тема: Россия в XIX веке
Урок-обощение
Разработал: Ситдикова А.Ф .
Цели занятия:
Обучающие:
- формирование знаний об основных фактах, именах, датах, понятиях истории России XIX века;
- формирование мыслительной деятельности, памяти, умения делать собственные выводы в обобщении исторических фактов и событий;
Развивающие:
- развитие умения осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации;
- развитие умения аналитического и логического мышления.
Воспитательные:
- воспитание умения эффективно работать в команде.
- формирование патриотических и нравственных качеств, познавательного кругозора и развитие творческого потенциала обучающихся
Бедный, больной, несчастный век! Но в его ранах столько прекрасного, столько человеческого, что невольно верится в скорое исцеление мира.
Николай Станкевич (1813—1840 гг.), просветитель, поэт, публицист,философ.
Урок проводится в форме адаптированной игры «Брейн-ринг»
Разделение на команды
Правила игры
В игре участвуют 4 команды. Каждая команда по жеребьевке получает столы 4-х цветов определенного цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
«Брейн-ринг» состоит из нескольких боёв. Бой - это отдельное сражение, проводившееся до тех пор, пока не закончатся вопросы заданного боя. В каждом бою принимает участие 4 команды из 6 человек: одна - за красным столом, другая - за зелёным, следующая – за желтым, и крайняя – за синим. Игроки сигнализируют, что команда готова дать ответ на вопрос и поднимают руку.
За правильный ответ на вопрос команда получает одно очко. Если ни одна из команд не сумела найти правильный ответ на вопрос, то счёт остаётся прежним, а преподаватель отправляет вопрос в домашнее задание.
После того, как вопрос задан, запускается игровая система: команды могут обсуждать и поднимать руку. Право ответа получает та команда, которая первой подняла руку. Если команда допустила «фальстарт» - подняла руку, не дослушав вопрос до конца, то она теряет право ответа на данный вопрос и время для его обсуждения есть только у команд соперника.
Если команда первой подняла руку и ответила неверно, то другим командам даётся остаток времени на обсуждение вопроса. Разрешается уточнение и изменение данного командой ответа. На обсуждение вопроса дается - 60 секунд.
За каждый правильный ответ команда получает одно очко. Будет сыграно 4 боя. Побеждает та команда, у которой в конце игры окажется больше очков.
Критерии оценок:
у каждой команды есть наблюдатель, который на специальном листе отмечает, кто из игроков высказывал больше версий (или больше правильных версий) - это будет учтено при выставлении оценок. Команда - победитель получит «пятерки», призеры – «четверки». У команды, занявшей 4-е место, могут быть активные игроки, отвечавшие правильно, им тоже нужно будет поставить соответствующую оценку. В группе могут оказаться один-два человека, которые вообще не участвовали в обсуждении вопросов и не отвечали. Заранее обговаривается, что оценки они не получат, если не будут вовлечены в игру, поэтому капитанам стоит предоставить ответить всем участникам.
Игра «Брейн – Ринг»
Бой первый «Даты, хронология» Вопрос 1
Время правления Павла I
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 1
1796–1801 г.г.
Вопрос 2
Время правления Александра I
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 2
1801–1825 г.г.
Вопрос 3
Время правления Николая I
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 3
1825–1855 г.г.
Вопрос 4
Время правления Александра II
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 4
1855–1881 г.г.
Вопрос 5
Время правления Александра III
За каждый
ответ 1 очко
Ответ на вопрос 5
1881–1894 г.г.
Вопрос 6
Хронологические рамки Кавказской войны
За каждый
ответ 1 очко
Ответ на вопрос 6
1817–1864 г.г.
Вопрос 7
Хронологические рамки Крымской войны
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 7
1817–1864 г.г.
Вопрос 8
Когда народники предприняли «хождение в народ»?
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 8
1861г.
Вопрос 9
В каком году было издано Положение о земских учреждениях?
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 9
1864 г.
Вопрос 10
Год создания «Союза спасения»
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 10
1816 г.
БОЙ ВТОРОЙ «Кого так называли?» Вопрос 1
«Бархатный канцлер»
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 1
Вопрос 2
«Железный граф»
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 2
Вопрос 3
«Певец русского леса»
За каждый ответ 1 очко
Ответы на вопрос 3
Вопрос 4
«Серый Кардинал»
За каждый ответ 1 очко
Ответы на вопрос 4
Вопрос 5
«Благословенный»
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 5
Вопрос 6
«Незабвенный»
За каждый ответ 1 очко
Ответы на вопрос 6
Вопрос 7
«Освободитель»
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 7
Вопрос 8
«Миротворец»
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 8
Вопрос 9
.
«Булочник ни троне»
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 9
Вопрос 10
«Брат мой», писал Наполеон Бонапарт этому императору
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 10
Бой третий «Термины и пояснения» Вопрос 1
Абсолютная монархия
За каждый ответ 1 очко
Ответ на вопрос 1
Вопрос 2
Аракчеевщина
За ответ 1 очко
Ответ на вопрос 2
Вопрос 3
Вольная грамота
За ответ 1 очко
Ответ на вопрос 3
Освобождение от крепостной зависимости
Вопрос 4
Вольные хлебопашцы
За ответ 1 очко
Ответ на вопрос 4
крестьяне, получавшие личную свободу вместе с землёй за выкуп по указу 1803 г.
Вопрос 5
Земство
За ответ 1 очко
Ответ на вопрос 5
Орган местного самоуправления, введённый в России по реформе 1864 г. Распорядительные органы - земские собрания (уездные собрания избираются на всесословных неравных выборах с имущественным цензом; губернские собрания выбираются уездными земствами). Исполнительные органы - земские управы (уездные и губернские), выбираемые соответствующими собраниями
Вопрос 6
«Континентальная блокада»
За ответ 1 очко
Ответ на вопрос 6
Установление в 1806 г. Францией запрета для Англии на всякие связи между ней и странами Европейского континента, что должно было подорвать британскую экономику. В 1807 году Россия присоединилась к «континентальной блокаде» в результате Тильзитского мирного договора с Францией
Вопрос 7
Крестьянский поземельный банк
За ответ1 очко
Ответ на вопрос 7
Банк, созданный при Александре III для содействия покупки земли крестьянами
Вопрос 8
«Могучая кучка»
За ответ1 очко
Ответ на вопрос 8
Объединение (содружество) 5 русских композиторов: Балакирева, Мусоргского, Кюи, Бородина и Римского-Корсакова, стремившихся передать в музыке «правду жизни», особенности национального характера и т.д
Вопрос 9
Передвижники
Ответ на вопрос 9
Художники, которые организовывали множество выставок, которые перевозились (передвигались) по разным городам
Вопрос 10
«Хождение в народ»
За ответ1 очко
Ответ на вопрос 10
попытка народников в 70-е гг. XIX в. путём личной пропаганды поднять крестьян на революцию
Бой четвертый «Работа с документом» Вопрос 1
О каких событиях идет речь в отрывке: «Когда прочли манифест в Стубленской церкви, то народ начал негодовать на нашего священника, что он неправильно читал манифест, они говорили, что земля должна оставаться в их собственности, а не собственностью помещика и что барщины никакой не должно быть».
Ответ на вопрос 1
Крестьянские волнения после отмены крепостного права
Вопрос 2
Назовите представителей общественного движения, о которых в нем говорится: «Единообразие допросов особенного ничего не представляло: те же признания, те же обстоятельства, более или менее полные. Но было несколько, весьма замечательных, о которых упомяну. Каховский говорил смело, резко, положительно и совершенно откровенно. Причину заговора, относя к нестерпимым будто притеснениям и неправосудию, старался причиной им представлять покойного императора. Никита Муравьев был образец закоснелого злодея. Одаренный необыкновенным умом, получивший отличное образование, но на заграничный лад, он был во своих мыслях дерзок и самонадеян до сумасшествия, но вместе скрытен и необыкновенно тверд. Тяжело раненный в голову, когда был взят с оружием в руках, его привезли закованного».
За ответ 1 очко
Ответ на вопрос 2
Декабристы
Вопрос 3
Назовите обязанность, следующую из текста данного документа второй половины XIX века: « это есть священная обязанность каждого русского подданного. Денежный выкуп от и замета охотником не допускается…Общий срок определяется в15 лет…из коих 9 лет в запасе»
За ответ 1 очко
Ответ на вопрос 3
Всесословная (всеобщая) воинская повинность
Вопрос 4
Назовите событие, в котором «Россия победила «армию двунадесяти языков», возглавляемую человеком, который стремился покорить весь мир?»
За ответ 1 очко
Ответ на вопрос 4
Победа в Отечественной войне 1812 г.
Вопрос 5
Определите, кто «возглавил предпринятую в 1803 году экспедицию на кораблях «Надежда» и «Нева» для исследования северной части Тихого океана».
За ответ 1 очко
Ответ на вопрос 5
Вопрос 6
О каком государственном деятеле идет речь: «Министром финансов стал... железнодорожный деятель... При нем была проведена денежная реформа, введена винная монополия, велось грандиозное железнодорожное строительство. Он с успехом продолжал модернизацию промышленности, начатую его предшественниками. На посту министра он пробыл 11 лет до 1903 г.»
За ответ 1 очко
Ответ на вопрос 6
Вопрос 7
Что вменялось в вину подсудимым, о которых идет речь в отрывке: «По указу его императорского величества, правительствующий сенат, в особом присутствии для суждения дел о государственных преступлениях, выслушав дело и прения сторон, постановил подсудимых: крестьянина таврической губернии, Феодоссийского уезда, Петровской волости, деревни Николаевки, Андрея Иванова Желябова, 30-ти лет; дворянку Софью Львовну Перовскую, 27-ми лет; сына священника Николая Иванова Рысакова, 19-ти лет; ...и крестьянина Смоленской губернии, Сычевского уезда, Ивановской волости, деревни Гаврилково, Тимофея Михайлова, 21-го года, на основании ст. улож. о нак. 9, 13, 18, 139, 152, 241, 242, 243, 279 и 1459-й, лишить всех прав состояния и подвергнуть смертной казни чрез повешение».
За ответ 1 очко
Ответ на вопрос 7
Убийство императора Александра II
Вопрос 8
Так в XIX веке назывались представители сословия, о которых идет речь:
«Они платят подушную подать, от которой освобождены дворяне и купцы; следовательно, они, как и крестьяне, подлежат рекрутскому набору. Они обязаны постоянно проживать в городах, где могут заниматься ремеслами и вести мелкую розничную торговлю».
За ответ 1 очко
Ответ на вопрос 8
Вопрос 9
О каком лице идет речь в указанных мероприятиях: «Для того, чтобы существующий порядок действовал правильно, надо было дать учреждениям строгий кодекс. Такой кодекс мог быть выработан при указанной программе: если решено поддерживать существующий порядок, то в свод законов должны быть взяты существующие узаконения; новый свод законов должен быть сводом законов действующих, а не кодексом, созданным отвлеченной мыслью. Эту задачу, прежде всего и взялся разрешить император Александр I. Для этого он учредил при себе особое отделение Собственной канцелярии (II отделение) и в руководители дела призвал лицо, давно искусившееся в этой работе»
За ответ 1 очко
Ответ на вопрос 9
вопрос 10
Укажите фамилию министра просвещения , составившего следующий доклад «...Исцелить новейшее поколение от слепого необдуманного пристрастия к... иноземному, распространяя в юных душах радужное уважение к отечественному..., оценить... все противоположные элементы нашего гражданского образования..., искать этого знаменателя в тройственном понятии православия, самодержавия, народности - такова была цель, к которой Министерство народного просвещения приближалось десять лет...»
За ответ 1 очко
Ответ на вопрос 10
Подведение итогов
Рефлексия
« Незаконченное предложение»
Обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание
решить тесы по ссылке, сделать скриншот https://onlinetestpad.com/ru/test/58503-rossiya-v-xix-veke
Повторить вопросы, на которые не были даны правильные ответы во время игры