СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация открытого урока по литературе в 9 «Б» классе . Тема: «Помещичья Россия». Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение  темы: «Помещичья  Россия». Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души». Вопросно-ответная беседа. Работа с деталью  образов помещиков.

Просмотр содержимого документа
«Презентация открытого урока по литературе в 9 «Б» классе . Тема: «Помещичья Россия». Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души».»

Презентация открытого урока по литературе  в 9 «Б» классе .  Тема: «Помещичья Россия».  Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души». Составила учительница русского языка и литературы Школы № 151 Яшнабадского района города Ташкента Сабирова Наира Назировна 2019-2020 учебный год

Презентация открытого урока по литературе в 9 «Б» классе . Тема: «Помещичья Россия». Поэма Н. В. Гоголя «Мёртвые души».

Составила учительница русского языка и литературы

Школы № 151 Яшнабадского района города Ташкента Сабирова Наира Назировна

2019-2020 учебный год

  Эпиграф: ничуть не портреты с ничтожных людей;  напротив, в них собраны черты тех,  которые считают себя лучшими других. Н.В. Гоголь.

 

Эпиграф:

ничуть не портреты с ничтожных людей;

напротив, в них собраны черты тех,

которые считают себя лучшими других.

Н.В. Гоголь.

Цель урока:    1.Образовательная:  разобрать образы помещиков для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;  2.Развивающая: развитие внимания, ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся, развитие речи, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроках; работа с ключевыми понятиями;  3.Воспитательная:  воспитывать умение работать с книгой.

Цель урока:

 

1.Образовательная: разобрать образы помещиков для раскрытия идейной позиции автора на основе индивидуальной работы с текстом;

2.Развивающая: развитие внимания, ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся, развитие речи, выражать свое мнение и обобщать знания, полученные на уроках; работа с ключевыми понятиями;

3.Воспитательная: воспитывать умение работать с книгой.

II. Проверка домашней работы. 1. Вопросно - ответная беседа: 1.В каком году и где родился Н. В. Гоголь? 2.Куда поступил Н. В. Гоголь в 1818 году? 3.Какую роль сыграл А. С. Пушкин в становлении таланта Гоголя? 4.Какую оценку произведениям Н. В. Гоголя дал В. Г. Белинский, в чем он видел своеобразие и особую притягательность таланта писателя? 5.Назовите наиболее известные произведения Н. В. Гоголя.

II. Проверка домашней работы.

1. Вопросно - ответная беседа:

1.В каком году и где родился Н. В. Гоголь?

2.Куда поступил Н. В. Гоголь в 1818 году?

3.Какую роль сыграл А. С. Пушкин в становлении таланта Гоголя?

4.Какую оценку произведениям Н. В. Гоголя дал В. Г. Белинский, в чем он видел своеобразие и особую притягательность таланта писателя?

5.Назовите наиболее известные произведения Н. В. Гоголя.

2.Работа по тексту. 1.Как работал писатель над повестью

2.Работа по тексту.

1.Как работал писатель над повестью "Мёртвые души"?

2.Каков замысел и композиция первого тома "Мёртвых душ"?

3.Что сближает между собою всех помещиков и каково обобщающее значение образов?

4.Какова роль лирических авторских отступлений?

5.В чём своеобразие жанра произведения?

III. Объяснение нового материала . 1. Вопросно-ответная беседа. - Назовите героев повести Н. В. Гоголя

III. Объяснение нового материала .

1. Вопросно-ответная беседа.

- Назовите героев повести Н. В. Гоголя "Мёртвые души"

- С какого события начинает автор повествование?

2. Тезисный план.

Образы помещиков..

IV. Закрепление. 1.Вопросно-ответная беседа. Дайте краткую характеристику каждого из помещиков, применяя цитаты из текста поэмы.

IV. Закрепление.

1.Вопросно-ответная беседа.

Дайте краткую характеристику каждого из помещиков, применяя цитаты из текста поэмы.

"Узнай героя".

Праздный мечтатель –

Мелочный накопитель –

Кулак-эксплуататор –

Прожигатель жизни –

Отвратительный скряга –

2. Словарная работа : лексический повтор, антитеза, говорящие фамилии. 3.Теория литературы. Что называется портретом? Для чего используется портрет в литературном произведении? - Кто такой литературный герой? - Что мы можем отнести к художественным деталям? - Что такое интерьер?

2. Словарная работа :

лексический повтор, антитеза, говорящие фамилии.

3.Теория литературы.

  • Что называется портретом?
  • Для чего используется портрет в литературном произведении?

- Кто такой литературный герой?

- Что мы можем отнести к художественным деталям?

- Что такое интерьер?

4. Работа с деталью. (работа в группах) • Какую деталь в портрете героя подчеркивает Гоголь? • Что вы можете сказать о Манилове как хозяине? • Что говорит интерьер о герое? • Как отреагировал Манилов на просьбу Чичикова продать ему мертвые души? • Какую черту в поведении героя вы заметили, знакомясь с ним? • Каков образ жизни Манилова? .

4. Работа с деталью. (работа в группах)

• Какую деталь в портрете героя подчеркивает Гоголь?

• Что вы можете сказать о Манилове как хозяине?

• Что говорит интерьер о герое?

• Как отреагировал Манилов на просьбу Чичикова продать ему мертвые души?

• Какую черту в поведении героя вы заметили, знакомясь с ним?

• Каков образ жизни Манилова? .

Собакевич Как используют автор портрет, интерьер, пейзаж для раскрытия образа Собакевича? Как фамилия героя раскрывает сущность его характера.

Собакевич

Как используют автор портрет, интерьер, пейзаж для раскрытия образа Собакевича?

Как фамилия героя раскрывает сущность его характера.

Коробочка   Как интерьер, портрет, поведение героини характеризует ее? Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Коробочку?

Коробочка

Как интерьер, портрет, поведение героини характеризует ее? Встречались ли вам в жизни люди, похожие на Коробочку?

Ноздрев  Что вы можете сказать о сущности Ноздрева в результате проделанной работы?

Ноздрев

Что вы можете сказать о сущности Ноздрева в результате проделанной работы?

Плюшкин Почему биография Плюшкина изложена так подробно?

Плюшкин

Почему биография Плюшкина изложена так подробно?

5. Портретная характеристика.(Работа в группах)

Задание. По этим ключевым словам назовите данного героя, дайте ему краткую характеристику. Карточка №1 ” кусочек яблочка, конфетка, орешек, душенька, ротик, бисерный чехольчик, сигарка, именины сердца, извольте проходить, удостоили посещением, прелюбезнейший, дух наслаждения”.(Манилов)

Карточка№2 ”Невмочь, плачутся, деньжонки, пестрядевые мешочки, распоротый салоп, поизотрутся, батюшка, отец мой, святели, страсти, почевали, я чай, маленько повременно, авось ахти” (Коробочка)

Карточка№3 ”продулся в пух, убухал четырех рысаков, свинтус, тресну со смеха, жидомор, отыграл бы, просадил бы, эх, брат, юркость характера, брудастая, бранный вздор ” (Ноздрев)

Карточка№4 ” Вековое состояние, крепкий дуб, неуклюжий порядок, бараний бок, христопродавцы, индюк ростом с теленка, обгрыз, обоссал, машинища, силища, омедведило” (Собакевич)

Карточка№5 ” Дряхлым инвалидом, лишенные верхушек, забиты, остановившийся маятник, заросший, заглохший, плесень, паутина, пыль, навоз, гниль, прореха” (Плюшкин)

Вопрос. Почему нет карточки на Чичикова?

6.Дифференцированные задания. (?) Карточка 1. 1. Какими приёмами достигается ирония при характеристике помещицы? 2. Какими художественными средствами автор достигает комического эффекта в изображении помещицы? Карточка 2. (Тестовые задания.*) • С какой целью путешествовал Чичиков? • У кого из помещиков он уже побывал? • Приобрел ли Чичиков мертвые души? • А мы с вами какой сделали выбор? • В чём проявилось омертвение его души?

6.Дифференцированные задания. (?)

Карточка 1.

1. Какими приёмами достигается ирония при характеристике помещицы?

2. Какими художественными средствами автор достигает комического эффекта в изображении помещицы?

Карточка 2. (Тестовые задания.*)

• С какой целью путешествовал Чичиков?

• У кого из помещиков он уже побывал?

• Приобрел ли Чичиков мертвые души?

• А мы с вами какой сделали выбор?

• В чём проявилось омертвение его души?

7. Вопросно-ответная беседа: Как Чичиков попадает к Коробочке? Кратко передайте сюжет 3 главы?

7. Вопросно-ответная беседа:

Как Чичиков попадает к Коробочке?

Кратко передайте сюжет 3 главы?

Блиц - опрос (Тестирование). 1. Каков жанр произведения Н. В. Гоголя “Мёртвые души

Блиц - опрос (Тестирование).

1. Каков жанр произведения Н. В. Гоголя “Мёртвые души"?

А. Поэма. Б. Роман. В. Повесть

2. Внешность Чичикова: “… не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод” – указывает:

А . На неточную характеристику облика Чичикова. Б . На двойственность его характера, гибкость, умение приспосабливаться к обстоятельствам. В.  На типичность и обобщённость его образа.

3. Описывая гостиницу, в которой поселился Чичиков, “где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего”, автор: А. Передаёт детали интерьера в соответствии с законами реализма.  Б. Акцентирует внимание на особенностях интерьера.  В. Иронизирует, усиливая комическое несоответствие предметов и явлений, используя оксюморон. 4. Характерная особенность Манилова, которой воспользовался Чичиков при покупке мёртвых душ: А. Обходительность и любезность.  Б. Замкнутость и немногословность.  В. Грубость и напористость.

3. Описывая гостиницу, в которой поселился Чичиков, “где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устраивается сосед, молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать о всех подробностях проезжающего”, автор:

А. Передаёт детали интерьера в соответствии с законами реализма. Б. Акцентирует внимание на особенностях интерьера. В. Иронизирует, усиливая комическое несоответствие предметов и явлений, используя оксюморон.

4. Характерная особенность Манилова, которой воспользовался Чичиков при покупке мёртвых душ:

А. Обходительность и любезность. Б. Замкнутость и немногословность. В. Грубость и напористость.

5. Отношение Манилова к хозяйству, к крепостным характеризует его: А. Как не интересующегося делами имения человека.  Б. Как крепкого хозяина, строго относящегося к крепостным, заботящегося об их благополучии.  В. Как реформатора, осуществляющего свои идеи в имении.

5. Отношение Манилова к хозяйству, к крепостным характеризует его:

А. Как не интересующегося делами имения человека. Б. Как крепкого хозяина, строго относящегося к крепостным, заботящегося об их благополучии. В. Как реформатора, осуществляющего свои идеи в имении.

V. Обобщение урока. 1.По степени омертвения души, как вы считаете, выше или ниже Манилова находится Коробочка?  2.Каково соотношение типизации этих дворян-помещиков? (Полная противоположность)  Как называется такой приём? (Антитеза )  3.Что сделало Коробочку такой?

V. Обобщение урока.

1.По степени омертвения души, как вы считаете, выше или ниже Манилова находится Коробочка?

2.Каково соотношение типизации этих дворян-помещиков? (Полная противоположность)

Как называется такой приём? (Антитеза )

3.Что сделало Коробочку такой?

VI. Домашнее задание: 1.Главы 4-5 2. Дополнительно-развивающее задание: составить вопросы к викторине “ Узнай героя по деталям описания”

VI. Домашнее задание:

1.Главы 4-5

2. Дополнительно-развивающее задание: составить вопросы к викторине

“ Узнай героя по деталям описания”


Скачать

© 2020 466 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!