СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация: "Падежи". Занимательные упражнения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации: "Падежи" вы найдёте дидактические игры и занимательные упражнения, которые помогут закрепить знание падежей русского языка, а также разнообразить, "оживить" урок.

Просмотр содержимого документа
«Презентация: "Падежи". Занимательные упражнения.»

 Падежи  имен существительных  Дидактические игры и занимательные упражнения.

Падежи имен существительных

Дидактические игры и занимательные упражнения.

1. Ленительный падеж Спросили Лежебокина:  — А ну-ка, расскажи,  За что так ненавидишь ты,  Не любишь падежи?  Давным-давно все школьники  Их знают назубок.  Их за два года выучить  Лишь ты один не смог.  Ответил он рассерженно:  -В том не моя вина.  Пусть им сперва ученые  Изменят имена.  Ведь я падеж Творительный  Нарочно не учу:  Трудиться, а тем более  Творить я не хочу.  Такой падеж, как Дательный,  Я с детства не терплю.  Давать, делиться чем-нибудь  С друзьями не люблю. Предложный ненавижу я:  Чтоб не учить урок,  Приходиться выдумывать  Какой-нибудь предлог.  А на падеж Винительный  И вовсе я сердит:  Отец во всякой шалости,  Всегда меня винит.  — Да, переделка, кажется,  Серьезная нужна.  А сам ты смог бы новые  Придумать имена?  — Давно придумал:  Взятельный,  Грязнительный,  Лежательный,  Грубительный,  Ленительный,  И, наконец, Простительный!  Г.Граубин

1. Ленительный падеж

Спросили Лежебокина: — А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты, Не любишь падежи? Давным-давно все школьники Их знают назубок. Их за два года выучить Лишь ты один не смог. Ответил он рассерженно: -В том не моя вина. Пусть им сперва ученые Изменят имена. Ведь я падеж Творительный Нарочно не учу: Трудиться, а тем более Творить я не хочу. Такой падеж, как Дательный, Я с детства не терплю. Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я: Чтоб не учить урок, Приходиться выдумывать Какой-нибудь предлог. А на падеж Винительный И вовсе я сердит: Отец во всякой шалости, Всегда меня винит. — Да, переделка, кажется, Серьезная нужна. А сам ты смог бы новые Придумать имена? — Давно придумал: Взятельный, Грязнительный, Лежательный, Грубительный, Ленительный, И, наконец,

Простительный!

Г.Граубин

1. Задание  Прочитай стихотворение- шутку. Какие падежи забыл охарактеризовать Лежебокин? На какие вопросы они отвечают? А на какие вопросы отвечают выделенные в тексте падежи? Назови вспомогательные слова ко всем падежам.

1. Задание

Прочитай стихотворение- шутку. Какие падежи забыл охарактеризовать Лежебокин? На какие вопросы они отвечают? А на какие вопросы отвечают выделенные в тексте падежи? Назови вспомогательные слова ко всем падежам.

2. Раз, два, три, четыре, пять- будем слово КОТ склонять! Проверка: кот (И.п.) от кота (Р.п.) к коту (Д.п.) кота (В.п.) с котом (Т.п.) о коте (П.п.) У норы добычи ждёт, притаившись серый … . Мышь осталась без хвоста, вырываясь от … . А теперь и за версту не приблизится к …. . Крыса старая – и та, видя грозного …, Удерёт в нору под дом, чтоб не встретится с … . Там дрожит и в темноте, вспоминая о … .

2. Раз, два, три, четыре, пять- будем слово КОТ склонять!

Проверка:

кот (И.п.)

от кота (Р.п.)

к коту (Д.п.)

кота (В.п.)

с котом (Т.п.)

о коте (П.п.)

У норы добычи ждёт, притаившись серый … .

Мышь осталась без хвоста, вырываясь от … .

А теперь и за версту не приблизится к …. .

Крыса старая – и та, видя грозного …,

Удерёт в нору под дом, чтоб не встретится с … .

Там дрожит и в темноте, вспоминая о … .

3. Приключения зелёного листа Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёный И пустился вместе с ветром Путешествовать по свету. Проверка : лист (И.п.) у листа (Р.п.) к листу (Д.п.) лист (В.п.) с листом (Т.п.) о листе (П.п.) Закружилась голова У зелёного листа. Ветер нёс его и нёс,  Бросил только на мосту. В тот же миг весёлый пёс Шмыг - к зелёному листу! Лапой – хвать зелёный лист, Дескать, поиграем. «Не хочу», - парашютист головой качает… Ветер вновь с листом зелёным Закружил над старым клёном, Но шалун уже устал И ко мне в тетрадь упал… Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном.

3. Приключения зелёного листа

Как-то раз с большого клёна

Оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Проверка :

лист (И.п.)

у листа (Р.п.)

к листу (Д.п.)

лист (В.п.)

с листом (Т.п.)

о листе (П.п.)

Закружилась голова

У зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс,

Бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс

Шмыг - к зелёному листу!

Лапой – хвать зелёный лист, Дескать, поиграем.

«Не хочу», - парашютист

головой качает…

Ветер вновь с листом зелёным

Закружил над старым клёном,

Но шалун уже устал

И ко мне в тетрадь упал…

Я пишу в саду под клёном

Стих о том листе зелёном.

4. Кто быстрее? Задание.  Нужно определить падежи слова ДОРОЖКА и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении. Побеждает тот, кто первым правильно укажет недостающие падежи.

4. Кто быстрее?

Задание.

Нужно определить падежи слова ДОРОЖКА и указать, каких падежей не хватает в этом стихотворении. Побеждает тот, кто первым правильно укажет недостающие падежи.

Дорожка 4. Кто быстрее? Проверка: дорожка (И.п.) дорожки (Р.п.) дорожку (В.п.) на дорожке (П.п.)  Д.п. Т.п.  Дорожку домой Отыскал бы всегда. На этой дорожке И в трудные дни Я пел бы без устали Песни свои.  Дорожка домой Мне мила с детских лет. Дорожки знакомой Красивее нет! И если б зашёл я Не знаю куда,

Дорожка

4. Кто быстрее?

Проверка:

дорожка (И.п.)

дорожки (Р.п.)

дорожку (В.п.)

на дорожке (П.п.)

Д.п.

Т.п.

Дорожку домой

Отыскал бы всегда.

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

Дорожка домой

Мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой

Красивее нет!

И если б зашёл я

Не знаю куда,

5. Не ошибись! Задание.  Класс делится на две команды по вариантам.  Нужно выписать из текста существительные в два столбика: существительные в И.п. и существительные в В.п.. Побеждает команда, в которой большее число игроков правильно выполнили задание.

5. Не ошибись!

Задание.

Класс делится на две команды по вариантам.

Нужно выписать из текста существительные в два столбика: существительные в И.п. и существительные в В.п.. Побеждает команда, в которой большее число игроков правильно выполнили задание.

5. Не ошибись! 1 команда 2 команда Всю весну мечтал Володя: Любит лётчик самолёт, «Хорошо бы сделать так, чтоб коза на огороде прополола весь сорняк». Пулемётчик- пулемёт. Как стекло, светло и чисто Он обдумал это дело. Блещет мастера станок. План Володин был неплох: У бойца-кавалериста Чтоб коза сорняк поела, Серебром горит клинок. Но не трогала горох. Содержи и ты в порядке  А.Барто Парту, книжки и тетрадки.   С. Маршак

5. Не ошибись!

1 команда

2 команда

Всю весну мечтал Володя:

Любит лётчик самолёт,

«Хорошо бы сделать так, чтоб коза на огороде прополола весь сорняк».

Пулемётчик- пулемёт.

Как стекло, светло и чисто

Он обдумал это дело.

Блещет мастера станок.

План Володин был неплох:

У бойца-кавалериста

Чтоб коза сорняк поела,

Серебром горит клинок.

Но не трогала горох.

Содержи и ты в порядке

А.Барто

Парту, книжки и тетрадки.

С. Маршак

5. Не ошибись! Проверка 1 команда 2 команда И.п. : лётчик, пулемётчик, И.п. :Володя, коза, план. стекло, станок, клинок. В.п. : весну, сорняк, дело,горох. В.п .: самолёт, пулемёт, парту, книжки, тетрадки.

5. Не ошибись!

Проверка

1 команда

2 команда

И.п. : лётчик, пулемётчик,

И.п. :Володя, коза, план.

стекло, станок, клинок.

В.п. : весну, сорняк, дело,горох.

В.п .: самолёт, пулемёт, парту, книжки, тетрадки.

6. Эстафета  Задание.  Класс делится на команды по вариантам. Команды получают карточки со словосочетаниями (их нужно будет распечатать). Каждый игрок должен определить падеж одного существительного и передать карточку следующему игроку команды. Последний игрок возвращает карточку учителю. Ответы: 1 вариант 2 вариант Зашёл к другу (Д.п.) Растёт на дереве (П.п) Сидит за партой (Т.п.) Вышел за город (В.п.) Поднялся в воздух (В.п.) Любуюсь картиной (Т.п.) Встретил брата (В.п.) Мечтаю о походе (П.п.) Подарил товарищу Д.п.) Закрыл дверь (В.п.) Жил за рекой (Т.п.) Шли по дороге (Д.п.) Прочитал в книге (П.п.) Поставил на стол (В.п.) Закрыл кран (В.п.) Погасил свет (В.п.)

6. Эстафета

Задание.

Класс делится на команды по вариантам. Команды получают карточки со словосочетаниями (их нужно будет распечатать). Каждый игрок должен определить падеж одного существительного и передать карточку следующему игроку команды. Последний игрок возвращает карточку учителю.

Ответы:

1 вариант

2 вариант

Зашёл к другу (Д.п.)

Растёт на дереве (П.п)

Сидит за партой (Т.п.)

Вышел за город (В.п.)

Поднялся в воздух (В.п.)

Любуюсь картиной (Т.п.)

Встретил брата (В.п.)

Мечтаю о походе (П.п.)

Подарил товарищу Д.п.)

Закрыл дверь (В.п.)

Жил за рекой (Т.п.)

Шли по дороге (Д.п.)

Прочитал в книге (П.п.)

Поставил на стол (В.п.)

Закрыл кран (В.п.)

Погасил свет (В.п.)

6. Эстафета Эстафета 1 вариант Растёт на дереве (_____) Сидит за партой (_____) Поднялся в воздух (_____) Встретил брата (______) Подарил товарищу (______) Шли по дороге (______) Поставил на стол (______) Закрыл кран (______) Эстафета 2 вариант Зашёл к другу (_____) Вышел за город (_____) Любуюсь картиной (_____) Мечтаю о походе (______) Закрыл дверь (______) Жил за рекой (______) Прочитал в книге (______) Погасил свет (______)

6. Эстафета

Эстафета

1 вариант

Растёт на дереве (_____)

Сидит за партой (_____)

Поднялся в воздух (_____)

Встретил брата (______)

Подарил товарищу (______)

Шли по дороге (______)

Поставил на стол (______)

Закрыл кран (______)

Эстафета

2 вариант

Зашёл к другу (_____)

Вышел за город (_____)

Любуюсь картиной (_____)

Мечтаю о походе (______)

Закрыл дверь (______)

Жил за рекой (______)

Прочитал в книге (______)

Погасил свет (______)

дело труд 7.Во всех падежах  1.Белые ручки чужой труд любят. 2. Труд кормит, а лень портит. 3.Дерево ценно плодом, а человек- трудом. 4.Суди о человеке по его труду. 5.Без труда жить- только небо коптить. 6. В труде рождаются герои. 1.От слова до дела- целая верста. 2. И умен, и пригож, и в деле гож. 3.Велик телом, да мал делом. 4.Дело шуток не любит. 5.От скуки бери дело в руки. 6. Делу время- потехе час.

дело

труд

7.Во всех падежах

1.Белые ручки чужой труд любят.

2. Труд кормит, а лень портит.

3.Дерево ценно плодом, а человек- трудом.

4.Суди о человеке по его труду.

5.Без труда жить- только небо коптить.

6. В труде рождаются герои.

1.От слова до дела- целая верста.

2. И умен, и пригож, и в деле гож.

3.Велик телом, да мал делом.

4.Дело шуток не любит.

5.От скуки бери дело в руки.

6. Делу время- потехе час.

7. Во всех падежах  Задание  2 команды по 6 человек. На доске в два столбика записаны пословицы со словами ДЕЛО и ТРУД во всех падежах.  Нужно определить и обозначить падеж слов ДЕЛО и ТРУД в каждой из пословиц. Класс проверяет и оценивает работу команд.

7. Во всех падежах

Задание

2 команды по 6 человек. На доске в два столбика записаны пословицы со словами ДЕЛО и ТРУД во всех падежах.

Нужно определить и обозначить падеж слов ДЕЛО и ТРУД в каждой из пословиц. Класс проверяет и оценивает работу команд.

8.Кто быстрее? 1.Жизнь дана на добрые дела. 2.Всех дел не переделаешь. 3.Умён на словах, да глуп на делах. 4.Дела как сажа бела. 5.По твоим делам о тебе судят. 6.Языком не спеши, а делами не смеши.

8.Кто быстрее?

1.Жизнь дана на добрые дела.

2.Всех дел не переделаешь.

3.Умён на словах, да глуп на делах.

4.Дела как сажа бела.

5.По твоим делам о тебе судят.

6.Языком не спеши, а делами не смеши.

8.Кто быстрее? Задание. Нужно списать пословицы и определить падежи существительного ДЕЛО. Побеждают первые три ученика, правильно определившие все падежи.

8.Кто быстрее?

Задание.

Нужно списать пословицы и определить падежи существительного ДЕЛО.

Побеждают первые три ученика, правильно определившие все падежи.

 9. Знай падежи Хорошо в лесу, ребята! Пахнет кашкой, пахнет мятой, Пахнет липой, и сосной, И малиною лесной. Мы сегодня в лес пойдём, Грибы, ягоды найдём, Наберём мы там черники И душистой земляники.

9. Знай падежи

Хорошо в лесу, ребята!

Пахнет кашкой, пахнет мятой,

Пахнет липой, и сосной,

И малиною лесной.

Мы сегодня в лес пойдём,

Грибы, ягоды найдём,

Наберём мы там черники

И душистой земляники.

9. Знай падежи Задание. 2 команды по 2 человека. На доске записаны два текста.  Каждый игрок определяет падежи существительных в одном четверостишии. Класс оценивает работу команд.

9. Знай падежи

Задание.

2 команды по 2 человека. На доске записаны два текста.

Каждый игрок определяет падежи существительных в одном четверостишии. Класс оценивает работу команд.

10.Сосчитай правильно от 1 до 6

10.Сосчитай правильно от 1 до 6

Сосчитай правильно от 1 до 6 Задание. 3 команды по 5 человек. На доске написаны названия предметов.  Задача каждого игрока правильно назвать число одного из предметов от 1 до 6. Например, одно яблоко, два яблока и т. Д. Побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.  Для справок: 5 яблок, мест, озёр, помидоров, солдат, простынь(литер.) (возможно и простыней(простореч.)), килограммов, оладьев, цапель, туфель, щенков или щенят, гусят, полотенец, блюдец, лимонов.  Победители должны ответить на вопрос-шутку: «Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб.?»

Сосчитай правильно от 1 до 6

Задание.

3 команды по 5 человек. На доске написаны названия предметов.

Задача каждого игрока правильно назвать число одного из предметов от 1 до 6. Например, одно яблоко, два яблока и т. Д. Побеждает команда, допустившая меньшее число ошибок.

Для справок: 5 яблок, мест, озёр, помидоров, солдат, простынь(литер.) (возможно и простыней(простореч.)), килограммов, оладьев, цапель, туфель, щенков или щенят, гусят, полотенец, блюдец, лимонов.

Победители должны ответить на вопрос-шутку: «Как правильно сказать: у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей, у рыб нет зуб.?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!