СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Образ России в творчестве Александра Александровича Блока".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Образ России в творчестве Александра Александровича Блока".

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Образ России в творчестве Александра Александровича Блока".»

   Образ  России  в творчестве  Александра  Александровича Блока     Тестова Н.М.

Образ России в творчестве Александра Александровича Блока

Тестова Н.М.

Россия... Блок прожил вместе со своей страной тяжкие переломные годы, последовательно отражая в своей лирике все происходящие перемены. В первые годы творчества, воспитанный в усадьбе деда, ректора Петербургского университета, в атмосфере влюбленности в искусство и полной отрешенности от общественной жизни, Блок видит Россию через призму романтической поэзии В. А. Жуковского, «чистой» лирики А. А. Фета, А. Н. Апухтина и Я. П. Полонского. Россия юного Блока — Русь колдовская и «дремучая», с ведунами и ворожеями, сказочная, с заветными «преданьями старины».  ... Ты и во сне необычайна, Твоей одежды не коснусь. Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне —ты почиешь, Русь.

Россия... Блок прожил вместе со своей страной тяжкие переломные годы, последовательно отражая в своей лирике все происходящие перемены. В первые годы творчества, воспитанный в усадьбе деда, ректора Петербургского университета, в атмосфере влюбленности в искусство и полной отрешенности от общественной жизни, Блок видит Россию через призму романтической поэзии В. А. Жуковского, «чистой» лирики А. А. Фета, А. Н. Апухтина и Я. П. Полонского. Россия юного Блока — Русь колдовская и «дремучая», с ведунами и ворожеями, сказочная, с заветными «преданьями старины».

... Ты и во сне необычайна,

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю — и за дремотой тайна,

И в тайне —ты почиешь, Русь.

Мелодии и образы его стихов манящие, легкие, проникнутые тайнами природы и отзвуками чувств. Но Блок чувствует в стране и себе и другое. За краткий сон, что нынче снится, А завтра — нет, Готов и смерти покориться Младой поэт. Я не таков: пусть буду снами Заворожен — В мятежный час взмахну крылами И сброшу сон. Опять — тревога, опять — стремленье. Опять готов Всей битвы жизни я слушать пенье До новых снов! Эти слова, написанные девятнадцатилетним Блоком, оказались пророческими. Предчувствуя перемены, ощущая свою неразрывную, пусть и противоречивую, неоднозначную связь с судьбой страны, Блок верит в то, что «нищая» Россия, какой бы чародей ни заманил и ни обманул ее, сможет все преодолеть.

Мелодии и образы его стихов манящие, легкие, проникнутые тайнами природы и отзвуками чувств. Но Блок чувствует в стране и себе и другое.

За краткий сон, что нынче снится,

А завтра — нет,

Готов и смерти покориться

Младой поэт.

Я не таков: пусть буду снами

Заворожен —

В мятежный час взмахну крылами

И сброшу сон.

Опять — тревога, опять — стремленье.

Опять готов

Всей битвы жизни я слушать пенье

До новых снов!

Эти слова, написанные девятнадцатилетним Блоком, оказались пророческими. Предчувствуя перемены, ощущая свою неразрывную, пусть и противоречивую, неоднозначную связь с судьбой страны, Блок верит в то, что «нищая» Россия, какой бы чародей ни заманил и ни обманул ее, сможет все преодолеть.

Над страной сгущаются тучи, она наконец просыпается от векового сна, и революция 1905 г. показывает Блоку совсем другую Россию... Чувствуя ее боль, веря в силы, зовущие к новой жизни, взрослеющий поэт пишет:   О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!..

Над страной сгущаются тучи, она наконец просыпается от векового сна, и революция 1905 г. показывает Блоку совсем другую Россию... Чувствуя ее боль, веря в силы, зовущие к новой жизни, взрослеющий поэт пишет:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!..

Из необычайной, далекой мечты, чьих одежд благоговеющий юноша даже не коснется, Россия превращается в жену — возлюбленную и подругу, с которой поэт готов пройти долгий и тяжелый путь: И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль... Чуть позже в стихах поэта из-за несколько отвлеченного образа России начинает появляться русский человек. Обратимся подробно к стихотворению «Грешить бесстыдно, непробудно...», написанному в 1914 г

Из необычайной, далекой мечты, чьих одежд благоговеющий юноша даже не коснется, Россия превращается в жену — возлюбленную и подругу, с которой поэт готов пройти долгий и тяжелый путь:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль...

Чуть позже в стихах поэта из-за несколько отвлеченного образа России начинает появляться русский человек. Обратимся подробно к стихотворению «Грешить бесстыдно, непробудно...», написанному в 1914 г

Стихотворение строится на противопоставлении. В первых строфах поэт рисует образ человека, пришедшего в «божий храм». Перед этим герой стихотворения «грешит бесстыдно, непробудно», то есть не осознает, что делает, не вспоминает о том, что он христианин, забывает о том, что должен спасти свою душу («Счет потерять ночам и дням»). Тем не менее, опомнившись, «с головой от хмеля трудной» этот грешник приходит в храм. Здесь он ведет себя как истинный христианин, глубоко верующий человек: кланяется иконам, крестится, «горячим лбом» прикасается к «заплеванному полу»— кладет земные поклоны. Но какими определениями наделяет его действия поэт? Он «сторонкой» идет в храм, «тайком» кланяется, в тарелку кладет лишь «грошик медный». У этого человека нет истовой веры, которая пронизывала бы его жизнь. Но все же ощущается трепетное отношение к храму с его «столетним, бедным и зацелованным окладом». От этого образа веет вечностью, ведь к этой иконе прикладывалась тысячи людей, просили у нее что-то, молились.

Стихотворение строится на противопоставлении. В первых строфах поэт рисует образ человека, пришедшего в «божий храм». Перед этим герой стихотворения «грешит бесстыдно, непробудно», то есть не осознает, что делает, не вспоминает о том, что он христианин, забывает о том, что должен спасти свою душу («Счет потерять ночам и дням»). Тем не менее, опомнившись, «с головой от хмеля трудной» этот грешник приходит в храм.

Здесь он ведет себя как истинный христианин, глубоко верующий человек: кланяется иконам, крестится, «горячим лбом» прикасается к «заплеванному полу»— кладет земные поклоны. Но какими определениями наделяет его действия поэт? Он «сторонкой» идет в храм, «тайком» кланяется, в тарелку кладет лишь «грошик медный». У этого человека нет истовой веры, которая пронизывала бы его жизнь. Но все же ощущается трепетное отношение к храму с его «столетним, бедным и зацелованным окладом». От этого образа веет вечностью, ведь к этой иконе прикладывалась тысячи людей, просили у нее что-то, молились.

С четвертой строфы начинается противопоставление. Поэт теперь рисует картины из обыденной; земной жизни этого же русского человека. Он предстает перед нами мелочным («обмерить на тот же грош кого), безжалостным («пса голодного... ногою отпихнуть»). Он забывает о том, что только что вышел из «храма божьего»:

И под лампадой у иконы Пить чай, отщелкивая счет, Потом переслюнить купоны, Пузатый отворив комод...

Эта строфа подтверждает, что душа русского человека двойственна — сколько низменного чувства, расчета, пренебрежения к иконе, к святому! Оказывается, у героя стихотворения в «пузатом комоде» есть «купоны», а в храме-то он подает лишь «грошик медный».

Но сон его «тяжел», а голова «трудна от хмеля», он живет от крайности до крайности, в его характере удивительно сочетаются и кротость, когда он в храме, и расчет и бездушие в мирской жизни. В нем нет лицемерия, он создан таким. Вчитаемся еще раз в две последние строки: Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне

Может быть, герой этого стихотворения и есть олицетворение России, какой Блок видит ее в это трудное время? Блок все так же любит свою страну, несмотря на все противоречия, удивительно сочетающейся в ней.

 Завершить свои размышления об образе России в творчестве А. А. Блока хотелось бы строками из стихотворения «Скифы», написанного в 1918 г. и ставшего, без сомнения, одной из вершин творчества поэта. В этих словах — та прекрасная, сильная, жестокая и нежная, загадочная Россия, которую видели и любили и о которой с восторгом и разочарованиями писали и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, та, которую пришлось увидеть Блоку, та, что пережила кровавый XX в., но все же идет к возрождению, подтвердив пророческие слова:  Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя, И с ненавистью, и с любовью.

Завершить свои размышления об образе России в творчестве А. А. Блока хотелось бы строками из стихотворения «Скифы», написанного в 1918 г. и ставшего, без сомнения, одной из вершин творчества поэта. В этих словах — та прекрасная, сильная, жестокая и нежная, загадочная Россия, которую видели и любили и о которой с восторгом и разочарованиями писали и А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов, и Н. В. Гоголь, та, которую пришлось увидеть Блоку, та, что пережила кровавый XX в., но все же идет к возрождению, подтвердив пророческие слова:

Россия — Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя,

И с ненавистью, и с любовью.

СКИФЫ О, старый мир! Пока ты не погиб, Пока томишься мукой сладкой, Остановись, премудрый, как Эдип, Пред Сфинксом с древнею загадкой!  Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, глядит, глядит в тебя И с ненавистью, и с любовью!...  Да, так любить, как любит наша кровь, Никто из вас давно не любит! Забыли вы, что в мире есть любовь, Которая и жжет, и губит! 30 января 1918 года

СКИФЫ

О, старый мир! Пока ты не погиб,

Пока томишься мукой сладкой,

Остановись, премудрый, как Эдип,

Пред Сфинксом с древнею загадкой!

Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью!...

Да, так любить, как любит наша кровь,

Никто из вас давно не любит!

Забыли вы, что в мире есть любовь,

Которая и жжет, и губит!

30 января 1918 года

 СКИФЫ Но сами мы - отныне вам не щит, Отныне в бой не вступим сами, Мы поглядим, как смертный бой кипит, Своими узкими глазами.  Не сдвинемся, когда свирепый гунн В карманах трупов будет шарить, Жечь города, и в церковь гнать табун, И мясо белых братьев жарить!...  В последний раз - опомнись, старый мир! На братский пир труда и мира, В последний раз на светлый братский пир Сзывает варварская лира!

СКИФЫ

Но сами мы - отныне вам не щит,

Отныне в бой не вступим сами,

Мы поглядим, как смертный бой кипит,

Своими узкими глазами.

Не сдвинемся, когда свирепый гунн

В карманах трупов будет шарить,

Жечь города, и в церковь гнать табун,

И мясо белых братьев жарить!...

В последний раз - опомнись, старый мир!

На братский пир труда и мира,

В последний раз на светлый братский пир

Сзывает варварская лира!

  В «Скифах» Блок утверждает, что к России нужно относиться с уважением и почитанием.  Блок уверен, если на Россию пойдут с агрессией, то она даст отпор. Россия мощна и сильна. Поэтому чем закончится схватка, не знает никто:       А если нет - нам нечего терять,       И нам доступно вероломство!       Века, века вас будет проклинать       Больное позднее потомство!  Поэт призывает «старый мир» к примирению и объединению. В этом ему может помочь Россия.

В «Скифах» Блок утверждает, что к России нужно относиться с уважением и почитанием. 

Блок уверен, если на Россию пойдут с агрессией, то она даст отпор. Россия мощна и сильна.

Поэтому чем закончится схватка, не знает никто:      А если нет - нам нечего терять,      И нам доступно вероломство!      Века, века вас будет проклинать      Больное позднее потомство! 

Поэт призывает «старый мир» к примирению и объединению. В этом ему может помочь Россия.

 В своей статье о творчестве А.Блока поэт Михаил Дудин писал: “Россия! Сколько раз А.Блок прикасался к твоим ранам и к твоей истории, какой верой в твою судьбу он наполнил музыку твоего имени, прославляя тебя!”.    В стихах о России А.А. Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, сказочного и исторического. Блок создал особенный поэтический образ России. Ее необъятные просторы, дороги дальние, тройки удалые, туманные дали – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.

В своей статье о творчестве А.Блока поэт Михаил Дудин писал: “Россия! Сколько раз А.Блок прикасался к твоим ранам и к твоей истории, какой верой в твою судьбу он наполнил музыку твоего имени, прославляя тебя!”.

В стихах о России А.А. Блок достиг пронзительного понимания ее разнообразия, сказочного и исторического. Блок создал особенный поэтический образ России. Ее необъятные просторы, дороги дальние, тройки удалые, туманные дали – такова прекрасная, неповторимая блоковская Россия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!