СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Обучающее изложение с творческим заданием по тексту Ю. Дмитриева "Необычные путешественники" (5 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Обучающее изложение с творческим заданием по тексту Ю. Дмитриева "Необычные путешественники" (5 класс)" сопровождает урок развития речи в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Обучающее изложение с творческим заданием по тексту Ю. Дмитриева "Необычные путешественники" (5 класс)»

Обучающее Изложение  с творческим заданием  по тексту Ю. Дмитриева  «Необычные путешественники» 5 класс

Обучающее Изложение с творческим заданием по тексту Ю. Дмитриева «Необычные путешественники»

5 класс

ЗнаКомство с текстом  Семена деревьев – великие путешественники. У них даже специальные приспособления есть, чтоб путешествовать. Например, у семени ясеня есть крылышко, а у семечка берёзы даже два. Благодаря этим крылышкам ветер переносит их и на большие расстояния. Семена тополя тоже хорошо приспособились к путешествиям – они окружены лёгкой ваткой, а у ивы к семенам прикреплены маленькие парашютики. Переносить их ветру ничего не стоит.  Ветер сильный. Он, правда, не может перенести семена дуба – жёлуди, но зато может переносить довольно тяжёлые семена клёна с большими крылатками.

ЗнаКомство с текстом

Семена деревьев – великие путешественники. У них даже специальные приспособления есть, чтоб путешествовать. Например, у семени ясеня есть крылышко, а у семечка берёзы даже два. Благодаря этим крылышкам ветер переносит их и на большие расстояния. Семена тополя тоже хорошо приспособились к путешествиям – они окружены лёгкой ваткой, а у ивы к семенам прикреплены маленькие парашютики. Переносить их ветру ничего не стоит.

Ветер сильный. Он, правда, не может перенести семена дуба – жёлуди, но зато может переносить довольно тяжёлые семена клёна с большими крылатками.

ЗнакомсТво с текстом  В сумерках я вышел на опушку леса. Деревья стояли молчаливые и неподвижные. Навек прикованные к одному месту. И всё-таки они – путешественники. Я знаю, что они разослали миллионы и миллионы гонцов своих в разные стороны. Летят крылатые гонцы, чтоб где-то сесть и прорасти тихими и стройными берёзками, пушистыми ёлочками, пугливыми осинками.  Летят по ветру будущие деревья. Счастливого им пути! Попутного ветра!  (Ю. Дмитриев)

ЗнакомсТво с текстом

В сумерках я вышел на опушку леса. Деревья стояли молчаливые и неподвижные. Навек прикованные к одному месту. И всё-таки они – путешественники. Я знаю, что они разослали миллионы и миллионы гонцов своих в разные стороны. Летят крылатые гонцы, чтоб где-то сесть и прорасти тихими и стройными берёзками, пушистыми ёлочками, пугливыми осинками.

Летят по ветру будущие деревья. Счастливого им пути! Попутного ветра!

(Ю. Дмитриев)

Словарная работа Приспособления –1. Процесс действия по знач. глаг.: приспособлять, приспособить.  2. Состояние по знач. глаг.: приспособляться (1), приспособиться.  3. Устройство, посредством которого совершается какая-л. работа, действие. Ясень – род древесных растений из семейства маслиновых Ива - род древесных растений семейства Ивовые. В русском языке по отношению к видам ивы используется также много других названий: ветла́, раки́та, лоза́, лози́на, ве́рба, тальник.

Словарная работа

  • Приспособления –1. Процесс действия по знач. глаг.: приспособлять, приспособить.

2. Состояние по знач. глаг.: приспособляться (1), приспособиться.

3. Устройство, посредством которого совершается какая-л. работа, действие.

  • Ясень – род древесных растений из семейства маслиновых
  • Ива - род древесных растений семейства Ивовые. В русском языке по отношению к видам ивы используется также много других названий: ветла́, раки́та, лоза́, лози́на, ве́рба, тальник.
Словарная работа Сумерки – это переходный период между днем и ночью, когда уже солнца не видно, но еще не темно. Прикованные (к месту) – неподвижные, статичные, прикреплённые. Гонцы – люди, посылаемые куда-нибудь со срочным известием; посланцы; вестники.

Словарная работа

  • Сумерки – это переходный период между днем и ночью, когда уже солнца не видно, но еще не темно.
  • Прикованные (к месту) – неподвижные, статичные, прикреплённые.
  • Гонцы – люди, посылаемые куда-нибудь со срочным известием; посланцы; вестники.
 анализ текста Стиль текста (художественный, публицистический, научный, разговорный, официально-деловой) Тип речи (повествование, описание, рассуждение) Тема (о чём?) Основная мысль (зачем?) Варианты заглавий

анализ текста

  • Стиль текста (художественный, публицистический, научный, разговорный, официально-деловой)
  • Тип речи (повествование, описание, рассуждение)
  • Тема (о чём?)
  • Основная мысль (зачем?)
  • Варианты заглавий
Работа с микротемами текста Микротема – это составная часть текста, в которой раскрывается часть общей темы и есть собственная мысль. Часто микротемы совпадают с абзацами текста

Работа с микротемами текста

  • Микротема – это составная часть текста, в которой раскрывается часть общей темы и есть собственная мысль.
  • Часто микротемы совпадают с абзацами текста
Микротема № 1  Семена деревьев – великие путешественники. У них даже специальные приспособления есть, чтоб путешествовать. Например, у семени ясеня есть крылышко, а у семечка берёзы даже два. Благодаря этим крылышкам ветер переносит их и на большие расстояния. Семена тополя тоже хорошо приспособились к путешествиям – они окружены лёгкой ваткой, а у ивы к семенам прикреплены маленькие парашютики. Переносить их ветру ничего не стоит.

Микротема № 1

  • Семена деревьев – великие путешественники. У них даже специальные приспособления есть, чтоб путешествовать. Например, у семени ясеня есть крылышко, а у семечка берёзы даже два. Благодаря этим крылышкам ветер переносит их и на большие расстояния. Семена тополя тоже хорошо приспособились к путешествиям – они окружены лёгкой ваткой, а у ивы к семенам прикреплены маленькие парашютики. Переносить их ветру ничего не стоит.
Микротема № 2 Ветер сильный. Он, правда, не может перенести семена дуба – жёлуди, но зато может переносить довольно тяжёлые семена клёна с большими крылатками.

Микротема № 2

  • Ветер сильный. Он, правда, не может перенести семена дуба – жёлуди, но зато может переносить довольно тяжёлые семена клёна с большими крылатками.
Микротема № 3  В сумерках я вышел на опушку леса. Деревья стояли молчаливые и неподвижные. Навек прикованные к одному месту. И всё-таки они – путешественники. Я знаю, что они разослали миллионы и миллионы гонцов своих в разные стороны. Летят крылатые гонцы, чтоб где-то сесть и прорасти тихими и стройными берёзками, пушистыми ёлочками, пугливыми осинками.

Микротема № 3

  • В сумерках я вышел на опушку леса. Деревья стояли молчаливые и неподвижные. Навек прикованные к одному месту. И всё-таки они – путешественники. Я знаю, что они разослали миллионы и миллионы гонцов своих в разные стороны. Летят крылатые гонцы, чтоб где-то сесть и прорасти тихими и стройными берёзками, пушистыми ёлочками, пугливыми осинками.
Микротема № 4  Летят по ветру будущие деревья. Счастливого им пути! Попутного ветра!

Микротема № 4

  • Летят по ветру будущие деревья. Счастливого им пути! Попутного ветра!
Примерный план текста Семена деревьев – великие путешественники. Ветер – сильный. Неподвижные деревья всё-таки путешествуют. Счастливого пути, будущие деревья! Сверьте собственные планы с примерным планом.

Примерный план текста

  • Семена деревьев – великие путешественники.
  • Ветер – сильный.
  • Неподвижные деревья всё-таки путешествуют.
  • Счастливого пути, будущие деревья!
  • Сверьте собственные планы с примерным планом.
Языковые средства выразительности Эпитеты (молчаливые и неподвижные деревья; тихие и стройные берёзки; пушистые ёлочки; пугливые осинки) Метафоры (семена деревьев – великие путешественники; к семенам прикреплены парашютики; деревья навек прикованы к одному месту; летят по ветру будущие деревья)

Языковые средства выразительности

  • Эпитеты (молчаливые и неподвижные деревья; тихие и стройные берёзки; пушистые ёлочки; пугливые осинки)
  • Метафоры (семена деревьев – великие путешественники; к семенам прикреплены парашютики; деревья навек прикованы к одному месту; летят по ветру будущие деревья)
Языковые средства выразительности Олицетворения (ветер переносит их на большие расстояния; семена приспособились к путешествиям; деревья разослали миллионы гонцов) Восклицательные предложения (Счастливого пути! Попутного ветра!)

Языковые средства выразительности

  • Олицетворения (ветер переносит их на большие расстояния; семена приспособились к путешествиям; деревья разослали миллионы гонцов)
  • Восклицательные предложения (Счастливого пути! Попутного ветра!)
Творческое задание История одного дерева. Лесная сказка. Забавный случай в мире природы… Выбрать любое творческое задание и написать сочинение-миниатюру (10 – 12 предложений)

Творческое задание

  • История одного дерева.
  • Лесная сказка.
  • Забавный случай в мире природы…
  • Выбрать любое творческое задание и написать сочинение-миниатюру (10 – 12 предложений)
История одного дерева… Бальзамический тополь был посажен Сергеем Александровичем Есениным в 1924 году перед домом родителей его матери в селе Константиново Рязанской губернии. Изначально таких тополей, посаженных поэтом, было три, но прижился только один, который и помнит Есенина. В 1925 году он был свидетелем слез матери по безвременно ушедшему сыну, и сейчас, когда этому тополю около 95 лет, дерево продолжает радовать посетителей музея-заповедника великого русского поэта.

История одного дерева…

  • Бальзамический тополь был посажен Сергеем Александровичем Есениным в 1924 году перед домом родителей его матери в селе Константиново Рязанской губернии.
  • Изначально таких тополей, посаженных поэтом, было три, но прижился только один, который и помнит Есенина. В 1925 году он был свидетелем слез матери по безвременно ушедшему сыну, и сейчас, когда этому тополю около 95 лет, дерево продолжает радовать посетителей музея-заповедника великого русского поэта.
Лесная сказка Михаила Пришвина «Беличья память» Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку. Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними. Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!

Лесная сказка Михаила Пришвина «Беличья память»

  • Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.
  • Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.
  • Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!
Забавный случай в мире природы… Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было. — Умница! — сказала моя жена и спросила меня; — А сколько он может съесть их? Десять может? — Десять, — говорю, — может. + — А ежели двадцать? — Двадцать, — говорю, — едва ли... Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо... Привыкла к нему жена... и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится —- нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница!.. (Михаил Пришвин «Журка»)

Забавный случай в мире природы…

Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

— Умница! — сказала моя жена и спросила меня; — А сколько он может съесть их? Десять может?

— Десять, — говорю, — может. +

— А ежели двадцать?

— Двадцать, — говорю, — едва ли...

Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо... Привыкла к нему жена... и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится —- нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница!.. (Михаил Пришвин «Журка»)

Творческих успехов, ребята!

Творческих успехов, ребята!

Работу выполнила  учитель русского языка  ГБПОУ «1-й МОК»  г. Москвы  Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель русского языка ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!