Образование – как
общественное явление
и педагогический процесс
Образование — это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились.
Б. Ф. Скиннер
Образование, как понятие, представляется в определенной степени сложным и многогранным. Под определением понятия «образование» подразумевается не только систематический и целенаправленный процесс, но и результат усвоения личностью знаний, умений и навыков. А также, на основании этого, формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений.
как общественное
явление
Образование
как педагогический процесс
Образование как общественное явление – это средство социально-культурной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям.
Основные общественные функции образования:
- Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры.
2. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений
3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.
4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности.
5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций.
6. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества.
7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.
Образование как педагогический процесс представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.
Основные элементы образования , как макросистемы, имеющей государственный статус, — это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования.
Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Компоненты педагогического процесса
обучение
воспитание
воспитательные взаимодействия
преподавание
умения
самообразование
Основными функциями педагогического процесса являются:
а) информационная (просвещение воспитанников);
б) воспитательная (личностное изменение воспитанников);
в) развивающая (всестороннее развитие воспитанников);
г) аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);
д) социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).
Структура педагогического процесса
Субъектный состав
Процессуальный состав
компоненты
Воспитанники и
воспитатели
В процессуальной структуре педагогического процесса выделяют компоненты:
• целевой
• содержательный
• операционно-деятельностный
• эмоционально-мотивационный
• контрольно-оценочный
• результативный
Образованный человек – это человек, который имеет представление об общих принципах и методах, определяющих общий подход к рассмотрению фактов и явлений.
Сущность образования человека : специально организованный процесс и его результат постоянной и непосредственной передачи из поколения в поколение исторически и социально значимого опыта.
Спасибо за
внимание!