Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи имени Добробабиной А.П. города Белово»
Основные аспекты образовательной деятельности педагога дополнительного образования
Пастухова С.Н.,
методист
- Дополнительное образование детей – процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования
Международный уровень:
- Конвенция о правах ребенка (1989)
- Декларация прав ребёнка (1959)
Федеральный уровень:
- Конституция РФ;
- Трудовой кодекс РФ, принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г. (в редакции Федеральных законов 2002-2015 гг.)
- ФЗ РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2015г.
- Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025 года;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. «Санитарноэпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования» СанПиН - 2.4.4.3172-14, зарегистрированы в Минюсте РФ 20 августа 2014 г.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, разработанные Министерством образования РФ.
Локальные нормативные документы
- Устав УДОД
- Программа развития УДОД
- Правила внутреннего трудового распорядка
- Программа развития учреждения
- Положения ОУ: об общем собрании, пед.совете и др.
Документы, регламентирующие деятельность педагога дополнительного образования:
- должностная инструкция;
- образовательная программа;
- анализ работы за год;
- журнал учета работы объединения;
- календарно-тематическое планирование работы детского объединения;
- инструкция по соблюдению правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований;
- протоколы родительских собраний.
Важность ведения документации:
- накопление достоверной информации;
- фиксирование процесса оказания педагогической поддержки;
- укрепление образовательного партнерства (коллеги, родители, общественность);
- передача информации на все уровни управления и исполнения;
- обобщение тех или иных методов, норм, способов воздействия;
- систематизация информации;
- учет достижений воспитанников.
Задачи образовательной деятельности педагога дополнительного образования:
- осуществлять дополнительное образование детей и подростков, организовывать их разнообразную творческую деятельность;
- комплектовать состав учащихся детского объединения и применять меры по сохранению контингента в течение срока обучения;
- обеспечивать педагогически обоснованные формы, средства и методы работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;
- обеспечивать соблюдения прав и свобод детей;
- участвовать в разработке и реализации образовательных программ, нести ответственность за качество их выполнения, за жизнь и здоровье учащихся;
- выявлять творческие способности детей, способствовать их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
- поддерживать одаренных и талантливых воспитанников, а также детей, имеющих отклонения в развитии;
- организовывать участие воспитанников в массовых мероприятиях;
- оказывать консультативную помощь родителям (лицам их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;
- при проведении занятий обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- участвовать в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышать свою профессиональную квалификацию.
Структура образовательной деятельности педагога дополнительного образования:
1. Диагностическая деятельность.
2. Ориентационно-прогностическая деятельность.
3. Конструктивно-проектировочная деятельность.
4. Информационно-объяснительная деятельность.
5. Организаторская деятельность.
6. Коммуникативно-стимулирующая деятельность.
7. Аналитико-оценочная деятельность.
8. Исследовательско-творческая деятельность.
- Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
ТЕСТ « Любите ли вы учиться?»
1. Вы прогуливаетесь по парку. Что больше привлечет ваше внимание:
а) новое кафе;
б) неизвестные вам цветы;
в) ничего, главное - подышать свежим воздухом.
2.Знаете ли вы сегодня больше, чем 5 лет назад:
а) нет, у меня не было времени заняться своим образованием;
б) многое пришло с жизненным опытом;
в) конечно, ведь необходимо быть в курсе происходящих событий.
3.Можете ли вы назвать имя актера, изображенного на фото:
а) конечно, это Шон Коннери;
б) не имею представления;
в) может быть, это Роджер Мур.
4.Насколько легко вы привыкаете к новому окружению и новым людям:
а) без труда и нахожу это крайне интересным;
б) должно пройти какое-то время;
в) у меня с этим большие проблемы.
5.Хотели бы вы увидеть Великую Китайскую стену:
а) очень, но у меня нет денег на путешествие в Китай;
б) нет, меня Китай не интересует;
в) возможно, когда-нибудь.
6.Вы покупаете или берете регулярно почитать книги на определенную тему:
а) да, если меня что-нибудь особенно заинтересовало;
б) нет, у меня практически не остается времени для чтения;
в) да, книги для меня - уход от серых будней;
7.Вам кто-то о чем-то рассказывает. Умеете ли вы читать по глазам:
а) если постараюсь;
б) да;
в) мне это неинтересно.
Ключ:
Номер вопроса
Вариант ответа
1
А
2
1
Б
3
В
2
3
4
2
1
3
2
3
5
2
6
1
1
2
7
1
3
3
1
3
1
2
2
3
Оценка результатов
- 7-11 баллов. Вы очень способный и стремитесь учиться дальше, если бы этому не препятствовали нехватка свободного времени, дети, хозяйство, партнерство. Попробуйте иначе организовать свое время и подключите к этому других.
- 12-16 баллов . Вы идете по жизни с открытыми глазами и каждый день познаете нечто новое. Из всего вы извлекаете для себя нечто полезное. Продолжайте и дальше в том же духе!
- 17-21 балл . Скорее всего вы предпочтете уютный вечер у телевизора любому образовательному курсу. Но подумайте, сколько существует прекрасных вещей, которые проходят мимо вас. А ведь узнать о них, может быть, полезным делом.
Формы организации самообразования
- Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации;
- Получение педагогического образования
- Дистанционные курсы повышения; квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.
Формы организации самообразования
- Индивидуальная работа по самообразованию;
- Сетевые педагогические сообщества:
- Интернет-государство учителей ( intergu.ru ),
- Педсовет.оrg (pedsovet.org),
- Завуч.Инфо (zavuch.info) ,
- Российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) ,
- Открытый класс (www.openclass.ru) ,
- Сеть творческих учителей (it-n.ru).
Тема самообразования определяется исходя из:
- методической темы учреждения -
«ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
- затруднений педагогов
- специфики их индивидуальных интересов
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от 2-х до 4-х лет.
Цель самообразования
- повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
- изучение и внедрение новых педагогических технологий;
- изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
- совершенствование своих знаний в области педагогической психологии.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
Формы самообразования педагога:
Этапы самообразования
1. Выбор направления и темы самообразования.
2. Формулирование цели и задач самообразования.
3. Определение круга источников информации.
4. Выбор формы самообразования.
5. Составление плана самообразования.
6. Определение результата самообразования.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
8. Отчёт.
Результаты самообразования могут быть следующими:
- повышение качества преподавания учебного предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
- разработанные или изданные методические пособия, статьи, программы, программы, сценарии, исследования,
- разработка новых форм, методов и приемов обучения,
- разработка дидактических материалов, тестов, наглядности,
- выработка методических рекомендаций по применению эффективных методов, приемов, технологий обучения,
- создание комплектов методических разработок,
- обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Критерии оценки эффективности самообразования :
- эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, качества успешности учащихся);
- творческий рост педагога;
- внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
«...Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами".
К. И . Чуковский
№ п/п
1.
Тема
Сроки
«Методический компас» Планирование работы ШМП и по темам самообразования. Диагностика затруднений молодых педагогов.
2.
сентябрь
Формулирование цели и задач образовательной деятельности педагога.
3.
4.
октябрь
Требования к составлению самоанализа занятия.
5.
Формы, методы, приемы реализации цели занятия.
ноябрь
6.
Мониторинг ожидаемых результатов по реализации образовательной программы.
декабрь
7.
Рефлексия – обязательный этап учебного занятия.
январь
февраль
Требования к оформлению методической продукции.
8.
март
«Самообразование как наиболее эффективный путь саморазвития».
9.
апрель
Взаимопосещение занятий педагогов ШМП
В течение года