МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Оренбургский государственный педагогический университет
Институт физической культуры и спорта
СУПОНЕВА Ирина Михайловна
Оптимизация физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы на основе интеграции интеллектуального и двигательного компонентов
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, старший преподаватель
Д.Н. Самарин
ЦЕЛЬ исследования
экспериментально обосновать методику физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы на основе использования средств интеллектуальной и двигательной направленности
ГИПОТЕЗА исследования
предполагалось, что оптимизация процесса физического воспитания младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, возможна при условии реализации методики, разработанной на основе интеграции интеллектуального и двигательного компонентов
ОБЪЕКТ исследования
физическое воспитание школьников младших классов, отнесенных к специальной
медицинской группе
ПРЕДМЕТ исследования
физическая подготовленность младших школьников специальной медицинской
группы «А»
ЗАДАЧИ исследования
- Изучить современное состояние физического воспитания младших школьников, отнесенных к специальной медицинской группе.
- Разработать методику по физическому воспитанию младших школьников специальной медицинской группы «А» на основе интеграции интеллектуального и двигательного компонентов.
- Экспериментально обосновать эффективность методики по физическому воспитанию младших школьников специальной медицинской группы «А».
БАЗА исследования
МОАУ «Начальная школа № 75» г. Оренбурга, дир. Сулейманов Э.Г.
Методика по физическому воспитанию учащихся младших классов специальной медицинской группы включает:
- сочетание интеллектуальной и двигательной деятельности как способ активизации учащихся на уроке физической культуры;
- формирование знаний по физической культуре, развитие познавательных способностей;
- применение средств и методов оздоровительной тренировки с учетом интересов, потребностей и состояния здоровья занимающихся;
- формирование специальных медицинских групп по возрастному принципу;
- увеличение количества занятий физическими упражнениями в недельном двигательном режиме младших школьников до оптимального;
Методика по физическому воспитанию учащихся младших классов специальной медицинской группы включает:
- акцентированное использование игрового метода;
- обеспечение положительного психо-эмоционального фона занятий;
- эффективную реализацию физических нагрузок;
- использование индивидуальных комплексов лечебной физической культуры (ЛФК) для коррекции и реабилитации имеющихся отклонений в состоянии здоровья;
- учет медико-педагогических показаний и противопоказаний при подборе средств и методов физического воспитания;
- организация и регулярное проведение врачебно-педагогического контроля и самоконтроля занимающихся;
- обеспечение связи семьи и школы.
Экспериментальный материал по физической культуре для учащихся начальных классов специальной медицинской группы и особенности её преподавания, содержащая следующие основные моменты:
- включение в теоретический раздел новых тем (из области адаптивной физической культуры), разработка их дидактического содержания;
- использование физических упражнений с учетом индивидуальных интересов и запросов учащихся.
Раздел «Основы знаний» 3 КЛАСС
АФК: Что такое индивидуальные потребности в физических упражнениях и отдыхе? Двигательный режим обучающихся младших классов. Активный отдых во внеурочное время и его значение для здоровья и работоспособности. Содержание комплекса зарядки. Значение утренней гимнастики. Физические упражнения и их разновидности. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение ЧСС. Органы чувств, как они связаны между собой?
Легкоатлетические упражнения: Оздоровительное значение медленного бега. Техника безопасности при выполнении легкоатлетических упражнений.
Гимнастика: Правила поведения и техника безопасности на занятиях гимнастикой в целях предупреждения травматизма. Признаки правильной осанки.
Лыжная подготовка: Правила поведения на занятиях лыжной подготовкой в целях предупреждения травматизма. Значение занятий лыжной подготовкой для укрепления здоровья и закаливания организма.
Раздел «Основы знаний» 4 КЛАСС
АФК: Физические упражнения — путь к здоровью. Как устроен человек? Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Влияние физических упражнений на органы зрения, осанку, сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Виды и основные правила закаливания организма. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки. Роль самоконтроля в оценке состояния здоровья. Дневник самоконтроля.
Легкоатлетические упражнения: Виды легкой атлетики. Техника безопасности при выполнении легкоатлетических упражнений.
Гимнастика: Правила поведения и техника безопасности на занятиях гимнастикой в целях предупреждения травматизма. Значение напряжения и расслабления мышц.
Лыжная подготовка: Правила поведения на занятиях лыжной подготовкой в целях предупреждения травматизма. Подготовка инвентаря для занятий лыжами.
Раздел «Коррекционно-профилактические игры и игровые упражнения» ориентирован на укрепление здоровья обучающихся. Данный раздел включает:
- упражнения для формирования правильной осанки: общие, оказывающие общее укрепляющее воздействие, и специальные, направленные на выработку мышечно-суставного чувства правильной осанки (у стены, на гимнастической стенке, в движении, в положении лежа, с гимнастической палкой и др.);
- упражнения для органов зрения, направленные на тренировку мышц глаза, снятие утомления глаз (специальные и общеразвивающие упражнения с движениями глаз; упражнения для мышц шеи, спины, брюшного пресса; упражнения с мячами);
- упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия (все виды ходьбы; дозированный бег; общеразвивающие упражнения).
Для профилактики и коррекции дефектов осанки мы использовали такие игры как «Пропеллер», «Ворона», «Ласточка», «Лыжник», «Слушай внимательно» «Ходим в шляпах» и др.
Для профилактики и коррекции нарушений зрения мы использовали такие игры как «Пчела», «Звезда», «Восьмерка», «Дирижер», «Углы», «Танец змеи» и др.
Для профилактики и коррекции плоскостопия мы использовали такие игры как «Каток», «Разбойник», «Маляр», «Сборщик», «Художник», «Гусеница», «Мельница», «Кораблик», «Барабанщик» и др.
Благодарю за внимание!