Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад №175 «Сказка»
Опыт работы на тему: «Организация предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики кистей рук детей младшего дошкольного возраста»
Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. В.А. Сухомлинский
Развивающая предметно - пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.
Цель построения развивающей предметно-пространственной среды: насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие мелкой моторики кистей рук у ребенка дошкольного возраста.
Что же понимают под термином «мелкая моторика»?
Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники.
Развивающая предметно - пространственная среда должна быть:
Вариативной , т.е. наличие различных пространств, периодическая сменяемость игрового материала, разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми, появление новых предметов.
Содержательно-насыщенной , т.е. включать средства обучения, материалы, инвентарь, оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную и творческую активность всех детей;
Безопасной , т.е. все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Полифункциональной , т.е. обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
Трансформируемой , т.е. обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей;
Доступной , т.е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
Система работы по развития мелкой моторики рук детей
младшего дошкольного возраста реализуется в различных видах деятельности:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
- двигательная активность;
- общение со взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого.
Игры с использованием развивающих игрушек: пирамидки, вкладыши различного типа, пазлы, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами. «Мозаика», «Конструктор», кубики
Д/И «Накорми птичку»
Д/И «Разложи урожай»
Д/И «Приготовь угощение»
П/И «Попади в цель»
Игры с прищепками, макаронами, мелкими игрушками, с пуговицами, крышечками, замочками, с застёжками-липучками, шнуровкой.
Дидактические игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования.
Погружение рук в песок; просеивание между ладонями, пальцами; использование сухих бассейнов для самомассажа кистей; прячем ручки в крупе, ищем сюрпризы; перебираем, пересыпаем, рисуем.
Арт- технология «Textile-fun» ( «Досуг с тканью») разработана Е. Д. Файзуллаевой и Т. Д. Фицнер (Томского государственного педагогического университета ООО «Академия счастливого детства»)
Отличительной особенностью технологии «Textile -Fun» является то, что детям предлагается рисовать не на ткани, а самой тканью, используя разноцветные лоскутки, что способствует развитию у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Задачи, которые решаются в процессе использования технологии «Textile-fun»
- развитие творческого воображения (в кусочке ткани увидеть образ);
- развитие «ручной умелости» ребенка посредством овладения разными способами манипуляции с тканью (жгутики, трубочки, прямые, узелки, сферы, полусферы и т.д.) и развитие мелкой моторики;
- развитие эстетических чувств, оценок (красиво, нравится, легко, воздушно);
Развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно. При организации развивающей предметно-пространственной среды необходима сложная, многоплановая, авторская и высоко творческая деятельность участников образовательного процесса.
Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие мелкой моторики кистей рук ребёнка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!