Использование игровой технологии «Ребус – это интересно» для повышения мотивации к чтению у детей 6-7 лет с нарушениями речи на занятиях по обучению грамоте
Выполнила
Учитель-логопед
Картавцева Елена Борисовна
ФГОС
Целевые ориентиры
- Владеет устной речью
- Выражает свои мысли
-Использует речь для выражения речевого высказывания
- Складываются предпосылки грамоты
Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков .
«Ребус» - слово латинского происхождения (от латинской пословицы «Non verbis sed rebus» «Не словами, а при помощи вещей» («res – вещь).
В нём можно зашифровать отрывки из стихотворений, пословицы, поговорки, отдельные фразы и слова.
Решить ребус -
значит, «перевести» всё, что он содержит, в буквы, составляющие осмысленное слово или предложение.
Ни для кого не секрет, что дети лучше усваивают всё забавное, интересное. Ребусы со своей загадочностью и необычным способом «изображения слова» помогают сделать логопедические занятия намного увлекательнее, позволяя детям получать удовольствие от «гимнастики ума».
Зародился во Франции в XV веке. Первый печатный сборник ребусов, составленный Этьеном Табуро, был издан во Франции в 1582 году.
Затем ребусы распространились в Англии, Германии, Италии.
В России первые ребусы появились на страницах журнала «Иллюстрация» в 1845 году. Большой популярностью пользовались ребусы, нарисованные художником И. Волковым в журнале «Нива».
Первые ребусы
Работа по обучению детей дошкольного возраста решению ребусов способствует постепенному развитию интереса к чтению, благодаря овладению навыками их разгадывания.
И используются для детей, которые учатся читать, но не очень это любят. В интересной игровой форме дети будут тренировать навыки чтения.
Решение ребусов приносит ребёнку пользу и удовольствие.
Ребусы можно использовать как на индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации, дифференциации звуков, так и на фронтальных по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, а также на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
- развитие фонематического, языкового анализа и синтеза;
- закрепление знаний звукобуквенных обозначений;
- формирование словарного запаса;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, понятийного мышления;
.
ЛИМОН
Примерная последовательность работы
- Прибавь к букве (cлогу) название нарисованного предмета и прочитай зашифрованное слово:
Примерная последовательность работы
- Соедини название картинки с буквой (слогом) и прочитай зашифрованное слово:
Примерная последовательность работы
- К букве (слогу) добавь название рисунка, затем – следующую букву (слог) и прочитай зашифрованное слово.
ВО А
ВО НИК
Криптограмма или игра «Шифровальщик»
Криптограмма представляет собой набор разных знаков, геометрических фигур, картинок, цифр, символов, каждому из которых соответствует своя буква. При разгадывании слова ребенку необходимо правильно использовать ключ-подсказку.
Каждой букве соответствует своя цифра. Если букву поставить под ее порядковым номером, то получиться слово.
Фронтальное занятие по обучению грамоте
Индивидуальная и подгрупповая работа
по формированию навыка чтения
Каждой букве может соответствовать своя геометрическая фигура. Подставив букву к нужной геометрической фигуре, мы прочитаем нужное слово.
Фронтальное занятие по обучению грамоте
Расставь буквы по росту.
На доске хаотично расположены буквы разные по размеру. Я задание вам дам: Расставить буквы по местам. По росту буквы расставляйте И слово вслух мне прочитайте. Ребёнок у доски по убыванию (возрастанию) выставляет буквы, получая слово.
Расставь буквы по росту.
Другой вид «Шифровальщика», который я использую на занятии, составлен с помощью изображений.
Каждой картинке соответствует буква.
Далее с помощью заданных изображений зашифровывается слово.
Ребенок находит букву под нужной картинкой и составляет слово. Сначала берутся слова из 3 букв, затем из 4, из 5 букв.
Занятие по обучению грамот е
Формирование навыка чтения
на индивидуальном занятии
Криптограмма с использованием цифр. Слово загадывается при помощи цифр. Нужно найти букву соответствующую заданной цифре.
Еще один вид шифровальщика представляет собой таблицу, по вертикали и горизонтали которой обозначены цифры и геометрические фигуры. На пересечении этих знаков ребенок должен найти нужную букву, выложить слово и прочитать.
По мере изучения букв дети могут выложить слово, которое образуется из первых звуков предложенных слов
2/8/20
Фронтальное занятие по обучению грамоте
Филворды (или Венгерские кроссворды) – это разновидность кроссвордов, в таких кроссвордах все слова уже вписаны и их нужно только найти в мешанине букв.
Кто научился разгадывать составленные ребусы и придумывать свои, тот…
М О Л О Д Е Ц!
2/8/20
Спасибо за участие
и внимание!