Падежи имен существительных
Дидактические игры и занимательные упражнения.
1. Ленительный падеж
Спросили Лежебокина: — А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают назубок. Их за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно: -В том не моя вина. Пусть им сперва ученые Изменят имена. Ведь я падеж Творительный Нарочно не учу: Трудиться, а тем более Творить я не хочу. Такой падеж, как Дательный, Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходиться выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит: Отец во всякой шалости, Всегда меня винит. — Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам ты смог бы новые Придумать имена? — Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный, И, наконец,
Простительный!
Г.Граубин
1. Задание
Прочитай стихотворение- шутку. Какие падежи забыл охарактеризовать Лежебокин? На какие вопросы они отвечают? А на какие вопросы отвечают выделенные в тексте падежи? Назови вспомогательные слова ко всем падежам.
2. Раз, два, три, четыре, пять- будем слово КОТ склонять!
Проверка:
кот (И.п.)
от кота (Р.п.)
к коту (Д.п.)
кота (В.п.)
с котом (Т.п.)
о коте (П.п.)
У норы добычи ждёт, притаившись серый … .
Мышь осталась без хвоста, вырываясь от … .
А теперь и за версту не приблизится к …. .
Крыса старая – и та, видя грозного …,
Удерёт в нору под дом, чтоб не встретится с … .
Там дрожит и в темноте, вспоминая о … .
3. Приключения зелёного листа
Как-то раз с большого клёна
Оторвался лист зелёный
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Проверка :
лист (И.п.)
у листа (Р.п.)
к листу (Д.п.)
лист (В.п.)
с листом (Т.п.)
о листе (П.п.)
Закружилась голова
У зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс,
Бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс
Шмыг - к зелёному листу!
Лапой – хвать зелёный лист, Дескать, поиграем.
«Не хочу», - парашютист
головой качает…
Ветер вновь с листом зелёным
Закружил над старым клёном,
Но шалун уже устал
И ко мне в тетрадь упал…
Я пишу в саду под клёном
Стих о том листе зелёном.
4. Кто быстрее?
Задание.
Нужно определить падежи слова ДОРОЖКА и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении. Побеждает тот, кто первым правильно укажет недостающие падежи.
Дорожка
4. Кто быстрее?
Проверка:
дорожка (И.п.)
дорожки (Р.п.)
дорожку (В.п.)
на дорожке (П.п.)
Д.п.
Т.п.
Дорожку домой
Отыскал бы всегда.
На этой дорожке
И в трудные дни
Я пел бы без устали
Песни свои.
Дорожка домой
Мне мила с детских лет.
Дорожки знакомой
Красивее нет!
И если б зашёл я
Не знаю куда,
5. Не ошибись!
Задание.
Класс делится на две команды по вариантам.
Нужно выписать из текста существительные в два столбика: существительные в И.п. и существительные в В.п.. Побеждает команда, в которой большее число игроков правильно выполнили задание.
5. Не ошибись!
1 команда
2 команда
Всю весну мечтал Володя:
Любит лётчик самолёт,
«Хорошо бы сделать так, чтоб коза на огороде прополола весь сорняк».
Пулемётчик- пулемёт.
Как стекло, светло и чисто
Он обдумал это дело.
Блещет мастера станок.
План Володин был неплох:
У бойца-кавалериста
Чтоб коза сорняк поела,
Серебром горит клинок.
Но не трогала горох.
Содержи и ты в порядке
А.Барто
Парту, книжки и тетрадки.
С. Маршак
5. Не ошибись!
Проверка
1 команда
2 команда
И.п. : лётчик, пулемётчик,
И.п. :Володя, коза, план.
стекло, станок, клинок.
В.п. : весну, сорняк, дело,горох.
В.п .: самолёт, пулемёт, парту, книжки, тетрадки.
6. Эстафета
Задание.
Класс делится на команды по вариантам. Команды получают карточки со словосочетаниями (их нужно будет распечатать). Каждый игрок должен определить падеж одного существительного и передать карточку следующему игроку команды. Последний игрок возвращает карточку учителю.
Ответы:
1 вариант
2 вариант
Зашёл к другу (Д.п.)
Растёт на дереве (П.п)
Сидит за партой (Т.п.)
Вышел за город (В.п.)
Поднялся в воздух (В.п.)
Любуюсь картиной (Т.п.)
Встретил брата (В.п.)
Мечтаю о походе (П.п.)
Подарил товарищу Д.п.)
Закрыл дверь (В.п.)
Жил за рекой (Т.п.)
Шли по дороге (Д.п.)
Прочитал в книге (П.п.)
Поставил на стол (В.п.)
Закрыл кран (В.п.)
Погасил свет (В.п.)
6. Эстафета
Эстафета
1 вариант
Растёт на дереве (_____)
Сидит за партой (_____)
Поднялся в воздух (_____)
Встретил брата (______)
Подарил товарищу (______)
Шли по дороге (______)
Поставил на стол (______)
Закрыл кран (______)
Эстафета
2 вариант
Зашёл к другу (_____)
Вышел за город (_____)
Любуюсь картиной (_____)
Мечтаю о походе (______)
Закрыл дверь (______)
Жил за рекой (______)
Прочитал в книге (______)
Погасил свет (______)
дело
труд
7.Во всех падежах
1.Белые ручки чужой труд любят.
2. Труд кормит, а лень портит.
3.Дерево ценно плодом, а человек- трудом.
4.Суди о человеке по его труду.
5.Без труда жить- только небо коптить.
6. В труде рождаются герои.
1.От слова до дела- целая верста.
2. И умен, и пригож, и в деле гож.
3.Велик телом, да мал делом.
4.Дело шуток не любит.
5.От скуки бери дело в руки.
6. Делу время- потехе час.
7. Во всех падежах
Задание
2 команды по 6 человек. На доске в два столбика записаны пословицы со словами ДЕЛО и ТРУД во всех падежах.
Нужно определить и обозначить падеж слов ДЕЛО и ТРУД в каждой из пословиц. Класс проверяет и оценивает работу команд.
8.Кто быстрее?
1.Жизнь дана на добрые дела.
2.Всех дел не переделаешь.
3.Умён на словах, да глуп на делах.
4.Дела как сажа бела.
5.По твоим делам о тебе судят.
6.Языком не спеши, а делами не смеши.
8.Кто быстрее?
Задание.
Нужно списать пословицы и определить падежи существительного ДЕЛО.
Побеждают первые три ученика, правильно определившие все падежи.
9. Знай падежи
Хорошо в лесу, ребята!
Пахнет кашкой, пахнет мятой,
Пахнет липой, и сосной,
И малиною лесной.
Мы сегодня в лес пойдём,
Грибы, ягоды найдём,
Наберём мы там черники
И душистой земляники.
9. Знай падежи
Задание.
2 команды по 2 человека. На доске записаны два текста.
Каждый игрок определяет падежи существительных в одном четверостишии. Класс оценивает работу команд.
10.Сосчитай правильно от 1 до 6
Сосчитай правильно от 1 до 6
Задание.
3 команды по 5 человек. На доске написаны названия предметов.
Задача каждого игрока правильно назвать число одного из предметов от 1 до 6. Например, одно яблоко, два яблока и т. Д. Побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.
Для справок: 5 яблок, мест, озёр, помидоров, солдат, простынь(литер.) (возможно и простыней(простореч.)), килограммов, оладьев, цапель, туфель, щенков или щенят, гусят, полотенец, блюдец, лимонов.
Победители должны ответить на вопрос-шутку: «Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб.?»