Презентация открытого урока по литературе для
6 класса
по теме: «Обобщающий урок по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
Урок – викторина
Составила
учитель русского языка и литературы
Сабирова Н.Н.
Школа № 151
Яшнободского района
города Ташкента
2020-2021 учебный год
Технологическая карта
6 класс
Тема: | Урок – викторина «Обобщающий урок по роману А.С. Пушкина «Дубровский» |
Цель: | Образовательная: | Обобщить знания по теме: «Роман А.С. Пушкина «Дубровский». |
Развивающая: | Выработать компетенции знаний, умений и навыков учащихся по теме, пополнение словарного запаса, развивать критическое мышление (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать). Реализовать творческие способности средством презентации межпредметных связей. |
Воспитательная: | Нравственное воспитание. |
Компетенции: | |
1.Формируемые элементы ключевых компетенций: | К-2 умеет находить, отбирать, нужные и передавать информации. К-3 умеет постоянно работать над собой, стремится к самосовершенству. К-6 умеет планировать личную деятельность. |
2.Сформированные у учащихся элементы предметных компетенций: | умение слушать, слышать и понимать партнёра; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность; умение распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга; умение договариваться; умение вести дискуссию, способности правильно выражать свои мысли в речи; уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. |
Содержание учебного процесса. | Правила игры: Все учащиеся делятся на три команды Команды заранее готовят название, девиз, эмблемы и выбирают капитана. Вопросы задаются поочередно командам. Команда имеет право ответить один раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет команда соперников. Каждый правильный ответ – 1 балл. Победителей выявит жюри, а самые активные участники получат медали. |
Технология и организация учебного процесса. | Метод: | Репродуктивный метод |
Форма: | Коллективная, индивидуальная, самостоятельная работа, работа по сигнальным карточкам, дифференцированный. |
Средства: | Мультимедийная учебная презентация, раздаточный материал. карточки для рефлексии, медали самым активным участникам. |
Приёмы: | Решение кроссворда, разминка (блиц-опрос), викторина «Неслучайные детали», игра «Узнай героя по описанию», блиц-опрос по картине, «Узнай героя по репликам, конкурс капитанов, рефлексия. Взаимопроверка, самопроверка. |
|
Контроль: | Тестирование. Блиц- опрос. |
Оценка: | 1-5 баллов |
Ожидаемый результат | Учитель: | Ученик: |
Цели и задачи реализованы в полном | Компетенция знаний, умений, навыков усвоены |
Переспектива | Учитель: | Ученик: |
Исправление допущенных ошибок | Сильные ученики: Кроссворды, карточки по теме, стенгазета. Слабые ученики сочинение, рефераты по теме, синквейн. |
План урока по литературе
по теме:
Урок – викторина «Обобщающий урок по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
в 6 классе
Цели:
1.Образовательная:
Обобщить знания по теме: «Роман А.С. Пушкина «Дубровский».
2. Развивающая:
Выработать компетенции знаний, умений и навыков учащихся по теме, пополнение словарного запаса, развитие логического мышления (умения анализировать, сопоставлять, сравнивать).
Реализовать творческие способности средством презентации межпредметных связей..
3. Воспитательная:
Нравственное воспитание.
Средства оборудования:
Мультимедийная учебная презентация, раздаточный материал. карточки для рефлексии, медали самым активным участникам.
Межпредметная связь: русский язык, литература, ИЗО.
Ход урока:
Организационный момент.
Сегодня мы завершаем изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский».
Каким будет урок, если занятие по произведению последнее?
Если урок обобщающий, какова будет цель нашего урока?
Александр Сергеевич Пушкин – не только великий русский поэт, но и непревзойденный прозаик-романист, истинный мастер художественного слова. Как мастера слова, Пушкина всегда интересовал человек, движение его души. Вместе с героями своего романа автор искал ответы на жизненно важные вопросы: о чести и бесчестии, о мести и прощении, о самодурстве русского барства и преданности крестьян, о любви и ненависти, о нравственном долге и личных корыстных интересах. Роман «Дубровский» – еще одна замечательная иллюстрация литературного таланта А.С. Пушкина.
Проверка домашней работы.
Решение кроссворда. (5 минут)
Вопросы:
1.Как называлось поместье Дубровских? (Кистеневка)
2.Как звали сына А. Дубровского? (Владимир)
3.С кем сначала дружил А. Дубровский, а затем поссорился? (Троекуров)
4.В каком городе жил В. Дубровский с 8 лет? (Петербург)Любимое занятие 5.Дубровского и Троекурова? (Охота)
6.Происшествие в Кистеневке, весть о котором на другой день разнеслась по всему околотку. (Пожар)
7.На каком музыкальном инструменте играла Маша? (Фортепиано)
8.Как звали старого кучера, встречавшего Владимира на станции? (Антон)
9.Как звали дочь Троекурова? (Мария)
10.Форма работы на уроке? (Викторина)
Взаимопроверка.
Разминка (блиц-опрос).
1. Когда был написан роман «Дубровский»? (1833 г.)
2. Назовите главных героев романа? (Кирила Петрович Троекуров, Андрей Гаврилович Дубровский, Марья Троекурова, Владимир Дубровский)
3. В каких имениях происходит действие? (Покровское, Кистеневка, Арбатово)
4. Каков финал романа? (финал открытый, роман не был окончен, дальнейшая судьба героев неизвестна)
5. Дайте определение романа? (Роман (франц. roman) - литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания).
III. Объяснение нового материала.
1.Вступительное слово учителя.
Чтобы проверить, насколько хорошо запомнили содержание романа, поиграем в «Неслучайные детали». Я буду по очереди задавать вопросы каждой команде, а вы на них отвечать. Если команда не знает ответа или дает неверный ответ, возможность ответить получает команда соперников. Итак, первый вопрос победившей в разминке команде. А жюри оценивает правильный ответ одним баллом.
Викторина. «Неслучайные детали».
1.Какую песню насвистывал Троекуров в «минуты волнения»? («Гром победы раздавайся»)
2.Как звали старую няньку Владимира Дубровского? (Орина Егоровна Бузырева)
3.Какой чин получил Владимир в кадетском корпусе? (Чин корнета)
4.В каком городе жил Владимир до приезда в деревню?
5.Кем был у себя на родине настоящий Дефорж? (Кондитер)
6.С кем сразился Дефорж в доме Троекурова? (С медведем по кличке Миша)
7.Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70 душ)
8.Как звали брата Марьи Кирилловны? (Саша)
9.Происшествие в Кистеневке, весть о котором на другой день разнеслась по всему околотку.
10.Как звали старого кучера, встречавшего Владимира на станции?
11.Какое увлечение было у Дубровского старшего?
12.Из-за кого между старыми друзьями Троекуровым и Дубровским разгорелась ссора? (Из-за псаря Парамошки)
13.Куда спрятал свои сбережения Спицын?
14.Кого спас на пожаре Архип-кузнец? (Кошку)
15.Фамилия Анны Савишны, гостьи на званом обеде Трооекурова?
16.Какой предмет должен был служить знаком Владимиру для спасения Маши? (Кольцо)
17.Где жил атаман Дубровский со своими разбойниками? (Посреди дремучего леса в маленьком земляном укреплении)
18.Кем был ранен в плечо Владимир Дубровский? (Князем Верейским)
19.Как звали смотрителей станции, где встретились француз Дефорж и Дубровский?
20.На каком музыкальном инструменте играла Марья Кириловна?
IV. Закрепление.
Вступительное слово учителя. Я буду читать описание героя, а вы должны назвать его. Теперь право отыграться предоставляется команде, набравшей меньшее количество баллов. Жюри также оценивает правильный ответ 1 баллом.
1.Конкурс «Узнай героя по описанию».
1. «Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста; со всем тем он романтически любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями» (Владимир Андреевич Дубровский)
2. «Ей было семнадцать лет, и красота ее была в полном цвете. Она не имела подруг и выросла в уединении. Огромная библиотека …была отдана в ее распоряжение» (Марья Кириловна Троекурова)
3.«Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели, в должности заседателя, отвешивает поклон за поклоном перед Троекуровым, с благоговением ожидая его приказаний» (Шабашкин, помощник судьи)
4.«Около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нем его неизгладимую печать. Несмотря на то, наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами» (Князь Верейский)
5.«Любил ее (дочь) до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда жестоким обращением» (Кирила Петрович Троекуров)
6.«В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке. … Он силился с ним (сыном) разговаривать, но мысли мешались в его голове, и слова не имели никакой связи. Он замолчал и впал в усыпление» (Андрей Гаврилович Дубровский)
Вступительное слово учителя. Мы с вами не раз на уроках литературы говорили о том, что героя характеризует не только внешний вид, черты лица, поведение и поступки, но и его речь. Чтобы в этом еще раз убедиться, давайте установим, какому герою принадлежит каждая реплика. Правильный ответ – 1 балл.
2. «Узнай героя по репликам».
1.«Мы на свое житье…благодаря Бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее» (Псарь Парамошка).
2.«Государь мой премилостивый, я до тех пор не намерен ехать а Покровское, пока не вышлете Вы мне псаря Парамошку с повинною; а будет моя воля наказать его или помиловать, а я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю…» (Андрей Дубровский)
3.«Я не слыхивал о медведе, но я всегда ношу при себе пистолеты, потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу требовать удовлетворения» (Дефорж).
4.«Нет, нет, лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского» (Маша).
5.«Он очень плох, иногда заговаривается и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен…Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное» (Орина Егоровна Бузырева).
6.«А это значит, что мы приехали вводить во владение сего Кириллу Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову» (Исправник).
Вступительное слово учителя. Роман «Дубровский» вызвал большой интерес не только у критиков и современников Пушкина, но и у художников-иллюстраторов. Мы на протяжении изучения романа знакомились с их произведениями. Давайте вспомним, каким эпизодам посвящены данные иллюстрации и перескажем их. За правильный ответ дается 1 балл (блиц-опрос).
3.Блиц-опрос по картине.
1.Д. Шмаринов «На псарне у Троекурова» 1949 .
2.Б. Кустодиев «Пожар в усадьбе Дубровского» 1923 г.
3.Е. Лансере «Дубровский» 1899 г.
4.Д. Шмаринов «Дубровский» 1949 г.
5.Д. Шмаринов «Дефорж и медведь» 1973 г.
4.Конкурс капитанов.
1.Возраст Владимира Дубровского?
2. Возраст Маши?
3. Возраст князя Верейского?
4. У кого из персонажей огромное количество собак – 500 штук?
5. Количество крепостных в имении Дубровского?
6.Чин Троекурова?
7.Чин Дубровского?
8. Кто помогает Дубровскому передавать записки Маше?
9. Кто ранил Владимира Дубровского?
10. Почему Дубровский стал разбойником? Каким разбойником он был?
11. Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского?
12.Почему роман «Дубровский» можно назвать произведением о защите человеческой личности?
Вступительное слово учителя. Слово предоставляется членам жюри (объявление результатов викторины, награждение самых активных участников команд).
5.Рефлексия.
Вступительное слово учителя. Чтобы понять, понравился ли вам сегодняшний урок, предлагаю взять в руки карточки. Зеленая – на уроке было легко, интересно; синяя – было интересно, но возникали затруднения; красная – испытывал(-а) трудности
V. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.
VI. Домашнее задание.