СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация ОВСЕЙ ДРИЗ "Кончилось лето", "Синий дом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация ОВСЕЙ ДРИЗ "Кончилось лето", "Синий дом". Литературное чтение, ПНШ, 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Презентация ОВСЕЙ ДРИЗ "Кончилось лето", "Синий дом"»

  Овсей дриз  «кончилось лето»  овсей дриз  «синий дом»  Бутузова Ольга Александровна  учитель начальных классов  МАОУ «СОШ №59» г. Чебоксары  2023 год

Овсей дриз «кончилось лето» овсей дриз «синий дом»

Бутузова Ольга Александровна учитель начальных классов МАОУ «СОШ №59» г. Чебоксары 2023 год

Речевая разминка Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.

Речевая разминка

Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.

Точка зрения Мы по-разному видим одно и то же.

Точка зрения

Мы по-разному видим одно и то же.

Дриз Овсей Овсеевич  (1908-1971) Еврейский советский поэт, писавший на идише. Его стихи высоко ценили как простые читатели, так и известные мастера русского стихосложения. Стихи-сказки Овсея Дриза были включены в антологию сказок мира. На русский язык поэзию Дриза переводили первоклассные мастера —  Б . Слуцкий ,  Г. Сапгир ,  Татьяна Спендиарова .  Ряд стихотворений Дриза были положены на музыку композитором  Мотлом Полянским . Песни  Бориса Савельева  на стихи Овсея Дриза звучали в знаменитой  « Радионяне » , выходили на диске-гиганте «Я и мама»  Жанны  и  Оли  Рождественских. Самая известная песня на стихи Овсея Дриза — «Зелёная карета»  Александра Суханова .

Дриз Овсей Овсеевич (1908-1971)

Еврейский советский поэт, писавший на идише.

Его стихи высоко ценили как простые читатели,

так и известные мастера русского стихосложения. Стихи-сказки Овсея Дриза были включены в

антологию сказок мира. На русский язык поэзию

Дриза переводили первоклассные мастера — 

Б . СлуцкийГ. СапгирТатьяна Спендиарова .

Ряд стихотворений Дриза были положены на музыку композитором  Мотлом Полянским . Песни  Бориса Савельева  на стихи Овсея Дриза звучали в знаменитой  « Радионяне » , выходили на диске-гиганте «Я и мама»  Жанны  и  Оли  Рождественских. Самая известная песня на стихи Овсея Дриза — «Зелёная карета»  Александра Суханова .

«Кончилось лето»  Овсей Дриз

«Кончилось лето» Овсей Дриз

Поразмышляем…

МЫ ПО-РАЗНОМУ ВИДИМ ОДНО И ТО ЖЕ.

  • «Все расшифровали в этом стихотворении?» – поинтересовался Кот...– Маша говорит, что «топ-топ» и «прыг-скок» – это мальчик и девочка, а Миша говорит, что это большой пес и котенок». А вы как думаете?
  • Что за предметы – «дзинь-дзинь» и «тик-так» – Маша и Миша поняли одинаково. А вы как поняли?
  • Маша говорит, что «трам-там-там» и «ду-ду» – это барабан и дудочка, а Миша считает, что это оловянные солдатики и поезд. А у вас какое мнение?
  • Что общего у всех зашифрованных живых и неживых предметов? Почему поэт их так называет? Как изменилась без них жизнь дачи?
  • Обратите внимание на слова, выделенные голубым цветом .

«Все расшифровали в этом стихотворении?» – поинтересовался Кот...

– Маша говорит, что «топ-топ» и «прыг-скок» – это мальчик и девочка, а Миша говорит, что это большой пес и котенок». А вы как думаете? (Расшифровывать созданные поэтом образы можно по-разному.)

– Что за предметы – «дзинь-дзинь» и «тик-так» – Маша и Миша поняли одинаково. А вы как поняли?

– Маша говорит, что «трам-там-там» и «ду-ду» – это барабан и дудочка, а Миша считает, что это оловянные солдатики и поезд. А у вас какое мнение?

– Что общего у всех зашифрованных живых и неживых предметов? (Все эти предметы – звучащие или обладающие голосом.) Почему поэт их так называет? (Звучащие образы – воплощение не только звуков и шума, но движения и жизни.) Как изменилась без них жизнь дачи?

– Обратите внимание на слова, выделенные голубым цветом. (Выделены слова: покинули, пусто, тишь, полумрак, уснувшем, грустней и грустней. Они помогают – по контрасту – осознать, что сначала на даче было людно, шумно и весело, а потом стало пусто, тихо и скучно.)

«Синий дом»  Овсей Дриз

«Синий дом» Овсей Дриз

Поразмышляем…

  • Перечитайте первую часть стихотворения. О каком времени года говорит поэт?
  • Прочитайте нужные строчки. Какое время суток поэт имеет в виду – день, вечер?
  • А вы когда-нибудь видели синий воздух? Не голубой, а синий? Догадываетесь, какой вывод сделал Миша?
  • Маша говорит: «Главное то, с чем поэт сравнивает багряный листок. Если это представить, понятно, день это или вечер!» Найдите нужное место в тексте. Вы согласны с Машей?
  • Перечитайте вторую часть стихотворения. Сколько героев в этом стихотворении? Перечитайте вторую часть стихотворения. Сколько героев в этом стихотворении?
  • «Что-то я не понимаю, – сказал Миша, – в этом саду есть дом или его нет?» Как вы ответите Мише?
  • Почему Эныку-Беныку не удалось постучать в «синий дом»?
  • Вы поняли, в чем тайна того, что видел в саду Энык-Бенык?
  • Каково главное переживание поэта, которым он захотел с нами поделиться?

Перечитайте первую часть стихотворения. О каком времени года говорит поэт? (По строчкам «сад пустой» и «лишь багряный горит листок» дети должны догадаться, что речь идет об осени, более того – о поздней осени, когда все листики уже опали, лишь один остался на дереве.)

– Прочитайте нужные строчки. Какое время суток поэт имеет в виду – день, вечер? (Речь идет о вечере, о сумерках.)

– А вы когда-нибудь видели синий воздух? Не голубой, а синий? Догадываетесь, какой вывод сделал Миша? (Миша сказал: «Синий воздух – вот ответ на этот вопрос!»)

– Маша говорит: «Главное то, с чем поэт сравнивает багряный листок. Если это представить, понятно, день это или вечер!» Найдите нужное место в тексте. Вы согласны с Машей? (Первая часть стихотворения. Нам представляется яркий светящийся листок в густой синеве воздуха, напоминающий огонек свечки или лампочки, значит, речь идет о позднем вечере.)

– Перечитайте вторую часть стихотворения. Сколько героев в этом стихотворении? (Здесь два героя: Энык-Бенык и тот, от лица которого рассказывается стихотворение, то есть «герой-рассказчик».) Миша утверждает, что герой один – Энык-Бенык, а Маша говорит, что героев двое. А вы как думаете?

– «Что-то я не понимаю, – сказал Миша, – в этом саду есть дом или его нет?» Как вы ответите Мише? (Никакого синего дома нет – сам сад представляется героям стихотворения синим домом.) Почему Эныку-Беныку не удалось постучать в «синий дом»? (Как только листочек упал с дерева, исчез образ окошка со светящимся огоньком, а значит, исчез и образ самого дома.) Вы поняли, в чем тайна того, что видел в саду Энык-Бенык? (Тайна заключается в том, что, пока багряный листок висел на дереве, он казался огоньком в окошке дома. Как только листок упал с дерева, чудесное видение исчезло: погас огонек, исчезло окошко, не стало и самого дома.) Каково главное переживание поэта, которым он захотел с нами поделиться? (Главное переживание поэта – это переживание красоты осеннего сада в сумерки, когда очертания предметов неясны и смутны. Благодаря этому обостренному чувству красоты у поэта родился такой необыкновенный образ – образ синего дома с окошком, в котором горит огонек.)

Сравнение   Красива, как будто роза. сопоставление двух предметов, присоединяемых союзами как, будто, словно, точно, как будто и др. Иногда употребляются слова похоже, подобно . Этот приём помогает ярче, глубже раскрыть описываемый предмет. Выделяется запятыми.

Сравнение

  Красива, как будто роза.

сопоставление двух предметов, присоединяемых союзами как, будто, словно, точно, как будто и др. Иногда употребляются слова похоже, подобно . Этот приём помогает ярче, глубже раскрыть описываемый предмет. Выделяется запятыми.

  Порхает, словно бабочка. Холодный, как лёд.   Сладкий, точно мед.   Жалит, будто пчела.

  Порхает, словно бабочка.

Холодный, как лёд.

  Сладкий, точно мед.

  Жалит, будто пчела.

Всё в мире познаётся через сравнение!  По каким признакам можно сравнивать предметы? Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?

Всё в мире познаётся через сравнение! По каким признакам можно сравнивать предметы?

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по запаху, по материалу, из которого сделаны и по другим признакам. Чтобы определить признак предмета, можно задать вопрос: какой он?

Поэт Дриз сравнил листик на голове куклы с шапочкой. Он написал: «...листик — как шапочка на голове». Что напоминают тебе листья, которые плавно падают с осеннего дерева? Что напоминает дорога, уходящая вдаль? А дом, в котором давно никто не живёт?  Придумай сравнение. Используй слова как или будто.

Поэт Дриз сравнил листик на голове куклы с шапочкой. Он написал: «...листик — как шапочка на голове».

  • Что напоминают тебе листья, которые плавно падают с осеннего дерева?
  • Что напоминает дорога, уходящая вдаль?
  • А дом, в котором давно никто не живёт?
  • Придумай сравнение. Используй слова как или будто.

Мир откроет нам свои тайны и секреты, если мы научимся двум вещам: внимательно относиться к окружающему миру (наблюдательности) и фантазировать (искусству воображения).

Мир откроет нам свои тайны и секреты, если мы научимся двум вещам: внимательно относиться к окружающему миру (наблюдательности) и фантазировать (искусству воображения).

Рефлексия. С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто автор? Что вы узнали нового? Что из сегодняшнего урока вам бы хотелось рассказать дома? Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось?

Рефлексия.

  • С каким произведением мы сегодня познакомились?
  • Кто автор?
  • Что вы узнали нового?
  • Что из сегодняшнего урока вам бы хотелось рассказать дома?
  • Что вам понравилось на уроке?
  • Что не понравилось?
Спасибо за работу! Молодцы!!!

Спасибо за работу! Молодцы!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!