Организация деятельности учащихся по формированию функциональной грамотности на уроках и во внеурочное время
Копытова Ульяна Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 7» г.Мариинска
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
“
”
Алексей Алексеевич Леонтьев
Термин « функциональная грамотность» введён ЮНЕСКО в 1957 году.
В современном мире необходимы
навыки чтения и письма, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, знание информационно-компьютерных технологий, финансовая грамотность, культурная
и гражданская грамотность.
В прошлом достаточно
умения читать,
писать и
считать
Виды функциональной грамотности:
- Читательская грамотность
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Финансовая грамотность
- Глобальные компетенции
- Креативное мышление
Условия формирования функциональной грамотности:
- обучение должно носить деятельностный характер;
- учащиеся должны стать активными участниками изучения нового материала;
- в урочной и внеурочной деятельности использовать продуктивные формы групповой работы;
- обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Особенности заданий для формирования функциональной грамотности :
- задачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний;
- в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся;
- контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни
- ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
- вопросы изложены простым, ясным языком;
- используются рисунки, таблицы, диаграммы и др.
Логические приёмы
Примеры заданий
1. Уровень – знание
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать
2. Уровень – понимание
Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому
3. Уровень – использование
Применить, проиллюстрировать, решить
4. Уровень – анализ
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия
5. Уровень – синтез
Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (пересказа)
6. Уровень – оценка
Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать
Читательская грамотность -
это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Типы текстов
«Азбука» В.Г. Горецкого
1 часть, стр.22, стр.63
«Азбука» В.Г. Горецкого
1 часть, стр.31, стр.75
«Азбука» В.Г. Горецкого
2 часть, стр.21, стр.34
Иллюстрирование пословиц.
Работы учеников 1 «а» класса
Проект «Живая азбука»
работы учеников 1 «а» класса
«Чтение. Работа с текстом»: 1 класс»
О.Н. Крылова, стр.47, стр.49
«Чтение. Работа с текстом»: 1 класс»
О.Н. Крылова, стр.28, стр.45
«Окружающий мир» 1 класс, А.А. Плешаков
1 часть стр.22, 2 часть стр.60
«Математика» 1 класс, М.И. Моро
1 часть стр.53, стр.78, стр.109
Формы внеурочной деятельности, способствующие формированию функциональной грамотности учащегося
Работа на образовательной платформе «Учи.ру»
Участие в олимпиадах и конкурсах
Функционально грамотная личность – это самостоятельный, инициативный человек, готовый обучаться всю свою жизнь, способный принимать нестандартные решения, уверенно выбирающий свой профессиональный путь.
Спасибо за внимание!