СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по биологии "Постэмбриональное развитие живых организмов"+ конспект урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по биологии "Постэмбриональное развитие живых организмов"+ конспект урока»

«Постэмбриональное развитие  организмов»

«Постэмбриональное развитие организмов»

 Периоды  онтогенеза  Эмбриональный  Постэмбриональный

Периоды

онтогенеза

Эмбриональный

Постэмбриональный

Постэмбриональное развитие -  развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти.

Постэмбриональное развитие

- развитие организма с момента его рождения или выхода из яйцевых оболочек до смерти.

Продолжительность постэмбрионального периода многоклеточных организмов черепаха - 100-150 лет гриф - 117 лет белуга - 80-100 лет попугай - 70-95 лет слон - 77 лет гусь - 50-100 лет человек - 70 лет крокодил - 60 лет актиния - 50-70 лет лошадь - 40 лет обезьяна - 35-40 лет корова - 20-30 лет кот - 27 лет

Продолжительность постэмбрионального периода многоклеточных организмов

черепаха - 100-150 лет гриф - 117 лет

белуга - 80-100 лет попугай - 70-95 лет

слон - 77 лет гусь - 50-100 лет

человек - 70 лет крокодил - 60 лет

актиния - 50-70 лет лошадь - 40 лет

обезьяна - 35-40 лет корова - 20-30 лет

кот - 27 лет

Основные типы постэмбрионального развития:  прямое   непрямое

Основные типы постэмбрионального развития:

  • прямое
  • непрямое
Прямое развитие  - развитие , при котором из тела матери  или яйцевых оболочек выходит особь, отличающаяся от взрослого организма меньшими размерами и недоразвитием некоторых органов     рыбы  пресмыкающиеся  птицы  млекопитающие

Прямое развитие

- развитие , при котором из тела матери

или яйцевых оболочек выходит особь, отличающаяся от взрослого организма меньшими размерами и недоразвитием некоторых органов

  • рыбы
  • пресмыкающиеся
  • птицы
  • млекопитающие
Непрямое развитие  ( с метаморфозом  - от греч. metamorphosis – превращение ) - из яйца выходит личинка устроенная проще взрослого животного (сильно отличающаяся от него) как правило имеющая специальные личиночные органы отсутствующие у взрослого животного  как правило не способная к размножению

Непрямое развитие ( с метаморфозом - от греч. metamorphosis – превращение )

- из яйца выходит личинка

  • устроенная проще взрослого животного (сильно отличающаяся от него)
  • как правило имеющая специальные личиночные органы отсутствующие у взрослого животного
  • как правило не способная к размножению

 Амфибии  Насекомые  Ракообразные  Моллюски  Черви
  • Амфибии
  • Насекомые
  • Ракообразные
  • Моллюски
  • Черви
Проблема :  Почему в природе сложились два типа развития: прямое и непрямое ?   Какой из этих типов эффективнее ?

Проблема :

  • Почему в природе сложились два типа развития: прямое и непрямое ?
  • Какой из этих типов эффективнее ?
Работаем в группах.  Для решения проблемы, рассмотрим: Развитие беспозвоночных (насекомые) Развитие личиночно – хордовых (асцидии)  Развитие амфибий (лягушка) Развитие позвоночных (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающих)

Работаем в группах. Для решения проблемы, рассмотрим:

  • Развитие беспозвоночных (насекомые)
  • Развитие личиночно – хордовых (асцидии)
  • Развитие амфибий (лягушка)
  • Развитие позвоночных (пресмыкающиеся, птицы, млекопитающих)

Развитие беспозвоночных  (на примере саранчи и майского жука)

Развитие беспозвоночных (на примере саранчи и майского жука)

Вывод:   Насекомые имеют прямое  и непрямое развитие   Личинка майского жука – гусеница живет в почве, питается корнями растений.   Взрослая особь живет в наземно - воздушной среде, питается листьями.  Причина метаморфоза:  смена образа жизни  смена среды обитания

Вывод:

Насекомые имеют прямое

и непрямое развитие

Личинка майского жука – гусеница живет в почве, питается корнями растений.

Взрослая особь живет в наземно - воздушной среде, питается листьями.

Причина метаморфоза:

  • смена образа жизни
  • смена среды обитания
 Большинство насекомых размножаются  с полным превращением  Размножение  с превращением позволяет насекомым снизить конкуренцию между потомством и взрослыми особями.  Насекомые – самый многочисленный класс - 1 млн. видов.

Большинство насекомых размножаются с полным превращением

Размножение с превращением позволяет насекомым снизить конкуренцию между потомством и взрослыми особями.

Насекомые – самый многочисленный класс - 1 млн. видов.

Развитие личиночно – хордовых (на примере асцидии)

Развитие личиночно – хордовых (на примере асцидии)

Вывод: Личиночно – хордовые имеют  непрямое развитие   Личинка асцидии ведет свободноплавающий образ жизни.    Взрослая особь ведет прикрепленный образ жизни.     Причина метаморфоза асцидии:  смена образа жизни

Вывод:

Личиночно – хордовые имеют

непрямое развитие

Личинка асцидии ведет свободноплавающий образ жизни.

Взрослая особь ведет прикрепленный образ жизни.

Причина метаморфоза асцидии:

  • смена образа жизни
Развитие амфибий  (на примере лягушки)

Развитие амфибий (на примере лягушки)

Вывод:   Земноводные имеют  непрямое развитие    Головастик лягушки развивается в водной среде.    Взрослые особи обитают преимущественно в наземно - воздушной среде.     Причина метаморфоза лягушки:  смена среды обитания

Вывод:

Земноводные имеют

непрямое развитие

Головастик лягушки развивается в водной среде.

Взрослые особи обитают преимущественно в наземно - воздушной среде.

Причина метаморфоза лягушки:

  • смена среды обитания

Развитие позвоночных  (на примере пресмыкающихся, птиц и млекопитающих).

Развитие позвоночных (на примере пресмыкающихся, птиц и млекопитающих).

Развитие пресмыкающихся Развитие крокодила Прямое развитие пресмыкающихся– одно  из условий успешного освоения суши.

Развитие пресмыкающихся

Развитие крокодила

Прямое развитие пресмыкающихся– одно

из условий успешного освоения суши.

Развитие птиц Птенцы гуся Птенцы голубя

Развитие птиц

Птенцы гуся

Птенцы голубя

Особенности развития птиц Птицы по типу развития подразделяются на:  Гнездовые – птенцовые (хищные, вороны, грачи, голуби, дятлы, попугаи, воробьи, синицы и др.) беспомощные слабый перьевой покров веки сросшиеся ушные отверстия закрыты  Выводковые (тетерева, глухари, перепелки, утки)

Особенности развития птиц

Птицы по типу развития подразделяются на:

  • Гнездовые – птенцовые (хищные, вороны, грачи, голуби, дятлы, попугаи, воробьи, синицы и др.)
  • беспомощные
  • слабый перьевой покров
  • веки сросшиеся
  • ушные отверстия закрыты

  • Выводковые (тетерева, глухари, перепелки, утки)
Развитие млекопитающих Однодневные заяц – беляк (1) и кролик (2) Особенности размножения у разных групп млекопитающих имеют ясно выраженный приспособительный характер  и связаны с особенностями образа жизни

Развитие млекопитающих

Однодневные заяц – беляк (1) и кролик (2)

Особенности размножения у разных групп млекопитающих

имеют ясно выраженный приспособительный характер

и связаны с особенностями образа жизни

Вывод:    Большинство позвоночных имеют прямое развитие.    При прямом развитии детеныши более приспособленные к жизни, т.к. они отличаются только размерами и уровню полового созревания.   Прямое развитие - признак высокой организации

Вывод:

Большинство позвоночных имеют прямое развитие.

При прямом развитии детеныши более приспособленные к жизни, т.к. они отличаются только размерами и уровню полового созревания.

Прямое развитие - признак высокой организации

Решение проблемы:   В процессе развития организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды.   Для животных , меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямой тип развития.   Для животных, не меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямое развитие.

Решение проблемы:

В процессе развития организмы приспосабливаются к условиям окружающей среды.

Для животных , меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямой тип развития.

Для животных, не меняющих в своем развитии образ жизни, среду обитания эффективнее прямое развитие.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!