СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "ПАСТЕРНАК. Биография творчество". 11 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "ПАСТЕРНАК. Биография творчество". 11 класс»

Б.Л. ПАСТЕРНАК 1890-1960  ЖИЗНЬ. СУДЬБА. ТВОРЧЕСТВО.

Б.Л. ПАСТЕРНАК

1890-1960 ЖИЗНЬ.

СУДЬБА.

ТВОРЧЕСТВО.

Борис Леонидович Пастернак (при рождении — Борис Исаакович Постернак; — русский советский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших русских поэтов XX века.

Борис Леонидович Пастернак

(при рождении —

Борис Исаакович Постернак;

— русский советский поэт, писатель и переводчик. Один из крупнейших русских поэтов XX века.

Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: Пастернак- это «тайнопись», «иносказание», шифр». «Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?)».

Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула:

«Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: Пастернак- это «тайнопись», «иносказание», шифр». «Пастернака долго читать невыносимо от напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стекла, не по глазу (кому он по глазу?)».

Борис Леонидович Пастернак родился в январе 1890 года в Москве, в семье одного из первых русских художников-импрессионистов, академика, профессора Училища живописи Леонида Осиповича Пастернака и выдающейся пианистки Розалии Исидоровны Кауфман . От отца и матери будущий поэт унаследовал их таланты. Он мог стать хорошим профессиональным живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки. Мать: Пастернак   Розалия  Исидоровна Отец: Пастернак  Леонид Осипович

Борис Леонидович Пастернак родился в январе 1890 года в Москве, в семье одного из первых русских художников-импрессионистов, академика, профессора Училища живописи Леонида Осиповича Пастернака и выдающейся пианистки Розалии Исидоровны Кауфман . От отца и матери будущий поэт унаследовал их таланты. Он мог стать хорошим профессиональным живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки.

Мать: Пастернак  

Розалия Исидоровна

Отец: Пастернак

Леонид Осипович

В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две прелюдии и соната для фортепиано). Больше всего на свете я любил музыку, а больше всех в ней – Скрябина… Он брал уроки музыки у профессоров консерватории и за шесть лет занятий достиг столь многого, что все близкие были убеждены: он станет композитором. Однако Борис Пастернак устремился к новой цели.

В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Пастернак увлёкся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились две прелюдии и соната для фортепиано).

Больше всего на свете я любил музыку, а больше всех в ней – Скрябина…

Он брал уроки музыки у профессоров консерватории и за шесть лет занятий достиг столь многого, что все близкие были убеждены: он станет композитором. Однако Борис Пастернак устремился к новой цели.

Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками И. Левитаном, В. Поленовым, М. Нестеровым, С. Ивановым, Н. Ге), в доме бывали музыканты и писатели, в том числе Л.Н. Толстой. Врубель Михаил Александрович Исаак Левитан Василий Дмитриевич Поленов Сергей Рахманинов Лев Толстой Ге Николай Николаевич

Семья Пастернаков поддерживала дружбу с известными художниками И. Левитаном,

В. Поленовым,

М. Нестеровым,

С. Ивановым, Н. Ге),

в доме бывали музыканты и писатели, в том числе

Л.Н. Толстой.

Врубель Михаил Александрович

Исаак Левитан

Василий Дмитриевич

Поленов

Сергей

Рахманинов

Лев Толстой

Ге Николай Николаевич

В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в день Преображения — ср. позднейшее стихотворение «Август»). В 1905 году попал под казачьи нагайки — эпизод, вошедший в книги Пастернака.

В 1903 году при падении с лошади сломал ногу и из-за неправильного срастания (лёгкая хромота, которую Пастернак скрывал, осталась на всю жизнь) был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы (он произошёл 6 (19) августа, в день Преображения — ср. позднейшее стихотворение «Август»). В 1905 году попал под казачьи нагайки — эпизод, вошедший в книги Пастернака.

В 1900 году Пастернак не был принят в 5-ю московскую гимназию из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во второй класс. С 1906 по 1908 год в пятой гимназии на два класса младше учился Владимир Маяковский. Владимир Маяковский 5-я московская гимназия В 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета, а через год перешел на философское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1913 году Московский университет

В 1900 году Пастернак не был принят в 5-ю московскую гимназию из-за процентной нормы, но по предложению директора на следующий 1901 год поступил сразу во второй класс. С 1906 по 1908 год в пятой гимназии на два класса младше учился Владимир Маяковский.

Владимир

Маяковский

5-я московская гимназия

В 1908 году, окончив гимназию с золотой медалью, Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета, а через год перешел на философское отделение историко-филологического факультета, которое окончил в 1913 году

Московский университет

 Летом 1912 году изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы проф. Германа Когена. Профессор предложил Пастернаку остаться для получения докторской степени, но он наотрез отказался.  Философию, несмотря на явные успехи в этой области, Пастернак оставляет. Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая и стала для него делом всей жизни. Герман Коген «Прощай философия», - эти слова автобиографической повести Пастернака «Охранная грамота» (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.

Летом 1912 году изучал философию в Марбургском университете в Германии у главы марбургской неокантианской школы проф. Германа Когена. Профессор предложил Пастернаку остаться для получения докторской степени, но он наотрез отказался.

Философию, несмотря на явные успехи в этой области, Пастернак оставляет. Сильнее всего оказывается давнее увлечение поэзией, которая и стала для него делом всей жизни.

Герман Коген

«Прощай философия», - эти слова автобиографической повести Пастернака «Охранная грамота» (1931) теперь значатся на мемориальной доске дома в Марбурге, где некогда проживал безвестный студент, ставший всемирно почитаемым классиком.

По всему строю своей личности Пастернак принадлежал к искусству авангарда. Вместе с С. Бобровым, Н. Асеевым и еще несколькими поэтами он создал футуристическую группу «Лирика»; Пастернак Асеев Бобров просуществовала она недолго, но именно в ней сделал свои первые шаги в литературе Пастернак. В1914 году опубликовал сборник «Близнец в тучах», в котором проявил себя как самобытный и оригинальный поэт. Однако сам Пастернак считал этот сборник «незрелым». Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.

По всему строю своей личности Пастернак принадлежал к искусству авангарда. Вместе с

С. Бобровым, Н. Асеевым и еще несколькими поэтами он создал футуристическую группу «Лирика»;

Пастернак

Асеев

Бобров

просуществовала она недолго, но именно в ней сделал свои первые шаги в литературе Пастернак.

В1914 году опубликовал сборник «Близнец в тучах», в котором проявил себя как самобытный и оригинальный поэт. Однако сам Пастернак считал этот сборник «незрелым». Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.

«Февраль. Достать чернил и плакать…» Пастернак в дальнейшем часто открывал свои поэтические сборники. Писать о феврале навзрыд,   Пока грохочущая слякоть   Весною черною горит.  Достать пролетку. За шесть гривен   Чрез благовест, чрез клик колес   Перенестись туда, где ливень   Еще шумней чернил и слез.  Где, как обугленные груши,   С деревьев тысячи грачей   Сорвутся в лужи и обрушат   Сухую грусть на дно очей.  Под ней проталины чернеют,   И ветер криками изрыт,   И чем случайней, тем вернее   Слагаются стихи навзрыд. 1912

«Февраль. Достать чернил и плакать…» Пастернак в дальнейшем часто открывал свои поэтические сборники.

Писать о феврале навзрыд,  Пока грохочущая слякоть  Весною черною горит. 

Достать пролетку. За шесть гривен  Чрез благовест, чрез клик колес  Перенестись туда, где ливень  Еще шумней чернил и слез. 

Где, как обугленные груши,  С деревьев тысячи грачей  Сорвутся в лужи и обрушат  Сухую грусть на дно очей. 

Под ней проталины чернеют,  И ветер криками изрыт,  И чем случайней, тем вернее  Слагаются стихи навзрыд.

1912

«Февраль. Достать чернил и плакать…» Выразительность данного стихотворения достигается особым синтаксисом: назывные и безличные предложения, восклицательной интонацией начала, которая задает тон всему стихотворению. Неожиданные эпитеты: «грохочущая слякоть», «черная весна», «сухая грусть» , метафорами: «дно очей», «ветер криками изрыт», сравнениями: грачи, « как обугленные груши». Пастернак заявляет о своих поэтических принципах: подчиняться не норме, правилу, а порыву души.

«Февраль.

Достать чернил и плакать…»

Выразительность данного стихотворения достигается особым синтаксисом: назывные и безличные предложения, восклицательной интонацией начала, которая задает тон всему стихотворению. Неожиданные эпитеты: «грохочущая слякоть», «черная весна», «сухая грусть» , метафорами: «дно очей», «ветер криками изрыт», сравнениями: грачи, « как обугленные груши». Пастернак заявляет о своих поэтических принципах: подчиняться не норме, правилу, а порыву души.

С 1914 Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга». В этом же году близко знакомится с другим футуристом — Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «Леф», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.

С 1914 Пастернак примыкал к содружеству футуристов «Центрифуга». В этом же году близко знакомится с другим футуристом — Владимиром Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние. Позже, в 1920-е, Пастернак поддерживал связи с группой Маяковского «Леф», но в целом после революции занимал независимую позицию, не входя ни в какие объединения.

1922 год. выходит программная книга поэта «Сестра моя — жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. Книга совмещает поэтику футуризма с романтической традицией. После выхода этого сборника о Пастернаке заговорили как об одном из крупнейших современных поэтов. Восторженно оценила книгу М. Цветаева. Автор посвятил книгу Лермонтову как своему современнику, открыл её стихотворением «Памяти Демона», подчеркнув романтический настрой книги. «Сестра моя – жизнь» -своеобразный любовный роман, роман в стихах. В этом же году (1922) Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 г.г. В 1923 году в семье Пастернаков рождается сын Евгений. Перед ним стоит выбор: эмиграция или возвращение.

1922 год. выходит программная книга поэта «Сестра моя — жизнь», большинство стихотворений которой были написаны ещё летом 1917 года. Книга совмещает поэтику футуризма с романтической традицией. После выхода этого сборника о Пастернаке заговорили как об одном из крупнейших современных поэтов. Восторженно оценила книгу М. Цветаева. Автор посвятил книгу Лермонтову как своему современнику, открыл её стихотворением «Памяти Демона», подчеркнув романтический настрой книги. «Сестра моя – жизнь» -своеобразный любовный роман, роман в стихах.

В этом же году (1922) Пастернак женится на художнице Евгении Лурье, с которой проводит в гостях у родителей в Берлине вторую половину года и всю зиму 1922-23 г.г. В 1923 году в семье Пастернаков рождается сын Евгений. Перед ним стоит выбор: эмиграция или возвращение.

1929 год. Выход в свет поэтического сборника «Поверх барьеров», для которого Пастернак существенно переработал многие стихи. Начало работы над автобиографической повестью «Охранная грамота». 1931г. Женился на Зинаиде Николаевне Нейгауз.

1929 год. Выход в свет поэтического сборника «Поверх барьеров», для которого Пастернак существенно переработал многие стихи. Начало работы над автобиографической повестью «Охранная грамота».

1931г. Женился на

Зинаиде Николаевне Нейгауз.

https://www.youtube.com/watch?v=E3vqvibLHFQ Пастернак говорил: «…у человека, любящего женщину, не возникает вопросов, для чего он живет, потому что смысл его жизни – в самой любви».

https://www.youtube.com/watch?v=E3vqvibLHFQ

Пастернак говорил: «…у человека, любящего женщину, не возникает вопросов, для чего он живет, потому что смысл его жизни – в самой любви».

1934 г. Открытие Первого съезда писателей; в докладе Н. И. Бухарина о поэзии Пастернаку дана предельно высокая оценка. 1936 год . Получает дачу в Переделкине, там проходит основная часть его жизни. Появляется замысел романа «Доктор Живаго».

1934 г. Открытие Первого съезда писателей; в докладе Н. И. Бухарина о поэзии Пастернаку дана предельно высокая оценка.

1936 год . Получает дачу в Переделкине, там проходит основная часть его жизни. Появляется замысел романа

«Доктор Живаго».

В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой. В 1937 году отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка. Пастернак и Анна Ахматова 1946

В 1935 году Пастернак заступился за мужа и сына Ахматовой.

В 1937 году отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного Пильняка.

Пастернак и

Анна Ахматова

1946

ПАСТЕРНАК – ПЕРЕВОДЧИК Поль Верлен (1844—1896) Джордж Байрон (1788-1824) Уильям Шекспир (1564-1616) Фридрих Шиллер (1759-1805) Иоганн Вольфганг Гёте 1749-1832 гг. Джон Китс (1795 – 1821)  В 1930-е Пастернака почти не печатают. Поселившись в 1936 на даче в Переделкине, он вынужден заниматься переводами.  Трагедии Шекспира, «Фауст» Гете, «Мария Стюарт» Шиллера, стихи Верлена, Байрона, Китса, Рильке, грузинские поэты.  Эти работы вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством.

ПАСТЕРНАК – ПЕРЕВОДЧИК

Поль Верлен

(1844—1896)

Джордж Байрон

(1788-1824)

Уильям Шекспир

(1564-1616)

Фридрих Шиллер

(1759-1805)

Иоганн Вольфганг

Гёте

1749-1832 гг.

Джон Китс

(1795 – 1821)

В 1930-е Пастернака почти не печатают. Поселившись в 1936 на даче в Переделкине, он вынужден заниматься переводами.

Трагедии Шекспира, «Фауст» Гете, «Мария Стюарт» Шиллера, стихи Верлена, Байрона, Китса, Рильке, грузинские поэты.

Эти работы вошли в литературу на равных с его оригинальным творчеством.

1941 год. Эвакуация семьи в г. Чистополь на Каме. В эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой. Музей Пастернака Чистополь

1941 год. Эвакуация семьи в г. Чистополь на Каме.

В эвакуации в Чистополе. Помогал денежно многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой.

Музей Пастернака

Чистополь

ВОЕННЫЕ ГОДЫ 1943 г. Во время поездки на фронт в составе группы писателей В 1943 г. Пастернак создает цикл «Стихи о войне» , включённый в книгу «На ранних поездах»  После войны опубликовал ещё две книги стихов: «Земной простор» (1945) и  «Избранные стихи и поэмы» (1945). В 1943 году с писательской бригадой Пастернак ездил на Орловский участок фронта. В его заметках изображены места боёв, беседы с солдатами и жителями освобождённых сёл.

ВОЕННЫЕ ГОДЫ

1943 г. Во время поездки на фронт в составе группы писателей

В 1943 г. Пастернак создает цикл «Стихи о войне» , включённый в книгу «На ранних поездах»

После войны опубликовал ещё две книги стихов: «Земной простор» (1945) и  «Избранные стихи и поэмы» (1945).

В 1943 году с писательской бригадой Пастернак ездил на Орловский участок фронта. В его заметках изображены места боёв, беседы с солдатами и жителями освобождённых сёл.

1944год . Выход поэтического сборника «На ранних поездах». Сюда вошли стихи 1930-1940-х г. 1945год. Начало работы над романом «Доктор Живаго». Ключевым можно считать стихотворение «Гамлет». Ключевым в том смысле, что понимание того, как построено стихотворение, возможно, даст читателю ключ к пониманию всего романа. Стихотворение представляет собой монолог актера, играющего роль Гамлета. Обращение к шекспировскому образу заставляет вспомнить формулу великого драматурга: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры». Жизнь человека даже в самых немыслимых обстоятельствах возвращается истинный смысл: быть достойным своей роли, своему предназначению в этом мире.

1944год . Выход поэтического сборника «На ранних поездах».

Сюда вошли стихи 1930-1940-х г.

1945год. Начало работы над романом «Доктор Живаго».

Ключевым можно считать стихотворение «Гамлет».

Ключевым в том смысле, что понимание того, как построено

стихотворение, возможно, даст читателю ключ к пониманию всего романа.

Стихотворение представляет собой монолог актера, играющего роль Гамлета. Обращение к шекспировскому образу заставляет вспомнить формулу великого драматурга: «Весь мир – театр, а люди в нем

актеры».

Жизнь человека даже в самых немыслимых

обстоятельствах возвращается истинный смысл:

быть достойным своей роли, своему

предназначению в этом мире.

https://www.youtube.com/watch?v=XQbEeSgnns8 Еще одно стихотворение из романа «доктор Живаго», на котором я хотел бы остановиться – это «Зимняя ночь» Стихотворение построено на противопоставлении бушующей стихии за окном (возможно, образа мирового хаоса) – и земной любви двух человек. «Свеча горела на столе, свеча горела»- вопреки всему горит на столе свеча – символ человеческой души, человеческой жизни

https://www.youtube.com/watch?v=XQbEeSgnns8

Еще одно стихотворение из романа «доктор Живаго», на котором я хотел бы остановиться – это «Зимняя ночь»

Стихотворение построено на противопоставлении бушующей стихии за окном (возможно, образа мирового хаоса) – и земной любви двух человек.

«Свеча горела на столе, свеча горела»- вопреки всему горит на столе свеча – символ человеческой души, человеческой жизни

С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.  Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» , усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время литературными критиками. Роман «Доктор Живаго», изданный за границей и переведенный на 24 языка, привлек внимание мировой общественности, но был принят в штыки ждановско - сусловской критикой в СССР.

С 1946 по 1950 годы Пастернак ежегодно выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. В 1958 году его кандидатура была предложена прошлогодним лауреатом Альбером Камю, и Пастернак стал вторым писателем из России (после И. A. Бунина), удостоенным этой награды.

Несмотря на то, что премия была присуждена Пастернаку «За значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа» , усилиями официальных советских властей она должна была надолго запомниться только как прочно связанная с романом «Доктор Живаго», антисоветская сущность которого постоянно выявлялась в то время литературными критиками.

Роман «Доктор Живаго», изданный за границей и переведенный на 24 языка, привлек внимание мировой общественности, но был принят в штыки

ждановско - сусловской критикой в СССР.

Центральные советские газеты «Правда» и «Литературная газета» обрушились на поэта, называя его «изменником», «злобным обывателем», «клеветником», «Иудой», «вражеским наймитом» и т.д.

Центральные советские газеты «Правда» и «Литературная газета» обрушились на поэта, называя его «изменником», «злобным обывателем», «клеветником», «Иудой», «вражеским наймитом» и т.д.

Началась открытая травля Пастернака, закончившаяся исключением его из Союза писателей, в то время как Шведская академия словесности и языкознания присудила ему Нобелевскую премию за «Выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционной ниве великой русской прозы» 1954». Опальный поэт, опасаясь продолжения репрессий, отказался от премии. В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».

Началась открытая травля Пастернака, закончившаяся исключением его из Союза писателей, в то время как Шведская академия словесности и языкознания присудила ему Нобелевскую премию за «Выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционной ниве великой русской прозы» 1954».

Опальный поэт, опасаясь продолжения репрессий, отказался от премии.

В телеграмме, посланной в адрес Шведской академии, Пастернак писал: «В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ».

Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине» , однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.

Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине» , однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения.

Нобелевская премия Я пропал, как зверь в загоне.  Где-то люди, воля, свет,  А за мною шум погони,  Мне наружу ходу нет. Темный лес и берег пруда,  Ели сваленной бревно.  Путь отрезан отовсюду.  Будь что будет, все равно. Что же сделал я за пакость,  Я убийца и злодей?  Я весь мир заставил плакать  Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба,  Верю я, придет пора —  Силу подлости и злобы  Одолеет дух добра. 1959 г.

Нобелевская премия

Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони, Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда, Ели сваленной бревно. Путь отрезан отовсюду. Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость, Я убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба, Верю я, придет пора — Силу подлости и злобы Одолеет дух добра.

1959 г.

Среди поздних стихов Пастернака немало посвященных зиме: многие из них можно назвать итоговыми («После перерыва», «После вьюги», «Снег идет»)  «В минуту, которая казалась последнею в жизни, больше, чем когда-либо до нее, хотелось говорить с Богом, славословить видимое, ловить и запечатлевать его. “Господи, — шептал я, — благодарю Тебя за то, что Ты кладешь краски так густо и сделал жизнь и смерть такими, что Твой язык — величественность и музыка, что Ты сделал меня художником, что творчество — Твоя школа, что всю жизнь Ты готовил меня к этой ночи ”. И я ликовал и плакал от счастья».  Эти строки написал Борис Пастернак в 1952 году после пережитого им тяжелого инфаркта миокарда. Это острое чувство смертного дыхания времени, но при этом присутствие какого-то другого измерения, где время исчезает, звучит в стихотворении «Снег идет». «Снег идет» - стихотворение о счастье, написанное через боль

Среди поздних стихов Пастернака немало посвященных зиме: многие из них можно назвать итоговыми («После перерыва», «После вьюги», «Снег идет»)

«В минуту, которая казалась последнею в жизни, больше, чем когда-либо до нее, хотелось говорить с Богом, славословить видимое, ловить и запечатлевать его. “Господи, — шептал я, — благодарю Тебя за то, что Ты кладешь краски так густо и сделал жизнь и смерть такими, что Твой язык — величественность и музыка, что Ты сделал меня художником, что творчество — Твоя школа, что всю жизнь Ты готовил меня к этой ночи ”. И я ликовал и плакал от счастья».

Эти строки написал Борис Пастернак в 1952 году после пережитого им тяжелого инфаркта миокарда. Это острое чувство смертного дыхания времени, но при этом присутствие какого-то другого измерения, где время исчезает, звучит в стихотворении «Снег идет».

«Снег идет» - стихотворение о счастье, написанное через боль

 Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы жизни приковывает его к постели.  Дмитрий Быков, биограф Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича.  Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 в Перепелкине . Сотни людей (среди них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.

Летом 1959 гoдa Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы жизни приковывает его к постели.

Дмитрий Быков, биограф Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича.

Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 в Перепелкине . Сотни людей (среди них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.

 В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («Новый Мир»), в 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта — Е. Б. Пастернаку. Под его же редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта, в последние годы в России издаются многочисленные сборники, воспоминания и материалы к биографии писателя.  «Доктор Живаго» был экранизирован в США в 1965 гoду и в 2002 гoду, в России - в 2005 гoду. Доктор Живаго 1965 Постер Доктор Живаго 2002 Постер Доктор Живаго фильм 2005 12

В 1987 году решение об исключении Пастернака из Союза писателей было отменено, в 1988 году «Доктор Живаго» впервые был напечатан в СССР («Новый Мир»), в 1989 году диплом и медаль Нобелевского лауреата были вручены в Стокгольме сыну поэта — Е. Б. Пастернаку. Под его же редакцией вышло несколько собраний сочинений поэта, в последние годы в России

издаются многочисленные

сборники, воспоминания и

материалы к биографии писателя.

«Доктор Живаго» был

экранизирован в США в 1965 гoду и

в 2002 гoду, в России - в 2005 гoду.

Доктор Живаго 1965 Постер

Доктор Живаго

2002 Постер

Доктор Живаго фильм 2005

12

 Борис Пастернак «Быть знаменитым некрасиво...» Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь. Не надо заводить архива, Над рукописями трястись. Цель творчества - самоотдача, А не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, Быть притчей на устах у всех. Но надо жить без самозванства, Так жить, чтобы в конце концов Привлечь к себе любовь пространства, Услышать будущего зов. И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой Отчеркивая на полях. И окунаться в неизвестность, И прятать в ней свои шаги, Как прячется в тумане местность, Когда в ней не видать ни зги. Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженья от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только до конца. 1956

Борис Пастернак

«Быть знаменитым некрасиво...»

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

1956


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!