«Организация индивидуального сопровождения высокомотивированных школьников»
МБОУ «СОШ № 2 г. Льгова»
.
Одна из главных задач современной школы
Раннее выявление, обучение и воспитание высокомотивированных и талантливых детей
Высокомотивированный ребенок
- ребенок, у которого высоко развиты внутренняя и внешняя потребности быть успешными в определенной области знаний и деятельности.
Работа с высокомотивированными обучающимися
направлена на достижение главной цели: развитие внутреннего деятельностного потенциала обучающихся.
Направления работы с сильными учащимися
- Увеличение объёма работы с учащимися, учитывая их потенциальные возможности.
- Увеличение объёма работы за счёт дополнительных занятий.
- Включение а урок заданий повышенной сложности.
Индивидуальная образовательная траектория
персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.
Содержание ИОТ может определяться общеобразовательными программами базового и углубленного (профильного) уровней в рамках учебного плана ОУ и индивидуальными учебными программами.
Этапы становления ИОТ:
- 5-6 класс – пробы построения учащимися ИОТ в зависимости от разных видов деятельности;
- 7-9 класс – приобретение и оформление учащимися опыта построения ИОТ в разных видах деятельности
- 10-11 класс – применение опыта построения ИОТ, приобретенного в основной школе, при составлении и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП) старшеклассников.
Индивидуальный образовательный маршрут
это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Основой индивидуального образовательного маршрута является самоопределение учащегося.
Продвижение ИОМ
- линия личностного роста,
- линия знаний (образовательная);
- линия профессионального самоопределения.
Условия подготовки к олимпиадам:
- Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету.
- Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.
- Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках.
5 принципов при подготовке учащихся к олимпиаде
- Максимальная самостоятельность .
- Принцип «активность знаний».
- Принцип опережающего уровня сложности.
- Анализ результатов прошедших олимпиад.
- Индивидуальный подход.
Результаты муниципального этапа ВОШ
Наименование предмета
2018-2019 уч.год
Победители
Обществознание
Призеры
Русский язык
Фищенко В. – 11 класс
Фищенко В. – 11 класс
Литература
Фищенко В. – 11 класс
Химия
Бакулина В.- 11 класс
Карачевцева Ю. – 10 класс
Физика
Щербакова А. – 11 класс
Всего
4
2
Приемы и виды работ на уроке с высокомотивированными детьми
1. Включение в урок заданий повышенной сложности, которые развивают учащихся интеллектуально, активизируют их на уроке, учат самостоятельно ставить проблему и решать ее.
- Самостоятельный подбор дополнительных заданий к упражнению и выполнение их.
- Задания, ориентирующие учащихся на поиск различных вариантов ответов.
- Задания на сравнение и сопоставление
- Задания исследовательского характера.
- Задания, ориентирующие учащихся на поиск экономных, рациональных форм выполнения заданий и проверки знаний.
- Задания, формирующие навыки самостоятельной работы.
- Творческие задания.
- Задания, формирующее навык использования полученных знаний в жизненной практике.
Способы подготовки учащихся к сотрудничеству, развитие способностей к созидательной деятельности.
- Обучение в команде
- Итоговая дискуссия
- Подготовленные группой учащихся презентации и проекты
Каким должен быть учитель, работающий с высокомотивированными детьми?
- Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
- Профессионально грамотным;
- Интеллигентным, нравственным и эрудированным;
- Владеть современными педагогическими технологиями;
- Иметь позитивную Я- концепцию, быть целеустремленным, настойчивым,
- Эмоционально стабильным;
- Умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом.
Учитель должен уметь…
- Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
- Стимулировать познавательные способности учащихся;
- Принимать взвешенные психолого-педагогические решения
- Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
- Отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.
Эксперимент
Отметьте «+»качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» то, что не нравится.
1.Дисциплинированный.
2.Неровно успевающий.
3.Организованный.
4.Выбивающийся из общего темпа.
5.Эрудированный.
6.Странный в поведении, непонятный.
Эксперимент
7.Умеющий поддержать общее дело.
8.Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9.Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10.Занятый своими делами (индивидуалист).
11.Быстро, “на лету” схватывающий.
12.Не умеющий общаться, конфликтный.
.
Эксперимент
13.Общающийся легко, приятный в общении.
14.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15.Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16.Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Каких “+” у Вас больше?
- Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
- "Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению. Ученик будет сгорать от нетерпения учиться, не боясь никаких трудов, если учитель сможет развить в детях интерес и творческий подход к учению".