьным дисциплинам и процессам познания в целом.
Анализ результативности.
На уроках математики при решении практически любой задачи проводится так называемое мини-исследование, где используются основные мыслительные операции: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, обобщение и конкретизация;
-при решении задач различными способами
-при решении задач с параметрами также используется исследовательская деятельность: ставится вопрос о существовании решения, о числе решений, об особых случаях, какие могут представиться в зависимости от значения параметра.
При применении исследовательского метода в учебном процессе учитель не дает готовых знаний, он организует самостоятельную, творческую, поисковую деятельность обучающихся, которые самостоятельно решают новые для них познавательные задачи или находят в известных для них задачах, теоремах новые способы решения или доказательства. Только в процессе такой деятельности можно развить творческие способности ребенка.
вывод
Считаю, что проектная деятельность очень эффективна для формирования и развития личностных, регулятивных, коммуникативных УУД учащихся в соответствии с требованиями ФГОС.
Личный опыт по применению технологии проектной деятельности подтверждает, что метод проектов:
• способствует повышению мотивации обучающихся и развитию способностей к активной творческой деятельности;
• создает условия для отношений сотрудничества между учителем и учеником;
• позволяет решить значимые личностные проблемы;
• способствует формированию опыта общения с другими людьми, решению учебных затруднений;
• стимулирует личностный рост и развивает индивидуальность учащихся.
Применение технологии проектной деятельности позволяет:
учителю - расширить сферу своих профессиональных знаний и умений, не замыкаться в узкопредметном поле, а выходить на меж - и надпредметное содержание педагогической деятельности, выстраивать индивидуальные траектории образования учащихся и собственного профессионального роста;
ученикам - почувствовать себя включенными в сообщество взрослых профессионалов.
При применении исследовательского метода в учебном процессе учитель не дает готовых знаний, он организует самостоятельную, творческую, поисковую деятельность обучающихся, которые самостоятельно решают новые для них познавательные задачи или находят в известных для них задачах, теоремах новые способы решения или доказательства. Только в процессе такой деятельности можно развить творческие способности ребенка.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
- он требует большей, чем при сообщении готовых знаний, затраты времени;
- при этом методе особенно сильно сказываются индивидуальные различия учащихся: многие из них не успевают решать поставленные проблемы, отвечать на вопросы учителя. А учитель на уроке не имеет возможности ждать, пока все самостоятельно придут к нужному выводу;
- активное участие в решении проблемы или в беседе принимают лишь отдельные учащиеся, остальные – пассивны.
Поэтому исследовательский метод следует использовать в разумной мере, нейтрализуя его недостатки с помощью различных приёмов. Прежде всего нужно помочь тем учащимся, которые не успевают решать на уроках поставленной проблемы.
На уроке ставятся нетрудоёмкие проблемы, которые успевают решить все учащиеся класса с небольшой разницей во времени. Более трудоёмкие проблемы можно включать в домашние задания. В этом случае на уроке только создаётся проблемная ситуация и ставится проблема. Тогда в домашних условиях каждый ученик может спокойно, не торопясь, рассмотреть достаточное число частных случаев, обратиться к книгам и самостоятельно прийти к «открытию».
Уроки с применением исследовательского метода более интересны и познавательны для учащихся.
Перспективы использования опыта:
♦ проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педколлектива, обмен опытом работы;
♦ обучение учащихся работе над проектами, подготовка методических рекомендаций;
♦ проведение диагностики сформированности проектных умений учащихся;
♦ оформление результатов, обобщение опыта учителей-предметников на общешкольном уровне, участие в конкурсе инновационных проектов.
заключение
В основу “технологии проектов” положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Полат Е.С. так формулирует основной тезис современного понимания метода проектов: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и где и как я могу эти знания применить».
Таким образом, проектная деятельность учащихся
помогает развитию важнейших компетенций для
современной жизни: способность делать выбор, брать
на себя ответственность, участвовать в
совместном принятии решения, владеть устным и
письменным обобщением. Но в наши дни умение
обучающихся добывать знания самостоятельно и
совершенствовать их, умение работать с
информацией в различных областях, приобретая, если
это необходимо, новые навыки, гораздо важнее
прочности приобретаемых знаний, потому что именно
добыванием и совершенствованием знаний им
придётся заниматься всю сознательную жизнь. В
заключении, хотелось бы отметить, что ни один
метод обучения не является универсальным. Использование метода проектов не поможет решению всех проблем в обучении математики.
«Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности».
К.Д. Ушинский.