СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация педагогического опыта по теме:"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление опыта работы по активизации познавательной деятельности учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация педагогического опыта по теме:"Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка"»

Тема педагогического опыта: « Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка» Выполнила:  Чугирова С.К.  учитель английского языка  МБОУ «КСОШ №1»  Красногвардейского района  с. Плешаново 2018г.

Тема педагогического опыта:

« Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках иностранного языка»

Выполнила:

Чугирова С.К.

учитель английского языка

МБОУ «КСОШ №1»

Красногвардейского района

с. Плешаново 2018г.

Структура описания опыта Информационный блок Описание технологии опыта Заключение

Структура описания опыта

  • Информационный блок
  • Описание технологии опыта
  • Заключение
I. Информационный блок   1. 1. Визитная карточка Фамилия: Чугирова  Имя: Салима  Отчество: Каершеевна Образование: высшее, ОГПИ им. И. П. Чкалова, г.Оренбург, 1990 год. Должность: учитель английского языка  Общий педагогический стаж: 32года  Специальность по диплому: учитель английского языка  Стаж работы в МБОУ «КСОШ№ 1»: 22 года

I. Информационный блок 1. 1. Визитная карточка

Фамилия: Чугирова

Имя: Салима

Отчество: Каершеевна

Образование: высшее, ОГПИ им. И. П. Чкалова,

г.Оренбург, 1990 год.

Должность: учитель английского языка

Общий педагогический стаж: 32года

Специальность по диплому: учитель английского языка

Стаж работы в МБОУ «КСОШ№ 1»: 22 года

 1.2.Условия возникновения опыта   - требования ФГОС НОО; - теоретические основы психологического развития учащихся; - изучение методической литературы и опыта коллег; - апробирование инновационных педагогических технологий;

1.2.Условия возникновения опыта

- требования ФГОС НОО;

- теоретические основы психологического развития учащихся;

- изучение методической литературы и опыта коллег;

- апробирование инновационных педагогических технологий;

Основной целью обучения иностранному языку в современной школе является развитие личности школьника, способного использовать иностранный язык как средство общения, желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке.

Основной целью обучения иностранному языку в современной школе является развитие личности школьника, способного использовать иностранный язык как средство общения, желающего участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке.

  Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора. Существующие объективные потребности педагогической теории и практики позволили мне выбрать тему самообразования  “Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках иностранного языка”.

  Важнейшим фактором в развитии познавательной деятельности является создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта и творческого начала, расширения кругозора.

Существующие объективные потребности педагогической теории и практики позволили мне выбрать тему самообразования “Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках иностранного языка”.

1.3. Актуальность педагогического опыта: Актуальность опыта определяется активизацией мыслительной деятельности учащихся, созданием ситуации «успеха» на уроке. Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы,стимулировать познавательную деятельность учащихся через проведение нетрадиционных уроков, использование игр и игровых моментов на уроках.  

1.3. Актуальность педагогического опыта:

  • Актуальность опыта определяется активизацией мыслительной деятельности учащихся, созданием ситуации «успеха» на уроке.
  • Обучить человека на всю жизнь невозможно, важно культивировать в нём интерес к накоплению знаний, обучить его приёмам самостоятельной учебной работы,стимулировать познавательную деятельность учащихся через проведение нетрадиционных уроков, использование игр и игровых моментов на уроках.

 

1.4. Новизна опыта. Новизна опыта состоит в разработке учебных и внеклассных занятий , направленных на развитие познавательной активности школьников .  Опыт адаптирует новые педагогические технологии в практику обучения иностранному языку к условиям общеобразовательной школы.

1.4. Новизна опыта.

  • Новизна опыта состоит в разработке учебных и внеклассных занятий , направленных на развитие познавательной активности школьников .
  • Опыт адаптирует новые педагогические технологии в практику обучения иностранному языку к условиям общеобразовательной школы.
  1.5. Идея педагогического опыта     Ведущая педагогическая идея опыта заключается во внедрении и эффективном использовании активных методов обучения для развития познавательной деятельности и формирования творческой активности учащихся на уроках и во внеклассной работе по предмету. Создание условий для развития познавательной активности учеников, творческой индивидуальности каждого школьника. Согласно данной педагогической идее, учебный процесс должен строиться на комбинировании личностно - ориентированного, развивающего, деятельностного подходов с использованием активных методов обучения .

1.5. Идея педагогического опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается во внедрении и эффективном использовании активных методов обучения для развития познавательной деятельности и формирования творческой активности учащихся на уроках и во внеклассной работе по предмету. Создание условий для развития познавательной активности учеников, творческой индивидуальности каждого школьника. Согласно данной педагогической идее, учебный процесс должен строиться на комбинировании личностно - ориентированного, развивающего, деятельностного подходов с использованием активных методов обучения .

Материалы обоб­щённого опыта работы могут быть использованы для повышения методического уровня педагога-практика в учебной деятельности и для проведения внеклассной работы по английскому языку  в общеобразовательном учреждении любого типа.   1.6.Диапазон опыта и    Адресная направленность опыта.      Материалы обобщённого опыта работы могут быть использованы для повышения методического уровня педагога-практика в учебной деятельности и для проведения внеклассной работы по английскому языку  в общеобразовательном учреждении любого типа.

Материалы обоб­щённого опыта работы могут быть использованы для повышения методического уровня педагога-практика в учебной деятельности и для проведения внеклассной работы по английскому языку в общеобразовательном учреждении любого типа.

1.6.Диапазон опыта и   Адресная направленность опыта.

Материалы обобщённого опыта работы могут быть использованы для повышения методического уровня педагога-практика в учебной деятельности и для проведения внеклассной работы по английскому языку в общеобразовательном учреждении любого типа.

II. Описание технологии опыта    2.1. Цели и задачи педагогической деятельности  Цель:  анализ различных средств и методов активизации деятельности учащихся, а также их практическое применение  Задачи: проанализировать научно-педагогические исследования по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся рассмотреть факторы, побуждающие учащихся к активности рассмотреть приемы активизации учащихся выявить эффективные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.

II. Описание технологии опыта

2.1. Цели и задачи педагогической деятельности

Цель:

анализ различных средств и методов активизации деятельности учащихся, а также их практическое применение

Задачи:

  • проанализировать научно-педагогические исследования по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся
  • рассмотреть факторы, побуждающие учащихся к активности
  • рассмотреть приемы активизации учащихся
  • выявить эффективные способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.
  Проблема - Каковы пути и способы активизации познавательной деятельности учащихся?   Предмет исследования - способы активизации познавательной деятельности у учащихся.

Проблема - Каковы пути и способы активизации познавательной деятельности учащихся?

Предмет исследования - способы активизации познавательной деятельности у учащихся.

2.2.Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся . Таким образом, возникла гипотеза : если внедрить метод проектов в процесс преподавания немецкого языка, то можно совершенствовать иноязычную компетенцию на уровне современных требований.

2.2.Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся .

Таким образом, возникла гипотеза : если внедрить метод проектов в процесс преподавания немецкого языка, то можно совершенствовать иноязычную компетенцию на уровне современных требований.

2.2.Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся . В нашей стране познавательная деятельность стала разрабатываться с целью усовершенствования учебной деятельности учащихся. Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы А.В. Брушлинского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской и многих других учёных.  Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников является составной частью совершенствования методов обучения .

2.2.Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся .

  • В нашей стране познавательная деятельность стала разрабатываться с целью усовершенствования учебной деятельности учащихся. Большой вклад в решение этой проблемы внесли работы А.В. Брушлинского, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина, З.И. Калмыковой, Н.А. Менчинской и многих других учёных. Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, которая стимулирует учебную, на основе познавательного интереса. Поэтому активизация познавательной деятельности школьников является составной частью совершенствования методов обучения .
К.Д.Ушинский писал: «Ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».  Одним из первых сторонников активного учения был известный педагог-ученый Я.А.Коменский. Разработкой методов активного обучения занимались и советские педагоги: В.З. Половцев, С.Т. Шацкий, Г.Т. Ягодовский и др.

К.Д.Ушинский писал: «Ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания».

Одним из первых сторонников активного учения был известный педагог-ученый Я.А.Коменский.

Разработкой методов активного обучения занимались и советские педагоги: В.З. Половцев, С.Т. Шацкий, Г.Т. Ягодовский и др.

2.3.Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе  Признаками познавательной активности являются:  1. отношение к учению (в чем учащиеся видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий);   2. качество знаний (знание материала программы, умение применять знания на практике);   3. характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности);   4. отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность ею, системность, направленность). 

2.3.Учебно-познавательная деятельность учащихся в школе

Признаками познавательной активности являются: 1. отношение к учению (в чем учащиеся видят смысл учения, регулярность и качество подготовки домашних заданий);  2. качество знаний (знание материала программы, умение применять знания на практике);  3. характерные особенности учебной деятельности (мыслительная активность, сосредоточенность, устойчивость внимания, общий тонус в работе, эмоционально-волевые проявления, степень внешней активности);  4. отношение к внеучебной познавательной деятельности (увлеченность ею, системность, направленность). 

Ведущим видом деятельности для учащегося является учение  Каким же образом активизировать учение ?  Среди средств активизации учения школьников дидакты выдвигают такие: учебное содержание,  методы и приемы обучения,  формы организации учения

Ведущим видом деятельности для учащегося является учение

Каким же образом активизировать учение ?

Среди средств активизации учения школьников дидакты выдвигают такие: учебное содержание,

методы и приемы обучения,

формы организации учения

В. А. Сухомлинский писал: « В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»

В. А. Сухомлинский писал:

« В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»

Игра способствует выполнению важных психологических и методических задач:    - снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению;   - обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;   - тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи . 

Игра способствует выполнению важных психологических и методических задач:

  - снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению;  - обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;  - тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи . 

Игровая деятельность:  - максимально приближает процесс общения к естественной коммуникации  - помогает формированию фонематического восприятия слова,  - обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь.  В результате чего у детей появляется интерес к иностранному языку

Игровая деятельность:

- максимально приближает процесс общения к естественной коммуникации

- помогает формированию фонематического восприятия слова,

- обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное- стимулирует речь.

В результате чего у детей появляется интерес к иностранному языку

    Результативность опыта.   Наблюдается положительная динамика  показателей успеваемости и качества обучения учеников по иностранному языку 2015-2016 %успевае мости 100% 2016-2017 Качество знаний 2017-2018 100% 60% 100% 71% 65%

  Результативность опыта.

Наблюдается положительная динамика  показателей успеваемости и качества обучения учеников по иностранному языку

2015-2016

%успевае мости

100%

2016-2017

Качество знаний

2017-2018

100%

60%

100%

71%

65%

Внеклассная работа Внеклассная работа является необходимым условием успешной педагогической деятельности учителя. Внеклассные мероприятия страноведческого и лингвострановедческого содержания позволяют формировать способности к межкультурной коммуникации. В нашей школе регулярно проводятся «Недели иностранного языка». Во время которых проходят школьные олимпиады, конкурсы, игры, викторины. Учащиеся принимают активное участие.

Внеклассная работа

Внеклассная работа является необходимым условием успешной педагогической деятельности учителя.

Внеклассные мероприятия страноведческого и лингвострановедческого содержания позволяют формировать способности к межкультурной коммуникации. В нашей школе регулярно проводятся «Недели иностранного языка». Во время которых проходят школьные олимпиады, конкурсы, игры, викторины. Учащиеся принимают активное участие.

Призеры  предметных  олимпиад. Год проведения Школьная олимпиада 2014 4 призера 2015 3 призера 2016 2 призера 2017  4 призера 2018 2 призера

Призеры  предметных  олимпиад.

Год проведения

Школьная олимпиада

2014

4 призера

2015

3 призера

2016

2 призера

2017

4 призера

2018

2 призера

  Участие в олимпиадах и конкурсах по иностранным языкам:      Всероссийская олимпиада по английскому языку - 1 призер 2015г; Всероссийский «Молодежный чемпионат по английскому языку» – 1 Победитель, региональный,2015г; Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников – 3 призера, 2014г (ноябрь); 3 призера, 2015г; 2 призера, 2016г; 4 призера, 2017г; 2 призера, 2018г; Международный игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog» - 2 призера, школьный и муниципальный, 2015г; Всероссийский «Молодежный чемпионат по немецкому языку» - 1 Победитель, 2 призера, школьный и муниципальный,2017г; Международный языковой конкурс «Какаду» по английскому языку – 3 призера, 2017г; Международный конкурс «Лисенок» - 1 призер, 2017г; 3 призера, 2018г; Всероссийская онлайн-олимпиада «Заврики» - 1 Победитель, 2018г»; III Международный дистанционный конкурс «Старт» - 1 призер, 2018; Международная онлайн-олимпиада «The ABC-world» - 2 призера, 2018;  

Участие в олимпиадах и конкурсах по иностранным языкам:  

  • Всероссийская олимпиада по английскому языку - 1 призер 2015г;
  • Всероссийский «Молодежный чемпионат по английскому языку» – 1 Победитель, региональный,2015г;
  • Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников – 3 призера, 2014г (ноябрь); 3 призера, 2015г; 2 призера, 2016г; 4 призера, 2017г; 2 призера, 2018г;
  • Международный игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog» - 2 призера, школьный и муниципальный, 2015г;
  • Всероссийский «Молодежный чемпионат по немецкому языку» - 1 Победитель, 2 призера, школьный и муниципальный,2017г;
  • Международный языковой конкурс «Какаду» по английскому языку – 3 призера, 2017г;
  • Международный конкурс «Лисенок» - 1 призер, 2017г; 3 призера, 2018г;
  • Всероссийская онлайн-олимпиада «Заврики» - 1 Победитель, 2018г»;
  • III Международный дистанционный конкурс «Старт» - 1 призер, 2018;
  • Международная онлайн-олимпиада «The ABC-world» - 2 призера, 2018;

 

  Викторина: “Let’s play English!”  для учащихся 5 класса   Представление команд Работа в группах Итог урока

Викторина: “Let’s play English!” для учащихся 5 класса

Представление команд

Работа в группах

Итог урока

 На уроках английского языка учащимися были созданы творческие проекты по темам: Чем знаменит Лондон? Зимние праздники в Великобритании. Известные имена Британии Британские традиции Символы Великобритании

На уроках английского языка учащимися были созданы творческие проекты по темам:

  • Чем знаменит Лондон?
  • Зимние праздники в Великобритании.
  • Известные имена Британии
  • Британские традиции
  • Символы Великобритании
Зимние праздники в Великобритании Christmas tree Santa Claus  candy cane  Valentines day

Зимние праздники в Великобритании

Christmas tree

Santa Claus

candy cane

Valentines day

    Достопримечательности Лондона     Big Ben   London Tower  Tower Bridge

Достопримечательности Лондона

Big Ben

London Tower

Tower Bridge

Почему Лондон является любимым местом путешествия туристов?   map Buckingam Palace   Trafalgar Squere

Почему Лондон является любимым местом путешествия туристов?

map

Buckingam Palace

Trafalgar Squere

Итак, используя метод проекта, интегрируя его в учебный процесс можно более эффективно развивать коммуникативную компетенцию на уроках иностранного языка: а) формировать навыки и умения б) совершенствовать умения аудирования , монологической и диалогической речи д) пополнять свой словарный запас е) знакомиться со страноведческими знаниями Вовлеченные в решение проблемного вопроса, школьники обучаются адекватно реагировать, что стимулирует их к созданию спонтанных высказываний. И когда это начинает получаться, можно говорить о формировании языковой компетенции

Итак, используя метод проекта, интегрируя его в учебный процесс можно более эффективно развивать коммуникативную компетенцию на уроках иностранного языка:

а) формировать навыки и умения

б) совершенствовать умения аудирования , монологической и диалогической речи

д) пополнять свой словарный запас

е) знакомиться со страноведческими знаниями

Вовлеченные в решение проблемного вопроса, школьники обучаются адекватно реагировать, что стимулирует их к созданию спонтанных высказываний. И когда это начинает получаться, можно говорить о формировании языковой компетенции

Работа в группах

Работа в группах

На уроках иностранного языка при формировании коммуникативной компетенции ученик должен решить возникающие перед ним коммуникативные задачи в заданной ситуации общения . Цель урока:  - развивать умение находить нужную информацию  - учить связному высказыванию  - развивать навыки речевой деятельности

На уроках иностранного языка при формировании коммуникативной компетенции ученик должен решить возникающие перед ним коммуникативные задачи в заданной ситуации общения .

Цель урока:

- развивать умение находить нужную информацию

- учить связному высказыванию

- развивать навыки речевой деятельности

Заключение Развитие познавательной активности позволяет: - создавать положительную мотивацию на уроке, - обеспечивать активную и интенсивную работу по смысловому анализу информации, - развивать смысловую догадку и активизацию лексического опыта ученика и обогащать его словарный запас, - способствовать оптимальной организации внимания, - вооружать рациональными способами запоминания, - вырабатывать необходимый темп восприятия информации, - увеличивать темп работы, - развивать и осваивать информационное пространство содержания урока, - приучать к самооценке процесса и результата собственной деятельности на уроке в сравнении с другими учениками.

Заключение

  • Развитие познавательной активности позволяет:
  • - создавать положительную мотивацию на уроке,
  • - обеспечивать активную и интенсивную работу по смысловому анализу информации,
  • - развивать смысловую догадку и активизацию лексического опыта ученика и обогащать его словарный запас,
  • - способствовать оптимальной организации внимания,
  • - вооружать рациональными способами запоминания,
  • - вырабатывать необходимый темп восприятия информации,
  • - увеличивать темп работы,
  • - развивать и осваивать информационное пространство содержания урока,
  • - приучать к самооценке процесса и результата собственной деятельности на уроке в сравнении с другими учениками.

Литература  

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984.

2. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке:5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007. – с. 4-37

3.Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. М.: Педагогика, 1985

4. Развитие творческой активности школьника/Под ред. А.Н. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. 

5. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.: Просвещение, 19

6. Душеина, Т.В. Проектная методика на уроках иностранного языка. ИЯШ, 2003, № 5.77.

7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 

8. Самойлова, Т.А. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие /Т.А. Самойлова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – 92с.

9. Смолкин, А.М. Формирование мотивации учения: КН. Для учителя /А.М. Смолкин. – М.: Просвещение, 1990. – 242с.

10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 

11. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника.

 

12. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.

13. Щуркова Н.Е. Игровые методики. Педагогическое общество России. Москва 2004.с.4-38

14. Хабиб Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся. М.: Педагогика, 1979. 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!