СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Организуем эффективную коммуникацию" для выступления на МО классных руководителей

Нажмите, чтобы узнать подробности

фпрезентация предназначена для классных руководителей.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Организуем эффективную коммуникацию" для выступления на МО классных руководителей»

Организуем эффективную коммуникацию. Выступление на МО классных руководителей Семёнова Г.А., учитель истории , классный руководитель 11 класса МБОУ БСОШ Забайкальский край Тунгокоченского район П.Вершино-Дарасунский 2023 г.

Организуем эффективную коммуникацию.

Выступление на МО классных руководителей

Семёнова Г.А.,

учитель истории , классный руководитель 11 класса МБОУ БСОШ Забайкальский край Тунгокоченского район П.Вершино-Дарасунский

2023 г.

Организуем эффективную коммуникацию. Педагогу важно приучать школьников к тому, что получаемая ими на уроке информация — это не только материал для заучивания и интеллектуальных упражнений, но и прекрасный повод поговорить с одноклассниками о ценностях, о волнующих их проблемах, о важных для нашего общества вопросах. Это могут быть социальные, нравственные, этические вопросы, особенности межличностных или межнациональных отношений, проблемы политической, экономической, культурной жизни людей. Особое искусство учителя — найти такой повод в рамках изучаемой на уроке темы, найти время и возможность поговорить с ребятами о че‑ ловечности, экологии, патриотизме, трудолюбии. Вот лишь несколько примеров, которые помогут в таком поиске

Организуем эффективную коммуникацию.

Педагогу важно приучать школьников к тому, что получаемая ими на уроке информация — это не только материал для заучивания и интеллектуальных упражнений, но и прекрасный повод поговорить с одноклассниками о ценностях, о волнующих их проблемах, о важных для нашего общества вопросах. Это могут быть социальные, нравственные, этические вопросы, особенности межличностных или межнациональных отношений, проблемы политической, экономической, культурной жизни людей.

Особое искусство учителя — найти такой повод в рамках изучаемой на уроке темы, найти время и возможность поговорить с ребятами о че‑ ловечности, экологии, патриотизме, трудолюбии. Вот лишь несколько примеров, которые помогут в таком поиске

Вопросы охраны здоровья. Как эти вопросы можно поднять на уроках физики? Тема «Звуковые колебания и волны», 9 класс.  «Звук интенсивностью свыше 120 дБ может привести к мгновенной потере слуха. 120 дБ — это звук отбойного молотка, работающего в метре от вас или музыка на рок-концерте, если вы стоите на расстоянии 1 метра от колонки. Это может быть опасно. Поэтому, если вы пошли на такой концерт, старайтесь занимать места чуть поодаль.

Вопросы охраны здоровья.

Как эти вопросы можно поднять на уроках физики?

Тема «Звуковые колебания и волны», 9 класс.

«Звук интенсивностью свыше 120 дБ может привести к мгновенной потере слуха.

120 дБ — это звук отбойного молотка, работающего в метре от вас или музыка на рок-концерте, если вы стоите на расстоянии 1 метра от колонки. Это может быть опасно.

Поэтому, если вы пошли на такой концерт, старайтесь занимать места чуть поодаль.

Тема «Влажность», 8 класс.

Нормальная для человека влажность воздуха в квартире — 40–60%.

Для маленького ребенка минимально допустимая влажность воздуха — 50%, оптимальная — 60–70%. Зимой влажность воздуха в квартире опускается до 15–20% из-за работающей системы отопления. При низкой влажности воздуха кожа становится сухой и шелушится; нарушается нормальное функционирование слезных каналов, и слеза перестает очищать роговицу глаза; у маленького ребенка снижаются защитные функции носоглотки и возрастает риск заболеть; возможны аллергические реакции. Если дома нет гигрометра, как определить влажность воздуха и позаботиться о своей семье?

Вы достали стакан воды из холодильника (температура воды 3–5º Сº) , на нем образуются капельки конденсата.

Если через 5–10 минут они высыхают, то воздух в квартире слишком сухой.

Если капельки станут больше и стекут со стакана —очень влажный.

Если останутся на стакане такими же маленькими и не стекут через 5–10 минут- влажность воздуха нормальная.

Инструментов повышения влажности много — от мокрого полотенца на батарее до системы вентилирования квартиры.

Тема «Глаз. Зрение», 8 класс. Учитель: «Мы хорошо видим и близкие, и далекие предметы, потому что хрусталик нашего глаза изменяет свою кривизну за счет работы мышц глаза. Если мы читаем или играем на смартфоне в движущемся транспорте, то расстояние от экрана до глаз немного, но постоянно меняется. Поэтому и хрусталику приходится менять свою кривизну очень часто. Со временем мышцы и хрусталик перестают справляться со своей задачей, и зрение становится хуже.  Другая проблема влияния экрана смартфона на наше здоровье — мелкий шрифт, поэтому увеличивайте размер текста, если читаете с экрана телефона».  Предложите детям вместе с вами выполнить несколько простых упражнений для укрепления мышц глаз: переводите взгляд с близкого на максимально далекий предмет, зажмурьтесь и откройте глаза несколько раз; часто моргайте на протяжении минуты и др.

Тема «Глаз. Зрение», 8 класс.

Учитель: «Мы хорошо видим и близкие, и далекие предметы, потому что хрусталик нашего глаза изменяет свою кривизну за счет работы мышц глаза. Если мы читаем или играем на смартфоне в движущемся транспорте, то расстояние от экрана до глаз немного, но постоянно меняется. Поэтому и хрусталику приходится менять свою кривизну очень часто. Со временем мышцы и хрусталик перестают справляться со своей задачей, и зрение становится хуже.

Другая проблема влияния экрана смартфона на наше здоровье — мелкий шрифт, поэтому увеличивайте размер текста, если читаете с экрана телефона».

Предложите детям вместе с вами выполнить несколько простых упражнений для укрепления мышц глаз: переводите взгляд с близкого на максимально далекий предмет, зажмурьтесь и откройте глаза несколько раз; часто моргайте на протяжении минуты и др.

Вопросы сохранения исторической памяти.  То, что с каждым новым поколением, память людей о важных исторических событиях постепенно ослабевает — известный грустный факт. Однако есть среди этих событий такие, забывать о которых мы просто не имеем права. Память о них — часть культуры нашего общества. Одно из таких событий — Великая Отечественная война. Слишком дорогой ценой далось нам Победа в этой войне, чтобы забывать о ней. И было бы правильно, если учитель будет находить на своем уроке повод вспомнить вместе с ребятами о тех далеких событиях, поддержать эту историческую память. Для этого совсем не обязательно дожидаться, когда школьники станут старшеклассниками и будут изучать на уроках истории тему борьбы нашего народа с фашизмом. Вот всего лишь два примера того, как можно затронуть тему Великой Отечественной войны на уроках, казалось бы, не предполагающих прямого обращения к ней.

Вопросы сохранения исторической памяти.

То, что с каждым новым поколением, память людей о важных исторических событиях постепенно ослабевает — известный грустный факт. Однако есть среди этих событий такие, забывать о которых мы просто не имеем права. Память о них — часть культуры нашего общества. Одно из таких событий — Великая Отечественная война. Слишком дорогой ценой далось нам Победа в этой войне, чтобы забывать о ней. И было бы правильно, если учитель будет находить на своем уроке повод вспомнить вместе с ребятами о тех далеких событиях, поддержать эту историческую память. Для этого совсем не обязательно дожидаться, когда школьники станут старшеклассниками и будут изучать на уроках истории тему борьбы нашего народа с фашизмом. Вот всего лишь два примера того, как можно затронуть тему Великой Отечественной войны на уроках, казалось бы, не предполагающих прямого обращения к ней.

Урок истории в 5-м классе, тема «Религия древних греков».  Рассказывая школьникам об античных богах — Зевсе, Посейдоне, Афродите и др., можно обратить внимание ребят на то, что древние греки почитали сразу двух божеств, связанных с войной — Ареса и Афину.  Арес — бог кровавой и жестокой войны, несущей людям несчастья. Афина — богиня справедливой войны. Есть смысл остановиться на этой особенности и предложить детям поразмышлять над вопросом о том, что такое справедливая и несправедливая война, каковы их признаки, привести примеры таких войн. Непременно такой разговор приведет к теме Великой Отечественной войны, и здесь можно спросить ребят: Какой была эта война для фашистов, а какой — для нашего народа, чью сторону в этой войне заняла бы Афина?

Урок истории в 5-м классе, тема «Религия древних греков». Рассказывая школьникам об античных богах — Зевсе, Посейдоне, Афродите и др., можно обратить внимание ребят на то, что древние греки почитали сразу двух божеств, связанных с войной — Ареса и Афину.

Арес — бог кровавой и жестокой войны, несущей людям несчастья.

Афина — богиня справедливой войны.

Есть смысл остановиться на этой особенности и предложить детям поразмышлять над вопросом о том, что такое справедливая и несправедливая война, каковы их признаки, привести примеры таких войн. Непременно такой разговор приведет к теме Великой Отечественной войны, и здесь можно спросить ребят:

Какой была эта война для фашистов, а какой — для нашего народа, чью сторону в этой войне заняла бы Афина?

Урок биологии в 7 классе, тема «Класс насекомые».  Если есть на этом уроке 3–4 свободные минутки, можно рассказать детям любопытную легенду (иногда и легенды могут стать поводом к полезному разговору). В Интернете встречается легенда о Борисе Ивановиче Шванвиче, советском энтомологе, который был известен благодаря исследованиям эволюции окраски и рисунка крыльев чешуекрылых. Легенду о нем выложил в Сеть петербуржский литератор Игорь Голубенцев. Приведем ее здесь с небольшими сокращениями. «Зима 1942 года, на фронтах идут тяжелые бои. В ставке верховного главнокомандующего плановое совещание. Обсуждаются вопросы маскировки, в качестве которой мы проигрываем немцам, их аэродромы незаметны с воздуха, а танки зачемто пятнистые и полосатые, как и окраска обмундирования у некоторых подразделений.

Урок биологии в 7 классе, тема «Класс насекомые».

Если есть на этом уроке 3–4 свободные минутки, можно рассказать детям любопытную легенду (иногда и легенды могут стать поводом к полезному разговору). В Интернете встречается легенда о Борисе Ивановиче Шванвиче, советском энтомологе, который был известен благодаря исследованиям эволюции окраски и рисунка крыльев чешуекрылых. Легенду о нем выложил в Сеть петербуржский литератор Игорь Голубенцев. Приведем ее здесь с небольшими сокращениями.

«Зима 1942 года, на фронтах идут тяжелые бои. В ставке верховного главнокомандующего плановое совещание. Обсуждаются вопросы маскировки, в качестве которой мы проигрываем немцам, их аэродромы незаметны с воздуха, а танки зачемто пятнистые и полосатые, как и окраска обмундирования у некоторых подразделений.

Сталин требует, чтобы маскировкой занялись срочно и вплотную, и не абы как, а строго научно, с серьезным обоснованием. Требует немедленных действий. Генералы предлагают копировать маскировку противника. Верховный в ярости. Ему нужен принцип и ясность. Как это работает и почему? И кто сможет этим заняться?

Один из генералов вспоминает, что в Ленинградском университете был такой профессор —Шванвич, который возглавлял кафедру энтомологии, пока ее не разогнали в начале тридцатых, и занимался покровительственной окраской крыльев бабочек. Он, вероятно, и может помочь. Сталин требует срочно привезти в Москву Шванвича и доставить прямо к нему. Звонок в Саратов, куда был эвакуирован университет. Никакого Шванвича там нет и не было. Кто-то говорит, что он остался в Ленинграде. А там сейчас, ясное дело, блокада. Спецрейс в Ленинград готов через двадцать минут. Самолет летит в блокадный город. Шванвича находят дома, в постели. Он сильно ослаб и уже почти не встает. Его срочно перевозят в Москву, и ночью он уже у Сталина. Главнокомандующий недоверчиво вглядывается в изможденное лицо профессора и излагает суть задачи. Немного пришедший в себя Борис Иванович внимательно слушает.

Ну, что, профессор, сможете помочь армии? — Смогу — говорит в ответ Шванвич. — Что Вам для этого нужно, профессор? — Три дня и два художника… Через три дня Борис Иванович докладывает перед Ставкой. Он избегает таких мудреных слов, как «мимикрия» и «принцип стерео‑ морфизма». Всё просто, элегантно и доступно. Основа концепции, если в двух словах — выступающее и высветленное красить в темное, затененное и вогнутое — высветлять. Остальное — детали. Художники всё проиллюстрировали по сезонам и временам года. Для наглядности на столе стоят объемные гипсовые модели, раскрашенные так, что их форма совершенно разваливается и уплощается. Борис Иванович говорит про «расчленяющий эффект» и про общие закономерности маскировки. Год спустя Борис Иванович снова на приеме у Сталина: — Просите, что хотите, профессор… Хорошо поработали. Шванвич задумывается буквально на секунду: «Хочу кафедру энтомологии. Она была. Но теперь ее нет».  С 1944-го по 1955-й год почти до самой смерти Борис Шванвич заведовал своей любимой кафедрой».

Ну, что, профессор, сможете помочь армии? — Смогу — говорит в ответ Шванвич. — Что Вам для этого нужно, профессор? — Три дня и два художника… Через три дня Борис Иванович докладывает перед Ставкой. Он избегает таких мудреных слов, как «мимикрия» и «принцип стерео‑ морфизма». Всё просто, элегантно и доступно. Основа концепции, если в двух словах — выступающее и высветленное красить в темное, затененное и вогнутое — высветлять. Остальное — детали. Художники всё проиллюстрировали по сезонам и временам года. Для наглядности на столе стоят объемные гипсовые модели, раскрашенные так, что их форма совершенно разваливается и уплощается. Борис Иванович говорит про «расчленяющий эффект» и про общие закономерности маскировки. Год спустя Борис Иванович снова на приеме у Сталина: — Просите, что хотите, профессор… Хорошо поработали. Шванвич задумывается буквально на секунду: «Хочу кафедру энтомологии. Она была. Но теперь ее нет».

С 1944-го по 1955-й год почти до самой смерти Борис Шванвич заведовал своей любимой кафедрой».

Похоронен он на Большеохтинском кладбище. На могиле – памятник с изображением плана строения рисунка крыльев дневных бабочек. И ни одного танка. Хотя на самом деле танк там есть.Просто не виден…

Сразу после того как Игорь Голубенцев опубликовал эту историю в Сети, раздались скептические голоса ученых. Автору стали объяснять, что камуфляж существовал и раньше. Что полосатые и пятнистые танки разной степени зеленоватости ездили по полям сражений и до того.

В ответ Голубенцев не без резона задал вопрос: а почему кафедра энтомологии вновь появилась в Ленинграде в 1944 г.? До того ли было в те тяжелые времена? Но ответ на этот вопрос можно дать самый простой – потому что в этом году, после снятия блокады, вернулись из эвакуации ленинградские ученые. А значит, по мнению скептиков, рассказанная Голубенцевым история, скорее всего, типичная, хотя и оригинальная байка из цикла «про ученых».

Голубенцев и сам, наверное, это понимает, поэтому продолжает шутить: «Никакого танка на памятнике, разумеется, нет. Он стоит рядом. В натуральную величину. А не виден, потому что очень хорошо замаскирован…»

В официальных биографиях Бориса Шванвича и в самом деле нет и намека на эту историю про его участие в разработке систем маскировки для советской армии и про встречу со Сталиным. Однако есть нечто другое, куда более убедительное – орден Ленина у ученого. За что он получил эту высокую награду, которые вручали только за выдающиеся достижения и особые заслуги, в те непростые годы? За изучение бабочек или за разработку мер борьбы с комнатной мухой?

Вопросы гуманного отношения к животным.  Урок биологии, 8 класс. Тема «Организм и среда обитания. Этическое отношение человека к животным». Учитель на этом уроке может немного рассказать ребятам о знаменитом русском ученом — Иване Петровиче Павлове и тех муках совести, которые терзали его. Он, будучи человеком чувствительным, понимал и признавал, что делает вещи, которые не сочетаются с моральными ценностями порядочного человека, являются жестокими по отношению к жизни, живому организму.  Вот что он писал: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа. Когда я режу, разрушаю живое животное, я глушу в себе едкий упрек, что грубой, невежественной рукой ломаю невыразимо художественный механизм».  Если есть время, можно обсудить с ребятами это высказывание.

Вопросы гуманного отношения к животным.

Урок биологии, 8 класс. Тема «Организм и среда обитания. Этическое отношение человека к животным».

Учитель на этом уроке может немного рассказать ребятам о знаменитом русском ученом — Иване Петровиче Павлове и тех муках совести, которые терзали его. Он, будучи человеком чувствительным, понимал и признавал, что делает вещи, которые не сочетаются с моральными ценностями порядочного человека, являются жестокими по отношению к жизни, живому организму.

Вот что он писал: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжелое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что являюсь палачом живого существа. Когда я режу, разрушаю живое животное, я глушу в себе едкий упрек, что грубой, невежественной рукой ломаю невыразимо художественный механизм».

Если есть время, можно обсудить с ребятами это высказывание.

Вопросы безопасности в цифровом мире.

Эта проблема может быть поднята, разумеется, на уроках информатики.

С широким распространением сотовой связи, социальных сетей, записей камер наблюдения, оплаты покупок банковскими картами, использования электронных проездных документов и пропусков каждый наш шаг фиксируется, а запись о нем остается в самых разных электронных хранилищах. Любой наш поисковый запрос, любой клик, любое нахождение на том или ином сайте, даже если сеанс связи произведен в режиме «частного окна» или режима инкогнито, известны провайдеру, владельцу сайта и поисковой системе. В этой ситуации идентифицируется компьютер и его примерное местоположение. Любые наши фотографии, даже если они не размещены в открытом доступе, могут видеть владельцы фирмы, создавшей программное обеспечение для нашего телефона, владельцы облачного хранилища, куда попадает резервная копия данных с телефона. Вместе с уже широко распространенными технологиями распознавания лиц и привязываемой автоматически геолокацией эти данные составляют массивы наших личных данных для дальнейшей их обработки уже без нашего прямого участия.

При каждом использовании нами электронной карты время и место использования фиксируется, а информация передается издателям карты и операторам. Чаще всего в их роли выступают банки и транспортные компании. Камеры безопасности в транспорте, на стенах зданий и при входе в подъезд также фиксируют и хранят записи, а получить к ним доступ могут те, кто их установил или ими владеет. Естественно, и любая деятельность в социальных сетях, даже если это закрытые группы, фиксируется на множестве серверов, в том числе и серверов провайдеров. Любая информация сохраняется в Сети даже спустя много лет. В связи со всеми этими технологическими особенностями нашей современной жизни возникает вопрос: а не теряется сегодня понятие частной жизни, ведь практически все наши действия записываются и могут быть опубликованы? Кроме этого, возникает и вполне реальная опасность того, что записываемые данные о нас (в том числе содержащие и персональную информацию) могут быть похищены и использованы для совершения преступлений.

Раз нельзя совсем не быть источником подобной информации, то может быть хотя бы попытаться ее минимизировать?

О людях, их характерах и поступках.

Сделать учебную коммуникацию эффективной и наполнить ее ценностным содержанием можно и тогда, когда нам удаётся привлечь внимание школьников к личностям известных людей , изучаемым на том или ином уроке — к их характерам, поступкам, перипетиям их судеб. Это могут быть ученые, изобретатели, писатели, художники, философы, полководцы, правители, общественные деятели. Это могут быть и вымышленные персонажи — герои литературных произведений. Их яркая жизнь изобилует событиями, которые полезно было бы сделать предметом осмысления школьниками. Их человеческие качества могут служить прекрасным поводом к размышлениям о добре и зле, альтруизме и эгоизме, смелости и трусости, скромности и высокомерии. Конечно, кому-то из них в учебной программе уделяется совсем немного внимания, а кто-то и вовсе лишь вскользь упоминается на страницах школьного учебника. Но если вы понимаете, что личность такого человека заслуживает отдельного разговора, и разговор этот обладает большим воспитательным потенциалом, можно, наверное, потратить на него несколько драгоценных минут вашего урока.

Вот всего лишь несколько примеров.

История. На уроках дети регулярно знакомятся с историческими деятелями, являющими собой яркие примеры воплощения различных добродетелей и пороков. Это защитники Отечества (как Минин, Пожарский или Кутузов) и его герои (такие как Гастелло или молодогвардейцы). Это тираны (как Нерон или Иван Грозный) и гуманисты (как Махатма Ганди или Франциск Ассизский). Но иногда в истории нам встречаются личности яркие, но неоднозначные. Очень полезно было бы поговорить со школьниками именно о таких исторических персонажах. Ведь в нашей повседневной жизни мы редко сталкиваемся с абсолютно добродетельными или абсолютно порочными людьми. Стоит показать школьникам и по возможности обсудить с ними многогранность и динамичность человеческой личности, подчеркнуть ее разноплановость. Важно показать детям, что в руках самого человека находится его ценностный выбор, что он сам определяет, каким ему быть. Часто это неимоверно сложно сделать в сложившихся жизненных обстоятельствах, но все же можно. У одних это получается, а у других — нет.

История. На уроках дети регулярно знакомятся с историческими деятелями, являющими собой яркие примеры воплощения различных добродетелей и пороков. Это защитники Отечества (как Минин, Пожарский или Кутузов) и его герои (такие как Гастелло или молодогвардейцы). Это тираны (как Нерон или Иван Грозный) и гуманисты (как Махатма Ганди или Франциск Ассизский).

Но иногда в истории нам встречаются личности яркие, но неоднозначные. Очень полезно было бы поговорить со школьниками именно о таких исторических персонажах. Ведь в нашей повседневной жизни мы редко сталкиваемся с абсолютно добродетельными или абсолютно порочными людьми. Стоит показать школьникам и по возможности обсудить с ними многогранность и динамичность человеческой личности, подчеркнуть ее разноплановость. Важно показать детям, что в руках самого человека находится его ценностный выбор, что он сам определяет, каким ему быть. Часто это неимоверно сложно сделать в сложившихся жизненных обстоятельствах, но все же можно. У одних это получается, а у других — нет.

Александр Македонский. Можно обратить внимание ребят на следующие факты и легенды, связанные с жизнью этого известного человека:

— на его встречу с Диогеном, проявленное уважение к мудрости и терпение к дерзости философа, по сути, полностью находящегося во власти великого завоевателя, отсутствие в поведении царя царского высокомерия;

— на гуманное отношение к захваченной в плен семье главного его врага, персидского царя Дария III;

— на личную смелость и отвагу царя, не прятавшегося за спинами своих воинов, а лично возглавлявшего атаки македонской конницы;

— на изменения, происходившие в Александре по мере роста его славы и власти, на отношение к обожествлению его личности в Египте,

  • на его собственные заявления о своей божественной сущности и требование почитать его как бога, на гнев и ярость в ответ на критику со стороны Клита — друга, когда-то спасшего жизнь Александру.

Обратить внимание ребят на такого рода примеры из жизни известных исторических персонажей, обсудить их со школьниками, попросить прокомментировать их или дать им свою оценку — всего лишь один из многочисленных способов реализации воспитательного потенциала школьного урока.

Физика . Многие законы и открытия в физике носят имена реальных людей, единицы измерения многих физических величин напоминают о вкладе ученых, в честь которых они названы, в развитие науки. Но не только это важно. Часто биографии, судьбы ученых, о которых упоминается или не упоминается на страницах учебников, заслуживают чуть большего внимания педагога и детей, чем секундный взгляд на маленький портрет в углу страницы. Примеры жизни ученых-физиков позволят поговорить о самоотверженности и скромности, о целеустремленности и жертвенности, трудолюбии и юморе.

Петр Капица — советский инженер, физик, академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии по физике. У Петра Капицы был талант руководителя и талант бесстрашия и смелости как ученого и гражданина. В сложные для нашей страны годы сталинских репрессий власти СССР не отпустили его в Кембридж, и он понял, что в таком тоталитарном государстве все вопросы жизни и работы решает высшее руководство страны. Он смело вел прямой и откровенный разговор с этим руководством. Отмечал, что продолжал дело Ивана Павлова, который в 1934 году сказал: «Ведь я только один здесь говорю, что думаю, а вот я умру, Вы должны это делать, ведь это так нужно для нашей родины». Историки отмечают, что во многом благодаря вмешательству П. Капицы были спасены физики-теоретики В.А. Фок, Л.Д.Ландау, И.В. Обреимов. Петр Леонидович Капица активно поддерживал и защищал А.Д. Сахарова.

Александр Степанович Попов. Об изобретателе радио можно поговорить в 11 классе, когда изучаются свойства электромагнитных волн и принципы радиосвязи.

Радиосвязь в 1900 г. была впервые использована для спасения рыбаков, которых унесло оторвавшейся на льдине в открытое море. Радиограмма, отправленная А.С. Поповым, содержала приказ командиру ледокола «Ермак» выйти в море для помощи рыбакам. После операции Попов пишет: «Благодаря “Ермаку” и беспроволочному телеграфу было спасено несколько человеческих жизней. Это является лучшей наградой за все мои труды, и впечатления этих дней, вероятно, никогда не забудутся». Попова приглашали в США, чтобы наладить производство радиостанций, при этом приглашающая сторона получила бы все права на использование его изобретения. Своему другу Попов тогда написал: «Я— русский человек, и все свои знания, весь свой труд, все мои достижения имею право отдавать только моей Родине…» В 1905 году ученый совет Электротехнического института избрал Александра Попова директором вуза. Страну сотрясали революция и студенческие волнения. В окне студенческого общежития института появился красный флаг со словами: «Да здравствует демократическая республика». В числе других преподавателей Попов подписал решение институтского совета: «Всякое насильственное вторжение властей в жизнь института только ухудшит положение дела». Попова не раз вызывали в Министерство внутренних дел для объяснений. После одной из таких встреч Александр Степанович почувствовал себя плохо. Врачи констатировали инсульт. Через несколько дней ученого не стало. Изобретателю радио было на тот момент 46 лет. Первый спутник Земли, запущенный в СССР 4 октября 1957 года, не нес никакой аппаратуры, кроме изобретения А.С. Попова — двух радио‑ передатчиков, сигналы которых могли ловить все радиолюбители мира. Все современные информационные технологии, включая мобильную связь, беспроводной интернет, спутниковую навигацию, имеют в своей основе изобретение, сделанное основоположником радиосвязи.

Александр Белл. После изобретения и распространения телеграфа поток передаваемых телеграмм так быстро увеличивался, что вскоре был объявлен конкурс на изобретение, которое позволило бы по одному проводу передавать несколько телеграмм одновременно. Одним из многих изобретателей, которые попытались решить эту проблему, был Александр Белл. Его мать и жена были глухими, и он многие годы хотел не только общаться с ними на языке жестов, но и дать им возможность каким-то образом познать мир звуков. Тогда он подумал, что раз его мать и жена хорошо видят, можно попытаться визуализировать звуковые волны. Будучи глубоко погруженным в идею передачи информации другими способами, он придумал передавать сигналы в виде звука, вместо одновременной передачи нескольких телеграмм, как бились другие ученые. Объединив существующие разработки и предложив свои, он смог создать устройство, которое и поныне является одним из самых популярных в мире. Ведь хоть теперь нынешние телефоны не имеют проводов, но звук по-прежнему преобразуется в сигналы электрического тока. Можно обсудить с ребятами вопрос о том, как присутствие в нашей жизни людей, не похожих на нас самих, позволяет нам посмотреть на обычный мир с другой точки зрения, и чем это может быть полезно.

Информатика. С распространением персональных компьютеров многие родители стали стремиться научить детей с ранних лет пользоваться основными программами, а то и программированию, видя в этом важный шаг к их будущей профессиональной успешности. Однако, многие психологи и физиологи не согласны с тем, что электронные устройства развивают детей, они не рекомендуют пользоваться ими детям до школы, а некоторые предлагают жестко контролировать использование гаджетов и школьниками. Кто из них прав? Быть может, есть смысл обратить внимание на самих изобретателей этих устройств и программного обеспечения к ним? Как поступают со своими детьми?  Стив Джобс , изобретатель айфона и планшета. На вопрос журналиста о том, как использует планшет его дочь, он ответил, что у его дочери нет планшета. Бил Гейтс , основатель Microsoft, создавший Windows и самые популярные офисные приложения своим детям разрешил использовать смартфон только после 14 лет. Часовой лимит использования интернета ввел для своих детей и Эван Уильямс, создавший Twitter.

Информатика. С распространением персональных компьютеров многие родители стали стремиться научить детей с ранних лет пользоваться основными программами, а то и программированию, видя в этом важный шаг к их будущей профессиональной успешности. Однако, многие психологи и физиологи не согласны с тем, что электронные устройства развивают детей, они не рекомендуют пользоваться ими детям до школы, а некоторые предлагают жестко контролировать использование гаджетов и школьниками. Кто из них прав? Быть может, есть смысл обратить внимание на самих изобретателей этих устройств и программного обеспечения к ним? Как поступают со своими детьми?

Стив Джобс , изобретатель айфона и планшета. На вопрос журналиста о том, как использует планшет его дочь, он ответил, что у его дочери нет планшета. Бил Гейтс , основатель Microsoft, создавший Windows и самые популярные офисные приложения своим детям разрешил использовать смартфон только после 14 лет.

Часовой лимит использования интернета ввел для своих детей и Эван Уильямс, создавший Twitter.

Такие ограничения вводят для детей не только известные родители в Америке. Например, самый известный ребенок Великобритании, наследник королевского престола принц Джордж учится в школе, где ни дети, ни учителя не используют гаджеты.  Конечно, пока рано делать окончательные выводы, ведь еще не стали взрослыми те дети, которые получили смартфон или планшет в руки в раннем дошкольном возрасте. Но тот факт, что одни из самых самые влиятельных людей во всем мире сами отказываются от использования устройств во внерабочее время и ограничивают доступ к ним своих детей, заставляет задуматься. И здесь есть, что обсудить со школьниками.

Такие ограничения вводят для детей не только известные родители в Америке. Например, самый известный ребенок Великобритании, наследник королевского престола принц Джордж учится в школе, где ни дети, ни учителя не используют гаджеты.

Конечно, пока рано делать окончательные выводы, ведь еще не стали взрослыми те дети, которые получили смартфон или планшет в руки в раннем дошкольном возрасте. Но тот факт, что одни из самых самые влиятельных людей во всем мире сами отказываются от использования устройств во внерабочее время и ограничивают доступ к ним своих детей, заставляет задуматься. И здесь есть, что обсудить со школьниками.

Химия . Мария Склодовская-Кюри — вот о ком стоит поговорить с детьми, когда речь на уроках зайдет о названиях химических элементов и ученых, открывших эти элементы. Во время Первой мировой войны Мария Кюри обучала военных медиков применению радиологии, в частности 53 Методическое пособие обнаружению с помощью рентгеновских лучей шрапнели в теле раненого. В прифронтовой зоне Кюри помогала создавать радиологические установки, снабжать пункты первой помощи переносными рентгеновскими аппаратами. Марии Кюри принадлежит высказывание: «Будьте менее любопытны о людях, но более любопытны об идеях». Если есть время, можно обсудить с ребятами смысл этого высказывания.

Химия . Мария Склодовская-Кюри — вот о ком стоит поговорить с детьми, когда речь на уроках зайдет о названиях химических элементов и ученых, открывших эти элементы. Во время Первой мировой войны Мария Кюри обучала военных медиков применению радиологии, в частности 53 Методическое пособие обнаружению с помощью рентгеновских лучей шрапнели в теле раненого. В прифронтовой зоне Кюри помогала создавать радиологические установки, снабжать пункты первой помощи переносными рентгеновскими аппаратами. Марии Кюри принадлежит высказывание: «Будьте менее любопытны о людях, но более любопытны об идеях». Если есть время, можно обсудить с ребятами смысл этого высказывания.

Астрономия.  Христофор Колумб, имя которого упоминается и в курсе географии, и в курсе истории, встречается нам снова в курсе астрономии. И это не удивительно, ведь все мореплаватели прошлого были искусными астрономами. Во время экспедиции на Ямайку аборигены отказались помочь мореплавателям едой и водой. Зная, что следующей ночью предстоит полное лунное затмение, Колумб пригрозил, что украдет у индейцев луну. Когда она действительно «пропала», индейцы 54 Воспитание на уроке: методика работы учителя пришли в ужас и незамедлительно дали требуемое, а Колумб «вернул» луну, которая появилась снова на небосклоне. Колумбу принадлежит высказывание: «Знание — удивительная вещь. Кто обладает им, тот господин всего, чего он хочет. Знание может даже открыть душам дорогу в рай». В связи с этим можно обсудить со школьниками важность знания как аргумента в споре, а также нравственную проблему возможности или невозможности обмана во благо.

Астрономия.

Христофор Колумб, имя которого упоминается и в курсе географии, и в курсе истории, встречается нам снова в курсе астрономии. И это не удивительно, ведь все мореплаватели прошлого были искусными астрономами. Во время экспедиции на Ямайку аборигены отказались помочь мореплавателям едой и водой. Зная, что следующей ночью предстоит полное лунное затмение, Колумб пригрозил, что украдет у индейцев луну. Когда она действительно «пропала», индейцы 54 Воспитание на уроке: методика работы учителя пришли в ужас и незамедлительно дали требуемое, а Колумб «вернул» луну, которая появилась снова на небосклоне. Колумбу принадлежит высказывание: «Знание — удивительная вещь. Кто обладает им, тот господин всего, чего он хочет. Знание может даже открыть душам дорогу в рай». В связи с этим можно обсудить со школьниками важность знания как аргумента в споре, а также нравственную проблему возможности или невозможности обмана во благо.

Английский язык. Тема «Спорт» на уроках английского языка в том или ином виде встречается неоднократно. Ее воспитательный потенциал очевиден: ориентация на здоровый образ жизни, воспитание волевых качеств, подчеркивание важности командного духа. Очень хорошо, если педагог сможет привлечь внимание ребят к личностям великих спортсменов, которые достигли небывалых высот в спорте благодаря усердию, силе воли, желанию быть лучшими.

Таким примером может стать Майкл Джордан — величайший баскетболист современности. Вот несколько фактов его биографии, которые можно использовать для обсуждения с ребятами во время урока. Учитель: «Родители Майкла были сильными людьми и учили своих детей (которых было пятеро) тоже быть сильными: если ты падаешь, то вставай и иди дальше, старайся изо всех сил, если хочешь победить. Когда мальчик учился в школе «Лейни» в Уилмингтоне, его не взяли в школьную команду. Он был очень подавлен из-за этой неудачи, но его мама сказала ему: «Если ты правда хочешь этого, летом трудись изо всех сил». Так он и сделал, пропадая на площадке целыми днями. Давайте обсудим, каково значение родительской поддержки в судьбе человека. Приведите примеры из вашей собственной жизни».

Учитель: «После трех лет в университете Северной Каролины Майкл планировал продолжить учебу, но на кону стоял драфт в НБА, и Майкл сделал свой выбор. Однако позже он вернулся в университет, чтобы по‑ лучить степень бакалавра. Ребята, мне очень интересно услышать ваше мнение о том, почему он это сделал. Как вы думаете, нужно ли спор‑ тсмену получать образование или ему достаточно спортивных успехов?»

Биографии выдающихся людей могут продемонстрировать детям, что талант может проявиться в раннем детстве. Например, как у Вольфганга Амадея Моцарта — выдающегося пианиста и композитора, начавшего играть на клавесине в 3 года и написавшего свою первую симфонию в 8 лет;

Карла Фридриха Гаусса — величайшего математика, который в три года уже складывал в уме трехзначные числа и, разумеется, умел читать и писать;

Жана-Франсуа Шампольона — лингвиста, расшифровавшего египетские иероглифы и демонстрировавшего с раннего детства необычайные способности к языкам;

Рабиндраната Тагора — писателя, поэта, художника, общественного деятеля, написавшего свое первое стихотворение в возрасте 8 лет.

Но иногда талант может проявиться уже в достаточно зрелом возрасте. Знаменитую корпорацию Ford Motor Генри Форд основал в 1903 году в возрасте 40 лет.

К актеру Иэну Маккеллену известность пришла, когда ему было уже за 60, после исполнения ролей Гэндальфа и Магнето.

Алиса Фрейндлих стала популярной в 43 года после роли в фильме «Служебный роман». Об этом обязательно стоит говорить детям, вкладывая в их сознание мысли о том, что успех дается не сразу, что полученные на уроках знания могут начать приносить свои плоды и через много-много лет, что у каждого из них есть скрытые таланты, которые не видны в школе, но могут проявиться позже

Например, Исаак Ньютон поначалу из-за физической слабости и необщительности плохо учился в школе, но постепенно, благодаря усердию и интересу к технике и математике, стал лучшим учеником. Уинстон Черчилль в школе считался последним учеником, и ему потребовалось три попытки, чтобы сдать экзамены в Британский Королевский колледж. Чарльзу Дарвину тяжело давались в школе классические языки и литература, и закончил он ее с совсем не блестящими результатами. Тяжело давалась учеба в гимназии и Константину Циолковскому , в основном по причине тугоухости, и через три года после поступления он был отчислен. Иван Сеченов во время обучения в военно-инженерном училище готовился стать сапером, а стал выдающимся физиологом. Один самых известных в мире изобретателей, Томас Эдисон, вообще считался в школе необучаемым. А ведь именно ему принадлежит высказывание: «Секрет гения — это работа, настойчивость и здравый смысл».  Есть над чем задуматься.

Например, Исаак Ньютон поначалу из-за физической слабости и необщительности плохо учился в школе, но постепенно, благодаря усердию и интересу к технике и математике, стал лучшим учеником.

Уинстон Черчилль в школе считался последним учеником, и ему потребовалось три попытки, чтобы сдать экзамены в Британский Королевский колледж.

Чарльзу Дарвину тяжело давались в школе классические языки и литература, и закончил он ее с совсем не блестящими результатами.

Тяжело давалась учеба в гимназии и Константину Циолковскому , в основном по причине тугоухости, и через три года после поступления он был отчислен. Иван Сеченов во время обучения в военно-инженерном училище готовился стать сапером, а стал выдающимся физиологом.

Один самых известных в мире изобретателей, Томас Эдисон, вообще считался в школе необучаемым. А ведь именно ему принадлежит высказывание: «Секрет гения — это работа, настойчивость и здравый смысл».

Есть над чем задуматься.

О современных достижениях российской науки. Урок — это хороший повод рассказать школьникам о современных достижениях отечественной науки. Даже если они не упоминаются в школьной программе, можно найти возможность сказать о них несколько слов. Это поможет школьникам осознать, что наша страна не стоит на месте, что и сегодня мы можем гордиться ее достижениями, что впереди еще много неоткрытого, непознанного, и что наука — это чрезвычайно увлекательное занятие, а собственное будущее нынешних школьников вполне может быть связано с российской наукой.

Вот лишь несколько примеров.

Учитель биологии, например, может рассказать об изобретенном недавно способе помешать некоторыми болезнетворным бактериям вырабатывать невосприимчивость к антибиотикам. То есть был найден способ сделать бактерии уязвимыми к ним. Это в будущем повысит эффективность привычных уже антибиотиков в лечении бактериальных инфекций.

Или можно рассказать, например, о том, что ученые из российского Института стали и сплавов совместно с представителями других университетов разработали биосовместимый материал, обладающий антибактериальными свойствами. Его можно будет использовать для перевязки ран. Кроме того, что такие повязки обладают более длительным действием, они еще могут безопасно для человека разлагаться, что дает возможность использовать новую повязку прямо поверх предыдущей.

Учитель химии может рассказать об изобретении графена. Известно, что углерод — это материал, состоящий из кристаллической решетки, которую образуют шестиугольники атомов. Графен — это один слой решетки толщиной в 1 атом. Этот тончайший, сверхлёгкий, но супер‑ прочный материал имеет ряд уникальных свойств. Графен был открыт учёными Андреем Геймом и Константином Новосёловым — за это открытие в 2010 году им была вручена Нобелевская премия. Учитель астрономии может поведать о результатах работы российской космической обсерватории

Учитель химии может рассказать об изобретении графена. Известно, что углерод — это материал, состоящий из кристаллической решетки, которую образуют шестиугольники атомов. Графен — это один слой решетки толщиной в 1 атом. Этот тончайший, сверхлёгкий, но супер‑ прочный материал имеет ряд уникальных свойств. Графен был открыт учёными Андреем Геймом и Константином Новосёловым — за это открытие в 2010 году им была вручена Нобелевская премия.

Учитель астрономии может поведать о результатах работы российской космической обсерватории "Спектр-РГ". В 2020 г. она впервые с рекордной четкостью осмотрела все небо в рентгеновском диапазоне, что позволило построить карту, содержащую почти в 10 раз больше космических объектов и в четыре раза более чувствительную, чем существовали прежде.

О нравственной стороне открытий и изобретений.

Важно, чтобы учитель на уроке находил время для того, чтобы заострить внимание ребят на нравственных аспектах научных открытий, которые они изучают на уроке. Это позволит воспитывать в детях привычку смотреть на науку не только в контексте технического прогресса общества, но и в «человеческом измерении». Обсуждение со школьниками обратной стороны некоторых науч ных открытий дает педагогу возможность влиять на формирование их отношений к человеку как к базовой ценности современного общества, развивать в детях гуманистическое мировоззрение, воспитывать в них чувство уважения к жизни других людей и жизни вообще.

Вот лишь некоторые проблемы научных открытий и изобретений, о которых можно поговорить с ребятами на уроке.

Физика. Открытие процесса расщепления атомного ядра позволило использовать цепные ядерные реакции в разных целях. От производства энергии в мирных целях (АЭС, ледоколы, разрабатываемые двигатели для космических ракет) до ядерного оружия. После бомбардировок Хиросимы и Нагасаки в августе 1945 года погибло более 200 тысяч человек. Общее число единиц ядерного оружия в мире сейчас — около 13000. Если использовать все ядерное оружие сразу, то человечество не выживет. Да и с «мирным атомом» не все так просто: вспомним хотя бы Чернобыль и Фукусиму.

География. Великие географические открытия— действительно великие? Можем ли мы их так называть, зная, к каким человеческим жертвам они при‑ вели? Насилие, геноцид, рабство, выселение с исконных территорий, насильственная европеизация в отношении местного населения — это далеко не полный перечень того, чем обернулись открытия Колумба, Васко да Гамы, Магеллана.

Биология. Проблема генной инженерии. С одной стороны, это может избавить многих людей от серьезных генетических заболеваний, а с другой— стать причиной новой социальной напряженности из-за того, что те люди, которые смогут позволить себе генетически улучшить свое тело, получат преимущества в интеллектуальном или физическом потенциале. Этический аспект клонирования. Не приведет ли увлечение идеей клонирования к переоценке ценностей человека и в первую очередь семьи? Не будут ли люди находить необходимое продолжение рода в своих клонах, не предпочтут ли созданию семьи жизнь одиночек, не утратятся ли вместе с этим такие чувства как любовь, дружба, поддержка? Нет ли риска, что рано или поздно общество, основанное на ценности семьи и человеческих чувств, сменится обществом бесконечных копий друг друга?

Химия. Экологические последствия изготовления синтетических материалов . Велика ли опасность превращения Земли в свалку использованных одноразовых товаров и упаковки? Как избежать этого? Открытие синтетических ароматизаторов. Каковы последствия употребления в пищу продуктов, изготовленных с использованием этой технологии?

Информатика. Новые информационные технологии : они облегчают жизнь современного человека или, напротив, осложняют ее, порождают зависимость человека от них, ускоряют и без того высокий темп жизни людей, провоцируют стрессы, приводят к одиночеству?

История. Что дало миру изобретение лука, пороха, самолета, реактивного двигателя: улучшение условий жизни человека или новые жертвы?

В процессе бесед и дискуссий .

Ребенок, которого мы воспитываем, не должен занимать пассивную позицию в общении с учителем, не должен быть просто слушателем. Следует создавать условия для того, чтобы ученик занимал здесь активную позицию: обозначал ее, аргументировал, спорил, сомневался, доказывал, отстаивал свою точку зрения. И в этом нам всегда помогают такие формы коммуникации как беседы и дискуссии.

Успех беседы или дискуссии во многом зависит от того, сумел ли учитель заинтересовать ею школьников. Здесь очень важен подбор материала, который станет предметом обсуждения. Таким материалом может стать проблематизирующий вопрос, спорное утверждение, видеоролик, фрагмент кинофильма, отрывок из книги или журнальной статьи, пословица или поговорка, рекламный плакат или иллюстрация.

Рассмотрим это на примерах вопросов, предлагаемых школьникам для обсуждения на уроке:

Литература. Согласны ли вы со словами И. Карамазова: «Если Бога нет, значит все позволено»?

История. «С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь» Прав ли П.Я. Чаадаев?

Физика. Нужны ли науке нравственные ограничения?

Окружающий мир. Человек — царь природы?

• Биология. Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей? Как решить дилемму, в которой оба варианта кажутся верными? • Обществознание. Легко ли быть свободным человеком? • География. Является ли экономический рост безусловным благом для людей? Хорошо подобранного материала недостаточно для хорошего старта. Необходимо еще определиться с видом той беседы или дискуссии, которую вы планируете провести. Педагогу важно выбрать тот, который больше всего будет соответствовать как его целям, так и коммуникативным способностям и опыту его учеников.  В научно-методической литературе довольно подробно описаны различные виды бесед и дискуссий:  дебаты,  аквариум, упражнение Джеффа,  вертушка,  ролевой диалог.

Биология. Использование животных для опытов: научная необходимость или жестокость людей? Как решить дилемму, в которой оба варианта кажутся верными?

Обществознание. Легко ли быть свободным человеком?

География. Является ли экономический рост безусловным благом для людей? Хорошо подобранного материала недостаточно для хорошего старта. Необходимо еще определиться с видом той беседы или дискуссии, которую вы планируете провести. Педагогу важно выбрать тот, который больше всего будет соответствовать как его целям, так и коммуникативным способностям и опыту его учеников.

В научно-методической литературе довольно подробно описаны различные виды бесед и дискуссий:

дебаты,

аквариум,

упражнение Джеффа,

вертушка,

ролевой диалог.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!