СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Основы конфликтологии и эффективные способы предупреждения конфликтов"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Основы конфликтологии и эффективные способы предупреждения конфликтов"»

Основы конфликтологии и эффективные способы предупреждения конфликтов

Основы конфликтологии

и эффективные способы

предупреждения конфликтов

Конфликт ( от лат. сonflictus – столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. (Психологический словарь, Л.А. Карпенко)

Конфликт ( от лат. сonflictus – столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

(Психологический словарь,

Л.А. Карпенко)

Конфликтная ситуация – это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это ещё не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определённое время не осознаваться участниками взаимодействия. Инцидент  - это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличия объективного противоречия в их интересах и целях. То есть, инцидент – это осознание конфликтной ситуации.

Конфликтная ситуация – это объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По сути дела, это ещё не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определённое время не осознаваться участниками взаимодействия.

Инцидент - это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличия объективного противоречия в их интересах и целях. То есть, инцидент – это осознание конфликтной ситуации.

Источником (причиной) возникновения конфликта являются противоречия:  - целей, интересов, позиций; - мнений, взглядов, убеждений; - личностных качеств; - межличностных отношений; - знаний, умений, способностей; - функций управления; - средств, методов деятельности; - мотивов, потребностей, ценностных ориентаций; - понимания: интерпретации информации; - оценок и самооценок.

Источником (причиной) возникновения конфликта являются противоречия:

- целей, интересов, позиций;

- мнений, взглядов, убеждений;

- личностных качеств;

- межличностных отношений;

- знаний, умений, способностей;

- функций управления;

- средств, методов деятельности;

- мотивов, потребностей, ценностных ориентаций;

- понимания: интерпретации информации;

- оценок и самооценок.

Структура конфликта, конфликтной ситуации

Структура конфликта, конфликтной ситуации

Картография конфликта Картография конфликта предполагает составление карты конфликта благодаря нахождению ответов на следующие основные вопросы: В чем суть проблемы, какова основная причина конфликта? Кто есть основные стороны – участники конфликта? Чего они хотят? Почему они хотят того, чего хотят? Каковы основные пути решения, удовлетворяющие обе стороны?

Картография конфликта

Картография конфликта предполагает составление карты конфликта благодаря нахождению ответов на следующие основные вопросы:

  • В чем суть проблемы, какова основная причина конфликта?
  • Кто есть основные стороны – участники конфликта?
  • Чего они хотят?
  • Почему они хотят того, чего хотят?
  • Каковы основные пути решения, удовлетворяющие обе стороны?
Динамика конфликта II стадия Конфликтные действия I стадия Предконфликтная стадия III стадия Разрешение конфликта

Динамика конфликта

II стадия

Конфликтные действия

I стадия

Предконфликтная стадия

III стадия

Разрешение конфликта

Стадии протекания 1.  Предконфликтная стадия - стадия ухудшения эмоциональных состояний, нарастания напряженности, ухудшения отношений. 2.  Стадия конфликтного взаимодействия - на этой стадии возникает собственно конфликтное взаимодействие, чаще всего направленное на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений и целей. 3.  Постконфликтная стадия - стадия улучшения (либо сохранения напряженных) отношений и эмоционально-психологических состояний.

Стадии протекания

1. Предконфликтная стадия - стадия ухудшения эмоциональных состояний, нарастания напряженности, ухудшения отношений.

2. Стадия конфликтного взаимодействия - на этой стадии возникает собственно конфликтное взаимодействие, чаще всего направленное на блокирование достижений противоположной стороны, ее стремлений и целей.

3. Постконфликтная стадия - стадия улучшения (либо сохранения напряженных) отношений и эмоционально-психологических состояний.

Алгоритм действий в конфликтной ситуации Выделить суть проблемы; 2. Посмотреть на проблему со стороны; 3. Поставить себя на место другого участника  конфликта - что бы Вы сделали в данной ситуации; 4. Найти конструктивное решение проблемы,  которое будет оптимальным для Вас и для  другого.

Алгоритм действий в конфликтной ситуации

  • Выделить суть проблемы;

2. Посмотреть на проблему со стороны;

3. Поставить себя на место другого участника конфликта - что бы Вы сделали в данной ситуации;

4. Найти конструктивное решение проблемы, которое будет оптимальным для Вас и для другого.

Методы гашения конфликтов Принцип выхода чувств Принцип «эмоционального возмещения» Принцип «авторитетного третьего» Юмор Третейский суд

Методы гашения конфликтов

  • Принцип выхода чувств
  • Принцип «эмоционального возмещения»
  • Принцип «авторитетного третьего»
  • Юмор
  • Третейский суд
Стратегии поведения в конфликте Избегание (не хочу участвовать в этом, не могу повлиять на ситуацию и т.п.); Приспособление (подстроится под партнёра); Соперничество; Компромисс (частично удовлетворяем мои интересы, частично – интересы партнёра); Сотрудничество

Стратегии поведения в конфликте

  • Избегание (не хочу участвовать в этом, не могу повлиять на ситуацию и т.п.);
  • Приспособление (подстроится под партнёра);
  • Соперничество;
  • Компромисс (частично удовлетворяем мои интересы, частично – интересы партнёра);
  • Сотрудничество
Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса Килмена

Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса Килмена

«Яблоко и червячок»

«Яблоко и червячок»

Примеры ответов:  Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю» Избегание: «Вон там симпатичная груша, пойду поем!» Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь мне!» Приспособление: «Такая, видно, у меня доля тяжкая! » Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Примеры ответов:

  • Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»
  • Избегание: «Вон там симпатичная груша, пойду поем!»
  • Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь мне!»
  • Приспособление: «Такая, видно, у меня доля тяжкая! »
  • Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»
НЕЛЬЗЯ!!! 1. Критически оценивать партнера. 2. Приписывать ему низменные или плохие намерения. 3. Демонстрировать знаки своего превосходства. 4. Обвинять и приписывать ответственность только партнеру. 5. Игнорировать интересы партнера по общению. 6. Видеть все только со своей позиции.

НЕЛЬЗЯ!!!

1. Критически оценивать партнера.

2. Приписывать ему низменные или плохие намерения.

3. Демонстрировать знаки своего превосходства.

4. Обвинять и приписывать ответственность только партнеру.

5. Игнорировать интересы партнера по общению.

6. Видеть все только со своей позиции.

НЕЛЬЗЯ!!! 7. Уменьшать заслуги партнера и его вклад в общее дело. 8. Преувеличивать свои заслуги. 9. Раздражаться, кричать и нападать. 10. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера. 11. Обрушивать на партнера множество претензий.

НЕЛЬЗЯ!!!

7. Уменьшать заслуги партнера и его вклад в общее дело.

8. Преувеличивать свои заслуги.

9. Раздражаться, кричать и нападать.

10. Задевать «болевые точки» и уязвимые места партнера.

11. Обрушивать на партнера множество претензий.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!