СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация «Обобщение по теме «Местоимение. Разряды местоимений».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация поможет учащимся повторить и обобщить знания по теме "Местоимение. Разряды местоимений", а учителю подготовиться к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Обобщение по теме «Местоимение. Разряды местоимений».»

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа» Презентация «Обобщение по теме «Местоимение.  Разряды местоимений» Подготовила Шалиманова С. В., учитель русского языка и литературы

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

Презентация

«Обобщение по теме «Местоимение.

Разряды местоимений»

Подготовила Шалиманова С. В., учитель русского языка и литературы

Выпиши личные местоимения. Определи их падеж.     В это время утка вынырнула недалеко от Джека. Пёс поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка нырнула вновь. Джек за ней.    Через секунду он опять показался на поверхности, держа пойманную утку, и поплыл к берегу.

Выпиши личные местоимения. Определи их падеж. 

В это время утка вынырнула недалеко от Джека. Пёс поплыл к ней, но, как только он приблизился, утка нырнула вновь. Джек за ней.  Через секунду он опять показался на поверхности, держа пойманную утку, и поплыл к берегу.

Составьте словосочетания, раскрывая скобки. Личные местоимения употребляйте в нужной форме. Объясните их правописание.   Появился у (он), блестит надо (я), проявить заботу обо (я), соскучился о (вы), прибыл с (они), у (он) в оранжерее, расстилаться над (мы), грустить по (вы), беседовать с (мы), трава подо (я), тосковать по (мы), объясниться с (он), подарить (они).

Составьте словосочетания, раскрывая скобки. Личные местоимения употребляйте в нужной форме. Объясните их правописание. 

Появился у (он), блестит надо (я), проявить заботу обо (я), соскучился о (вы), прибыл с (они), у (он) в оранжерее, расстилаться над (мы), грустить по (вы), беседовать с (мы), трава подо (я), тосковать по (мы), объясниться с (он), подарить (они).

Прочитай текст. Замени личные местоимения 3 лица на личные местоимения 1 лица. Над местоимениями напиши: разряд, род, число и падеж.         Вася любил ходить в школу. Когда он слушал учительницу или читал книги, то воображал в своем уме весь мир, которого он не знал и который был вдали от него. Всё волновало Васю и влекло к себе. Ему казалось, что все страны и все люди давно ожидают, когда он вырастет и придет к ним. Но он еще нигде не успел побывать. С одной стороны, ему было жалко себя за это. А с другой, его душа рвалась исследовать этот мир. Но он не мог путешествовать с кем попало, ему нужен был кто-нибудь, на кого можно положиться.

Прочитай текст. Замени личные местоимения 3 лица на личные местоимения 1 лица. Над местоимениями напиши: разряд, род, число и падеж. 

 

Вася любил ходить в школу. Когда он слушал учительницу или читал книги, то воображал в своем уме весь мир, которого он не знал и который был вдали от него. Всё волновало Васю и влекло к себе. Ему казалось, что все страны и все люди давно ожидают, когда он вырастет и придет к ним. Но он еще нигде не успел побывать. С одной стороны, ему было жалко себя за это. А с другой, его душа рвалась исследовать этот мир. Но он не мог путешествовать с кем попало, ему нужен был кто-нибудь, на кого можно положиться.

Объясните значение  фразеологизмов с возвратным местоимением СЕБЯ.  Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, судить себе, уйти в себя, не похож на себя.

Объясните значение  фразеологизмов с возвратным местоимением СЕБЯ.

Читать про себя, владеть собой, выходить из себя, судить себе, уйти в себя, не похож на себя.

Определите падежи возвратного местоимения СЕБЯ.   1. Хороший товар сам себя хвалит.    2. Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи, только всплачешься.    3. Сам на себя никто не нарадуется.    4. Сам себе на радость никто не  живет.

Определите падежи возвратного местоимения СЕБЯ. 1. Хороший товар сам себя хвалит.  2. Друг на друга глядючи, улыбнешься; на себя глядючи, только всплачешься. 

3. Сам на себя никто не нарадуется.  4. Сам себе на радость никто не  живет.

Спишите, подчеркните вопросительные  местоимения.   Каков наш общий дом, где живет все человечество, дом, который называется планета Земля? С незапамятных времен людям не давали покоя вопросы: какая круглая или плоская? Что Земля находится за горизонтом? Сколько лет нужно, чтобы обойти вокруг Земли? Какие народы живут на севере и на юге?

Спишите, подчеркните вопросительные  местоимения. 

Каков наш общий дом, где живет все человечество, дом, который называется планета Земля? С незапамятных времен людям не давали покоя вопросы: какая круглая или плоская? Что Земля находится за горизонтом? Сколько лет нужно, чтобы обойти вокруг Земли? Какие народы живут на севере и на юге?

Исправьте ошибки в употреблении вопросительных местоимений.      1. Чего ты делаешь сегодня вечером?   2. Сколько много интересного вокруг?!   3. Какие твои планы на завтра?  4. С какого ты года рождения?   5. Сколько время?

Исправьте ошибки в употреблении вопросительных местоимений.  

1. Чего ты делаешь сегодня вечером?  2. Сколько много интересного вокруг?!  3. Какие твои планы на завтра?

4. С какого ты года рождения?  5. Сколько время?

Перепишите предложения, подчеркните относительные местоимения.    - Он знал, когда ему следовало радоваться.   - Мы видели, где вы живете.   - Тут моя мама догадалась, куда девалось варенье.

Перепишите предложения, подчеркните относительные местоимения. 

- Он знал, когда ему следовало радоваться.  - Мы видели, где вы живете.  - Тут моя мама догадалась, куда девалось варенье.

«Превратите» вопросительные местоимения в относительные.     1. Чем бы тебя угостить?    2. Какой у тебя размер обуви?    3. Каковы ваши планы?    4. Который час?    5. Чья это проделка?    6. Сколько сегодня уроков?

«Превратите» вопросительные местоимения в относительные.  

1. Чем бы тебя угостить?  2. Какой у тебя размер обуви?  3. Каковы ваши планы?  4. Который час?  5. Чья это проделка?  6. Сколько сегодня уроков?

Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу неопределенные местоимения. Обозначьте орфограммы на месте пропусков.     Рано утром я пошел в сарай. Вдруг прошмыгнул мимо моих ног. Я увидел лишь сер.нький хвост.к. Я вош… л в сарай. Из того угла, где лежало сено, дон… сились  звуки. Там возился. (Не)успел я предпринять, как из сена выскочила мышь, а (за)ней наш кот Васька. В то же мгновение мышь юркнула в щель  под порогом .

Запишите текст, вставляя подходящие по смыслу неопределенные местоимения. Обозначьте орфограммы на месте пропусков. 

Рано утром я пошел в сарай. Вдруг прошмыгнул мимо моих ног. Я увидел лишь сер.нький хвост.к. Я вош… л в сарай. Из того угла, где лежало сено, дон… сились  звуки. Там возился. (Не)успел я предпринять, как из сена выскочила мышь, а (за)ней наш кот Васька. В то же мгновение мышь юркнула в щель  под порогом .

Объясните общее значение неопределённых местоимений в речи.  В каком-то городе, несколько лет назад родился некто. Через некоторое время нечто произошло с некто и некий кто-то обучился какой-то грамоте.    Однажды кое-кто увидел нечто, удивился и призадумался, почему кое-кто так быстро читает чьё-то кое-что. Оказалось, что некий некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать кое в чём какой-либо смысл. Вот и превратился некто в нечто. 

Объясните общее значение неопределённых местоимений в речи.

В каком-то городе, несколько лет назад родился некто. Через некоторое время нечто произошло с некто и некий кто-то обучился какой-то грамоте.  Однажды кое-кто увидел нечто, удивился и призадумался, почему кое-кто так быстро читает чьё-то кое-что. Оказалось, что некий некто с каких-то пор любил за чем-нибудь наблюдать, о чём-либо размышлять, искать кое в чём какой-либо смысл. Вот и превратился некто в нечто. 

Спишите, правильно раскрывая скобки. Поставьте ударение в отрицательных местоимениях.    (Ни)(на)кого (не)надеяться; (ни)кому (не)доверять; (не)находить (ни)каких признаков хозяина; (не)(на)кого рассчитывать; (не)верить (ни)(в)чьи обещания; (не)(у)кого спросить, вернуться (ни)(с)чем.

Спишите, правильно раскрывая скобки. Поставьте ударение в отрицательных местоимениях.  

(Ни)(на)кого (не)надеяться; (ни)кому (не)доверять; (не)находить (ни)каких признаков хозяина; (не)(на)кого рассчитывать; (не)верить (ни)(в)чьи обещания; (не)(у)кого спросить, вернуться (ни)(с)чем.

Спишите, объясняя правописание НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях. 1.Н. .кто не попробует глубины реки сразу двумя ногами.   2.Даже лучший сокол н…кого не поймает, если  не дать ему взлететь.   3.Завистливый н… о ком хорошего слова не скажет.   4.Н…что не ранит так, как ранит стыд. 5.Просидевший всю жизнь дома н… о чём тебе не расскажет.   6.На прошедший дождь н…чего пенять.

Спишите, объясняя правописание НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях.

1.Н. .кто не попробует глубины реки сразу двумя ногами.  2.Даже лучший сокол н…кого не поймает, если  не дать ему взлететь.  3.Завистливый н… о ком хорошего слова не скажет.  4.Н…что не ранит так, как ранит стыд.

5.Просидевший всю жизнь дома н… о чём тебе не расскажет.  6.На прошедший дождь н…чего пенять.

Спишите, раскрывая скобки.  Странный, тихий, н… (на) что не похожий пр…рывистый звук слыш…лся где-то совсем недалеко. Хотя Петя и с.дел на шелковице, но он (н…)кого и (н…)чего (н…) увид…л. (Н.,)чего и говорить, как Петя обрадовался приглашению покататься на рыбачьей лодке. К.залось, что н. (на) кого (не) мог надеяться тонущий в море  человек. (Н.)чем (н.) отличался Родион Жуков от матросов мятежного корабля.

Спишите, раскрывая скобки.

Странный, тихий, н… (на) что не похожий пр…рывистый звук слыш…лся где-то совсем недалеко. Хотя Петя и с.дел на шелковице, но он (н…)кого и (н…)чего (н…) увид…л. (Н.,)чего и говорить, как Петя обрадовался приглашению покататься на рыбачьей лодке. К.залось, что н. (на) кого (не) мог надеяться тонущий в море  человек. (Н.)чем (н.) отличался Родион Жуков от матросов мятежного корабля.

Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.   Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо: «Так съедите вы упса весь обед евонный!» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки». Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упрёки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день».

Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.

  Как-то раз во дворе из собачьей миски

Пять чумазых поросят кушали сосиски.

Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо:

«Так съедите вы упса весь обед евонный!»

Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки:

Детям надо наполнять ихние желудки».

Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:

«Слушать я уже устал ейные упрёки.

Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,

И такая дребедень происходит каждый день».

Выпишите притяжательные местоимения с зависимыми словами, определите морфологические, синтаксические признаки.    Я очень люблю встречать первые вспышки пробуждения нового дня. Задолго до восхода солнца извещает о своём приходе. Оно окрашивает своими лучами ночной небосвод, гасит звёзды. Я люблю встречать солнце, игру и трепет утренних вспышек его лучей.

Выпишите притяжательные местоимения с зависимыми словами, определите морфологические, синтаксические признаки.

Я очень люблю встречать первые вспышки пробуждения нового дня. Задолго до восхода солнца извещает о своём приходе. Оно окрашивает своими лучами ночной небосвод, гасит звёзды. Я люблю встречать солнце, игру и трепет утренних вспышек его лучей.

Перепишите предложения. Укажите род, число, падеж притяжательных местоимений. Я очень люблю своих родителей. Твой голос ни с кем не перепутаешь. Ученики нашего класса очень способные.

Перепишите предложения. Укажите род, число, падеж притяжательных местоимений.

Я очень люблю своих родителей.

Твой голос ни с кем не перепутаешь.

Ученики нашего класса очень способные.

    Найдите указательные местоимения, укажите их падеж, род и число (если можно). Определите синтаксическую роль.    1.Хорошо того учить, кто слушает.  2. Кто много обещает, тот мало делает.  3. Кто грамоте горазд, тому не пропасть.  4. Какова яблонька - таковы и плоды.  5. Чего сам не любишь - того людям не желай.

  Найдите указательные местоимения, укажите их падеж, род и число (если можно). Определите синтаксическую роль. 

1.Хорошо того учить, кто слушает. 

2. Кто много обещает, тот мало делает. 

3. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 

4. Какова яблонька - таковы и плоды. 

5. Чего сам не любишь - того людям не желай.

Подчеркните указательные местоимения, определите падеж и число .  Книга высотой в два этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибетесь! Такие книги есть! Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 226 томов. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

Подчеркните указательные местоимения, определите падеж и число .

Книга высотой в два этажа. Скажете: таких книг не бывает. И ошибетесь! Такие книги есть! Некоторые из этих книг находятся в Монголии. В одной из таких книг насчитывается 226 томов. Книги эти созданы в древности. В те времена мастерам-искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита.

Выпишите из предложений все определительные местоимения.  1.Что волки жадны, всякий знает.    2. Так думает иной затейник.    3. А про него совсем не слышно: забота тем своя.    4. Как сам остался жив, считаю, правом, диво.   5. На самый крупный с сеном воз он к мужику спесиво вполз.

Выпишите из предложений все определительные местоимения.

1.Что волки жадны, всякий знает.  2. Так думает иной затейник.  3. А про него совсем не слышно: забота тем своя.  4. Как сам остался жив, считаю, правом, диво. 5. На самый крупный с сеном воз он к мужику спесиво вполз.

Определительные местоимения замените определительные местоимения синонимичными.    1. Другая причина заставила его покинуть дом.   2. Каждый рад весне.   3. Я готов принять любое твое  решение.   4. Всякий раз перед грозой мама  закрывала окна.

Определительные местоимения замените определительные местоимения синонимичными.

1. Другая причина заставила его покинуть дом.  2. Каждый рад весне.  3. Я готов принять любое твое  решение.  4. Всякий раз перед грозой мама  закрывала окна.

  Раскройте скобки, над местоимениями указать разряд.   Завтра я вам позвоню. Нам (с)тобой надо (об)этом хорошенько подумать. Мой дедушка любит рассказывать (о)себе. (Из)чего японцы строят свои дома? (В)чём секрет такой окраски пантеры? Какой чудесный день! Сколько солнца и света! Который час? Кто взял те книги? Кто(то) постучал в дверь. Что(нибудь) надо нарисовать. В класс вошёл (не: ни)кто в какой(то) странной шляпе. (Кое)кто его заметил. Его книга лежала на моей парте. (На)этой машине мы отправимся (по)той дороге. Весь день шёл дождь. Все затаили дыхание. (Но;не/о)чём (не;ни)кого не спрашивай.

  Раскройте скобки, над местоимениями указать разряд. 

Завтра я вам позвоню. Нам (с)тобой надо (об)этом хорошенько подумать. Мой дедушка любит рассказывать (о)себе. (Из)чего японцы строят свои дома? (В)чём секрет такой окраски пантеры? Какой чудесный день! Сколько солнца и света! Который час? Кто взял те книги? Кто(то) постучал в дверь. Что(нибудь) надо нарисовать. В класс вошёл (не: ни)кто в какой(то) странной шляпе. (Кое)кто его заметил. Его книга лежала на моей парте. (На)этой машине мы отправимся (по)той дороге. Весь день шёл дождь. Все затаили дыхание. (Но;не/о)чём (не;ни)кого не спрашивай.

Спишите. Вставьте пропущенные местоимения я, она, всё, самое, это, себе, их.  Под окнами росла большая черемуха. Весной ….. зацветала так пышно, что казалось - это уже не дерево, а белое облако. Летом ….. дерево было обсыпано темно-синими, почти черными ягодами величиной с горошину. Зимой было ….. интересное, потому что на черемухе в ….. время года бывали частыми гостями снегири. ….. хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу. Много лет прошло с тех пор, но ….. и сейчас очень легко представляю ….. эту  сказочную картину. 

Спишите. Вставьте пропущенные местоимения я, она, всё, самое, это, себе, их.

Под окнами росла большая черемуха. Весной ….. зацветала так пышно, что казалось - это уже не дерево, а белое облако. Летом ….. дерево было обсыпано темно-синими, почти черными ягодами величиной с горошину. Зимой было ….. интересное, потому что на черемухе в ….. время года бывали частыми гостями снегири. ….. хорошо можно было разглядеть, если забраться на подоконник и прижаться лицом к стеклу. Много лет прошло с тех пор, но ….. и сейчас очень легко представляю ….. эту  сказочную картину. 

Спишите, раскрывая скобки. ( Н…)кого винить, кого(то) увидел, с кем(то) говорил, кое(что) спросить, сказать кому(либо), (н…)Кого не было, (не)(с)кем поделиться, (не)которые люди, (кое)кто из малышей, (н…)кому не сказал, (н…)чего делить, отдать кому(нибудь). 

Спишите, раскрывая скобки.

( Н…)кого винить, кого(то) увидел, с кем(то) говорил, кое(что) спросить, сказать кому(либо), (н…)Кого не было, (не)(с)кем поделиться, (не)которые люди, (кое)кто из малышей, (н…)кому не сказал, (н…)чего делить, отдать кому(нибудь). 

Исправьте ошибки в употреблении местоимений.   1.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру. 2.На празднике у ней собралось много друзей. 3.О этом фильме долго спорили.  4. Подарок, он должен приносить удовольствие. 5.Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.  6. Я укорял меня за лень.  7. Чего ты делаешь?  8. Я хочу вам кой-чего сказать.  9. Я вам чего-то принес.  10. Мы вместе чего-нибудь придумаем. 

Исправьте ошибки в употреблении местоимений.

1.Когда Дубровский убил медведя, Троекуров на него не обиделся, а велел содрать с него шкуру.

2.На празднике у ней собралось много друзей.

3.О этом фильме долго спорили. 

4. Подарок, он должен приносить удовольствие.

5.Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии. 

6. Я укорял меня за лень. 

7. Чего ты делаешь? 

8. Я хочу вам кой-чего сказать. 

9. Я вам чего-то принес. 

10. Мы вместе чего-нибудь придумаем. 

Прочитайте текст и выпишите из него все местоимения, определите род, лицо, число.     Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» - спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение - багульник».

Прочитайте текст и выпишите из него все местоимения, определите род, лицо, число. 

Мы с другом гуляли в лесу. Вдруг я увидел необычное растение с розовыми цветами. Оно хорошо пахло. «Ты знаешь название этого растения?» - спросил я друга. Он отрицательно покачал головой. Тогда мы обратились к учительнице. Она сказала: «Какие вы любопытные! Это растение - багульник».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!