СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация открытого урока по русскому языку в 9 «Б» классе по теме: Сложноподчинённые предложения с придаточными времени. (комбинированный урок)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить учащихся с особенностями структуры  СПП  с обстоятельственными придаточными времени; научить учащихся распозновать  придаточные времени; отличать их от других видов  придаточных  предложений. правильно ставить знаки препинания.

Просмотр содержимого документа
«Презентация открытого урока по русскому языку в 9 «Б» классе по теме: Сложноподчинённые предложения с придаточными времени. (комбинированный урок)»
















Презентация открытого урока

по русскому языку в 9 «Б» классе по теме:

Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.

(комбинированный урок)



Составила учитель русского языка и литературы

школы № 151 Яшнабадского района города Ташкента

Сабирова Наира Назировна















Ташкент-2019







Технологическая карта урока


Предмет: Русский язык Учитель: Сабирова Наира Назировна


Тема:

Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными времени

Класс: 9 «Б»

Дата:

25.11.19 г.





Цель:


Образовательная:

  1. Познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с обстоятельственными придаточными времени;

  2. Научить учащихся:

а) распознавать придаточные времени;

б) отличать их от других видов придаточных предложений;

в) определять их место в сложноподчинённом предложении;

г) правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени.


Развивающая:

Развитие наблюдательности, логичности, последовательности, связности речи учащихся; развивать у учащихся внимательность, умение быстро находить СПП с придаточными времени;

Реализовать творческие способности средством презентации межпредметных связей.


Воспитательная:

Воспитать у учащихся интерес к урокам русского языка, используя занимательный материал.

Компетенции:


1.Формируемые элементы ключевых компетенций:

К-2 умеет находить, отбирать, нужные и передавать информации.

К-3 умеет постоянно работать над собой, стремится к самосовершенству.

К-6 умеет планировать личную деятельность.

2.Сформированные у учащихся элементы предметных компетенций:

П-1 Чтение: может правильно и выразительно читать, понимая смысл слов;

Говорение: может излагать содержание текста, высказывая своё мнение;

Письмо: может связать в тексте предложения по смыслу, обеспечивая логическую последовательность; соблюдает орфографические правила и правила каллиграфии.

П-2 Фонетика: соблюдает важнейшие орфоэпические нормы в произношении звуков;

Лексика: правильно использует изученные лексические единицы в предложении; может делать фонетический и лексический разбор слова и грамматический разбор предложения; разбор простых и сложных предложений.

Грамматика: может выражать логически правильно и последовательно; соблюдает все орфоэпические нормы в произношении звуков;

Лексика: умеет пользоваться словарём для определения значения лексических единиц.

Содержание

учебного

процесса.

Формировать навыки умения определять Сложноподчинённые предложения с придаточными времени, составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.




Технология и организация

учебного

процесса.






Метод:

Частично – поисковый

Форма:

Коллективная, работа в группах, индивидуальная, самостоятельная работа, работа в парах, работа по сигнальным карточкам, дифференцированный.

Средства:

Мультимедийная учебная презентация Power Point, раздаточный материал, индивидуальные карточки -заданий

Приёмы:

Вопросно-ответная беседа, эвристическая беседа, работа по материалу для наблюдений, синтаксическая разминка, беседа с классом, работа в группах, конструирование предложений, вопросно- ответная беседа, «Третий лишний», анализ предложений, найдите СПП с придаточными обстоятельства в предложениях, способы выражения СПП с придаточными обстоятельствами, тренировочные упражнения, самостоятельная работа,, комментированное чтение правила, взаимопроверка, самопроверка.

Контроль:

Блиц- опрос.

Оценка:

1-5 баллов



Ожидаемый

результат

Учитель:

Ученик:

Цели и задачи реализованы в полном

Компетенция

знаний, умений, навыков усвоены



Переспектива


Учитель:

Ученик:

Исправление допущенных ошибок

Сильные ученики: кроссворды, карточки по теме, стенгазета.

Слабые ученики сочинение, рефераты по теме, таблицы.
























План-конспект урока

Предмет: Русский язык Класс 9 «Б» Дата: 25.11. 2019 г. Учитель: Сабирова Н.Н.

Тема урока: Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными времени

Цели урока:

1. Обучающая – познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными времени; научить учащихся; распознавать придаточные времени; отличать их от других видов придаточных предложений; определять их место в сложноподчинённом предложении; правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени.

2.Развивающая- развитие наблюдательности, логичности, последовательности, связности речи учащихся; развивать у учащихся внимательность, умение быстро находить СПП с придаточными времени; реализовать творческие способности средством презентации межпредметных связей.

3.Воспитательная- воспитать у учащихся интерес к урокам русского языка, используя занимательный материал.

Компетенции:

1. Формируемые элементы ключевых компетенций: КК 2 - информационная компетенция КК-3 Самосовершенствование КК-5 Национально- и общекультурная

Вид урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийная учебная презентация Power Point, раздаточный материал, индивидуальные карточки -заданий

Согласно ГОСОСО

Мысль в подарок…

Умеющие мыслить умеют

задавать вопросы.

Э. Кинг


ХОД УРОКА

I.Организационный момент. (1 мин.)

Проверить готовность уроку, наличие учебных принадлежностей; отметить присутствующих; выяснить причину отсутствия на предыдущих уроках; ознакомить учащихся с темой и задачами урока.

II.Проверка домашнего задания. (Фронтальный опрос, индивидуальный, работа в группах, работа в парах) (5 мин.)

1) Проверка письменного задания.

2)Вопросно-ответная беседа. (1 мин)

Беседа с классом.

Какое предложение называется сложноподчинённым?

Перечислите виды сложноподчинённых предложений.

Какое предложение называется придаточным определительным?

Какое предложение называется придаточным изъяснительным?

Какое предложение называется придаточным обстоятельственным?

Перечислите виды СПП с придаточными обстоятельственными.

3)Письменная работа. ( 2 мин.)

Задание - билетик. Дифференцированные задания на карточках- билетах.

Розовый билетик –повышенной трудности;

Зеленый – средней трудности;

Желтый – пониженной трудности.

1 группа

Задание: по данным схемам составить СПП, определить значения придаточных.

  1. …туда , где… . 2) …сущ. , где… . 3) Там, где… ,… .

2 группа

Задание: дополнить главные предложения придаточными с союзным словом где. Какие это придаточные?

  1. Теплоход остановился у того берега…

  2. Мы не знали…

  3. Человек счастлив только там …

Самопроверка.

1) Теплоход остановился у того берега, где была подходящая пристань. (Определительное).

2) Мы не знали, где хранятся секретные материалы. (Изъяснительное.)

3) Человек счастлив только там, где находится его родной дом и близкие. (Место.)

3 группа

Задание: перестроить простые предложения в СПП, заменяя выделенные второстепенные члены придаточными места.

  1. Республика Каракалпакстан находится вблизи Аральского моря.

  2. Все бросились к месту приземления самолёта.

  3. Лодка с силой ткнулась в берег у крутого поворота реки.

Самопроверка.

1) Республика Каракалпакстан находится там, где протекает Аральское море.

2) Все бросились туда, где приземлился самолёт.

3) Лодка с силой ткнулась в берег там, где река круто поворачивала.

4.) Вопросно- ответная беседа. (1 мин.)

На что указывают придаточные предложения места?

На какие вопросы отвечают придаточные места?

С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры.

4)«Третье лишнее». (1 мин.)

Задание: 1) вставить пропущенные буквы, объяснить выбор орфограммы; 2) какое предложение не является СПП с придаточным места?

1. Едва я открывал окна в комнату зал…тали яркие кл…новые листья.
2. В том месте где зашло сол…це небо ещё рдело б…гряными п…л…сами.
3. Едва его кудрявая г…лова поднялась над палубой француз выстрелил.

Самопроверка.

  • не является СПП с придаточным места.

В том месте, где зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами.

III. Объяснение нового материала: Частично-поисковый метод.

1)Вступительное слово учителя. ( 5 мин.)

  • Анализ предложений:

  1. Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправился.

  2. Не двинусь с места никуда, пока не наслушаюсь досыта незатейливой родниковой чистотой песенки.

  3. Как стемнеет, устроим привал.

Работа с таблицами «Придаточные времени». Таблица № 1

Вид

придаточного предложения

Времени

Вопросы,

на которые

он отвечает

Союзы

и союзные слова

когда? как долго?

с каких пор? до каких пор? на сколько времени?

когда (когда… то), едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

Таблица № 2

1. Содержат: указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении.

2. Отвечают на вопросы: когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени?

3. Используются союзы и союзные слова: едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

4. Место по отношению к главному предложению: любое.

2) Работа по материалу для наблюдений.

1)Объяснительный диктант. (2 мин)

Задание. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное времени?

1. Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески. (Сергеев-Ценский).

2. Как только стало светать, мы двинулись дальше. (Катаев).

3. Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко. (Каверин).

Самопроверка.

  • СПП с придаточным времени:

Как только стало светать, мы двинулись дальше. (Катаев).

3)Чтение теоретической части учебника. Стр. 42-43-44 (2 мин.)

IV.Закрепление.

Тренировочные упражнения. (3 мин.)

1.Работа с учебником.

Упражнение № 91.

Задание. Укажите главные и придаточные предложения, определите вид придаточных предложений. Перепишите, раставляя знаки препинания. Укажите вид и время глаголов. Составьте схемы 2,4, 6 и 7-го предложений.

2.Анализ предложений. (3 мин.)

Задание. Найти СПП с придаточными времени, СПП с придаточными, внешне сходные с ними.

Таблица 1.

Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну. (Придаточное времени).

Скажите, когда отправляется поезд? (Придаточное изъяснительное.)

Таблица 2.

Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну. (Придаточное времени).

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит чёрным лесистым краем. (Придаточное определительное.)

Но самое трудное нас ожидало в лесу, когда мы вышли на поляну. (Придаточное времени).

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит чёрным лесистым краем. (Придаточное определительное.)

3.Анализ предложений. (3 мин.)

Задание. В каком сложноподчинённом предложении есть придаточное времени?

1. Витька страшно не любил, когда ему напоминали об этом.

2. Познаём друзей и близких в час, когда грозит беда.

3. Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

Самопроверка.

  • СПП с придаточным времени:

Когда наступили сумерки, пришлось вернуться домой.

4. Дифференцированные задания.(3 мин.)

  • Проверочная работа (разноуровневая)

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.

1. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

2. Когда ты шутишь я смеюсь.

3. Идём-ка домой пока погода окончательно не испортилась.

  • Задания выполняют по группам.

Группа 1. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, охарактеризуйте данный тип предложений.

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой.

-Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго с каких пор? до каких пор?

-Придаточные времени относятся ко всей главной части.

-Указательных слов, как правило, в главном предложении нет.

-Средство связи – союзы (простые и составные).

-Главное и придаточное предложения можно поменять местами.

Группа 2. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, составьте схемы.

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда… ), [ ].

2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась, идём-ка домой.

[ ], (пока… ).

Группа 3. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте их схемы.

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

[ ,(где… ), ].

2. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда… ), [ ].

3. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась.

5.Развитие речи. ( 8 мин.) (Резервный материал)

Работа с текстом.

(1) Человек живёт в определённой окружающей среде. (2)Загрязнение среды делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству. (3) Всем известны гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными странами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных. (4) Человечество тратит миллиарды и миллиарды не только на то, чтобы не задохнуться, не погибнуть, но чтобы сохранить также природу, которая даёт людям возможность эстетического и нравственного отдыха. (5) Целительная сила природы хорошо известна.

(6) Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией и как дисциплина начинает уже сейчас преподаваться в университетах.

(7) Но экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. (8) Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. (9) Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. (10) Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его духовной, нравственной жизни, для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. (Д. Лихачёв.)

  1. В каком предложении выражена основная мысль автора?

2 5 7 9, 10

  1. Какое из утверждений противоречит позиции автора?

-Загрязнение окружающей среды опасно для жизни человека.

-Важно сохранять не только биологическую, но и культурную среду.

-Нравственная жизнь человека невозможна без культурной среды.

-Главная и единственная задача человека - сохранение окружающей среды.

  1. Определите стиль текста и тип речи.

-публицистический стиль, повествование

-публицистический стиль, рассуждение

-художественный стиль, рассуждение

-научный стиль, рассуждение

-Из первого абзаца назовите СПП с придаточным определительным и придаточными изъяснительными.

Всем известны гигантские усилия, которые предпринимаются нашим государством, отдельными станами, учёными, общественными деятелями, чтобы спасти от загрязнения воздух, водоёмы, леса, чтобы сохранить животный мир нашей планеты, спасти становища перелётных птиц, лежбища морских животных.

6. Блиц-опрос (1 мин.)

1. Какие предложения назывббтся СПП с придаточными времени?

(СПП с придаточными, которые содержат указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении.)

2. На какие вопросы отвечают придаточные времени?

(Когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени?).

3. Какие союзы используются в СПП с придаточными времени?

(Едва, едва только, как только, пока, чуть, как, прежде, после того как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор как (до тех пор, как).

4. Где могут находиться придаточные условия по отношению к главному предложению?

(В любом месте)

5. Что сегодня на уроке у вас вызвало наибольшее затруднение?

(Отличие придаточного времени от придаточног

7)Рефлексия. Итоговые вопросы. ( 2 мин.)

Продолжите предложения, используя различные виды СПП с придаточными обстоятельства:

На уроке я чувствовал себя…

Виды обстоятельств я запомнил…

Урок прошёл…

V. Подведение итогов урока. Комментирование оценок.(1 мин.)

VI. Домашнее задание. Упражнение № ( 1 мин.)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!