Овсей дриз «кончилось лето» овсей дриз «синий дом»
Бутузова Ольга Александровна учитель начальных классов МАОУ «СОШ №59» г. Чебоксары 2023 год
Речевая разминка
Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
Точка зрения
Мы по-разному видим одно и то же.
Дриз Овсей Овсеевич (1908-1971)
Еврейский советский поэт, писавший на идише.
Его стихи высоко ценили как простые читатели,
так и известные мастера русского стихосложения. Стихи-сказки Овсея Дриза были включены в
антологию сказок мира. На русский язык поэзию
Дриза переводили первоклассные мастера —
Б . Слуцкий , Г. Сапгир , Татьяна Спендиарова .
Ряд стихотворений Дриза были положены на музыку композитором Мотлом Полянским . Песни Бориса Савельева на стихи Овсея Дриза звучали в знаменитой « Радионяне » , выходили на диске-гиганте «Я и мама» Жанны и Оли Рождественских. Самая известная песня на стихи Овсея Дриза — «Зелёная карета» Александра Суханова .
«Кончилось лето» Овсей Дриз
Поразмышляем…
МЫ ПО-РАЗНОМУ ВИДИМ ОДНО И ТО ЖЕ.
- «Все расшифровали в этом стихотворении?» – поинтересовался Кот...– Маша говорит, что «топ-топ» и «прыг-скок» – это мальчик и девочка, а Миша говорит, что это большой пес и котенок». А вы как думаете?
- Что за предметы – «дзинь-дзинь» и «тик-так» – Маша и Миша поняли одинаково. А вы как поняли?
- Маша говорит, что «трам-там-там» и «ду-ду» – это барабан и дудочка, а Миша считает, что это оловянные солдатики и поезд. А у вас какое мнение?
- Что общего у всех зашифрованных живых и неживых предметов? Почему поэт их так называет? Как изменилась без них жизнь дачи?
- Обратите внимание на слова, выделенные голубым цветом .
«Все расшифровали в этом стихотворении?» – поинтересовался Кот...
– Маша говорит, что «топ-топ» и «прыг-скок» – это мальчик и девочка, а Миша говорит, что это большой пес и котенок». А вы как думаете? (Расшифровывать созданные поэтом образы можно по-разному.)
– Что за предметы – «дзинь-дзинь» и «тик-так» – Маша и Миша поняли одинаково. А вы как поняли?
– Маша говорит, что «трам-там-там» и «ду-ду» – это барабан и дудочка, а Миша считает, что это оловянные солдатики и поезд. А у вас какое мнение?
– Что общего у всех зашифрованных живых и неживых предметов? (Все эти предметы – звучащие или обладающие голосом.) Почему поэт их так называет? (Звучащие образы – воплощение не только звуков и шума, но движения и жизни.) Как изменилась без них жизнь дачи?
– Обратите внимание на слова, выделенные голубым цветом. (Выделены слова: покинули, пусто, тишь, полумрак, уснувшем, грустней и грустней. Они помогают – по контрасту – осознать, что сначала на даче было людно, шумно и весело, а потом стало пусто, тихо и скучно.)
«Синий дом» Овсей Дриз
Поразмышляем…
- Перечитайте первую часть стихотворения. О каком времени года говорит поэт?
- Прочитайте нужные строчки. Какое время суток поэт имеет в виду – день, вечер?
- А вы когда-нибудь видели синий воздух? Не голубой, а синий? Догадываетесь, какой вывод сделал Миша?
- Маша говорит: «Главное то, с чем поэт сравнивает багряный листок. Если это представить, понятно, день это или вечер!» Найдите нужное место в тексте. Вы согласны с Машей?
- Перечитайте вторую часть стихотворения. Сколько героев в этом стихотворении? Перечитайте вторую часть стихотворения. Сколько героев в этом стихотворении?
- «Что-то я не понимаю, – сказал Миша, – в этом саду есть дом или его нет?» Как вы ответите Мише?
- Почему Эныку-Беныку не удалось постучать в «синий дом»?
- Вы поняли, в чем тайна того, что видел в саду Энык-Бенык?
- Каково главное переживание поэта, которым он захотел с нами поделиться?
Перечитайте первую часть стихотворения. О каком времени года говорит поэт? (По строчкам «сад пустой» и «лишь багряный горит листок» дети должны догадаться, что речь идет об осени, более того – о поздней осени, когда все листики уже опали, лишь один остался на дереве.)
– Прочитайте нужные строчки. Какое время суток поэт имеет в виду – день, вечер? (Речь идет о вечере, о сумерках.)
– А вы когда-нибудь видели синий воздух? Не голубой, а синий? Догадываетесь, какой вывод сделал Миша? (Миша сказал: «Синий воздух – вот ответ на этот вопрос!»)
– Маша говорит: «Главное то, с чем поэт сравнивает багряный листок. Если это представить, понятно, день это или вечер!» Найдите нужное место в тексте. Вы согласны с Машей? (Первая часть стихотворения. Нам представляется яркий светящийся листок в густой синеве воздуха, напоминающий огонек свечки или лампочки, значит, речь идет о позднем вечере.)
– Перечитайте вторую часть стихотворения. Сколько героев в этом стихотворении? (Здесь два героя: Энык-Бенык и тот, от лица которого рассказывается стихотворение, то есть «герой-рассказчик».) Миша утверждает, что герой один – Энык-Бенык, а Маша говорит, что героев двое. А вы как думаете?
– «Что-то я не понимаю, – сказал Миша, – в этом саду есть дом или его нет?» Как вы ответите Мише? (Никакого синего дома нет – сам сад представляется героям стихотворения синим домом.) Почему Эныку-Беныку не удалось постучать в «синий дом»? (Как только листочек упал с дерева, исчез образ окошка со светящимся огоньком, а значит, исчез и образ самого дома.) Вы поняли, в чем тайна того, что видел в саду Энык-Бенык? (Тайна заключается в том, что, пока багряный листок висел на дереве, он казался огоньком в окошке дома. Как только листок упал с дерева, чудесное видение исчезло: погас огонек, исчезло окошко, не стало и самого дома.) Каково главное переживание поэта, которым он захотел с нами поделиться? (Главное переживание поэта – это переживание красоты осеннего сада в сумерки, когда очертания предметов неясны и смутны. Благодаря этому обостренному чувству красоты у поэта родился такой необыкновенный образ – образ синего дома с окошком, в котором горит огонек.)
Сравнение
Красива, как будто роза.
сопоставление двух предметов, присоединяемых союзами как, будто, словно, точно, как будто и др. Иногда употребляются слова похоже, подобно . Этот приём помогает ярче, глубже раскрыть описываемый предмет. Выделяется запятыми.
Порхает, словно бабочка.
Холодный, как лёд.
Сладкий, точно мед.
Жалит, будто пчела.
Всё в мире познаётся через сравнение! По каким признакам можно сравнивать предметы?
Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?
Поэт Дриз сравнил листик на голове куклы с шапочкой. Он написал: «...листик — как шапочка на голове».
- Что напоминают тебе листья, которые плавно падают с осеннего дерева?
- Что напоминает дорога, уходящая вдаль?
- А дом, в котором давно никто не живёт?
- Придумай сравнение. Используй слова как или будто.
Мир откроет нам свои тайны и секреты, если мы научимся двум вещам: внимательно относиться к окружающему миру (наблюдательности) и фантазировать (искусству воображения).
Рефлексия.
- С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто автор?
- Что вы узнали нового?
- Что из сегодняшнего урока вам бы хотелось рассказать дома?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
Спасибо за работу! Молодцы!!!