Основы конфликтологии
и эффективные способы
предупреждения конфликтов
Конфликт ( от лат. сonflictus – столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
(Психологический словарь,
Л.А. Карпенко)
Конфликтная ситуация – это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это ещё не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определённое время не осознаваться участниками взаимодействия.
Инцидент - это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличия объективного противоречия в их интересах и целях. То есть, инцидент – это осознание конфликтной ситуации.
Источником (причиной) возникновения конфликта являются противоречия:
- целей, интересов, позиций;
- мнений, взглядов, убеждений;
- личностных качеств;
- межличностных отношений;
- знаний, умений, способностей;
- функций управления;
- средств, методов деятельности;
- мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;
- понимания: интерпретации информации;
- оценок и самооценок.
Структура конфликта, конфликтной ситуации
Картография конфликта
Картография конфликта предполагает составление карты конфликта благодаря нахождению ответов на следующие основные вопросы:
- В чем суть проблемы, какова основная причина конфликта?
- Кто есть основные стороны – участники конфликта?
- Чего они хотят?
- Почему они хотят того, чего хотят?
- Каковы основные пути решения, удовлетворяющие обе стороны?
Динамика конфликта
II стадия
Конфликтные действия
I стадия
Предконфликтная стадия
III стадия
Разрешение конфликта
Стадии протекания
1. Предконфликтная стадия - стадия ухудшения эмоциональных состояний, нарастания напряженности, ухудшения отношений.
2. Стадия конфликтного взаимодействия - на этой стадии возникает собственно конфликтное взаимодействие, чаще всего направленное на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений и целей.
3. Постконфликтная стадия - стадия улучшения (либо сохранения напряженных) отношений и эмоционально-психологических состояний.
Алгоритм действий в конфликтной ситуации
2. Посмотреть на проблему со стороны;
3. Поставить себя на место другого участника конфликта - что бы Вы сделали в данной ситуации;
4. Найти конструктивное решение проблемы, которое будет оптимальным для Вас и для другого.
Методы гашения конфликтов
- Принцип выхода чувств
- Принцип «эмоционального возмещения»
- Принцип «авторитетного третьего»
- Юмор
- Третейский суд
Стратегии поведения в конфликте
- Избегание (не хочу участвовать в этом, не могу повлиять на ситуацию и т.п.);
- Приспособление (подстроится под партнёра);
- Соперничество;
- Компромисс (частично удовлетворяем мои интересы, частично – интересы партнёра);
- Сотрудничество
Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса Килмена
«Яблоко и червячок»
Примеры ответов:
- Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»
- Избегание: «Вон там симпатичная груша, пойду поем!»
- Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь мне!»
- Приспособление: «Такая, видно, у меня доля тяжкая! »
- Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
НЕЛЬЗЯ!!!
1. Критически оценивать партнера.
2. Приписывать ему низменные или плохие намерения.
3. Демонстрировать знаки своего превосходства.
4. Обвинять и приписывать ответственность только партнеру.
5. Игнорировать интересы партнера по общению.
6. Видеть все только со своей позиции.
НЕЛЬЗЯ!!!
7. Уменьшать заслуги партнера и его вклад в общее дело.
8. Преувеличивать свои заслуги.
9. Раздражаться, кричать и нападать.
10. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера.
11. Обрушивать на партнера множество претензий.