СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по биологии: "Терминология и символика, используемая в генетике"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация по биологии: "Терминология и символика, используемая в генетике"»

ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса»  Тема урока:  Терминология и символика, используемая в генетике   Подготовила: Данилова Т.В., преподаватель биологии высшей квалификационной категории

ГАПОУ СО «Калининский техникум агробизнеса»

Тема урока: Терминология и символика, используемая в генетике

Подготовила: Данилова Т.В.,

преподаватель биологии высшей

квалификационной категории

Цель: ознакомить учащихся с основными терминами и символами, используемыми в генетике. Задачи: 1. дать первое представление о терминологии и  символике, используемой в  генетике  2. сформировать знания об основных понятиях  используемых в генетике;  3. начать формировать умения использовать символику  для написания схем и  для последующего решения  генетических задач;  4. познакомить учащихся с исторической оценкой  развитья генетики – как  науки;  5. продолжить формирование навыков работы с текстом.

Цель: ознакомить учащихся с основными терминами и символами, используемыми в генетике.

Задачи: 1. дать первое представление о терминологии и символике, используемой в генетике

2. сформировать знания об основных понятиях используемых в генетике;

3. начать формировать умения использовать символику для написания схем и для последующего решения генетических задач;

4. познакомить учащихся с исторической оценкой развитья генетики – как науки;

5. продолжить формирование навыков работы с текстом.

План. 1. Генетика – как наука. 2. Открытие законов наследования. 3. Развитие представлений о гене. 4. Терминология, используемая в генетике. 5. Символика, используемая в генетике.

План.

1. Генетика – как наука.

2. Открытие законов наследования.

3. Развитие представлений о гене.

4. Терминология, используемая в генетике.

5. Символика, используемая в генетике.

 Генетика — наука, изучающая закономерности и материальные основы наследственности и изменчивости организмов, а также механизмы эволюции живого.  Дети похожи на своих родителей и хотя это сходство далеко не абсолютно, оно тем не менее явно свидетельствует о существовании биологической наследственности. Люди давно поняли, что половой акт и у человека и у животных связан с размножением. Следовательно, естественно было предположить, что семя самцов служит носителем наследственности, однако, как именно это происходит оставалось не ясно.

Генетика — наука, изучающая закономерности и материальные основы наследственности и изменчивости организмов, а также механизмы эволюции живого.

Дети похожи на своих родителей и хотя это сходство далеко не абсолютно, оно тем не менее явно свидетельствует о существовании биологической наследственности. Люди давно поняли, что половой акт и у человека и у животных связан с размножением. Следовательно, естественно было предположить, что семя самцов служит носителем наследственности, однако, как именно это происходит оставалось не ясно.

 Многие века господствовала теория пангенеза , согласно которой, семя образуется во всех частях тела, а затем, по кровеносным сосудам попадает через семенники в половые органы. Сходство между родителями и потомками объяснялось тем, что семя, образуясь в различных частях тела, отражает характерные особенности каждой из них.

Многие века господствовала теория пангенеза , согласно которой, семя образуется во всех частях тела, а затем, по кровеносным сосудам попадает через семенники в половые органы. Сходство между родителями и потомками объяснялось тем, что семя, образуясь в различных частях тела, отражает характерные особенности каждой из них.

Генетика – как наука Теория пангенеза была известна уже Аристотелю ( 384-322 г.до н.э.) и другим греческим философам и преобладала еще в XIX веке.

Генетика – как наука

Теория пангенеза была известна уже Аристотелю

( 384-322 г.до н.э.) и другим греческим философам и преобладала еще в XIX веке.

Жан Батист де Ламарк (1744-1829г.) считал пангенез основным механизмом эволюционных изменений. По Ламарку, эволюция была накоплением в чреде многих поколений благоприобретенных признаков: упражнение или неупражнение органов, по его мнению, приводят к таким изменениям в организме, которые могут передаваться потомству.

Жан Батист де Ламарк (1744-1829г.) считал пангенез основным механизмом эволюционных изменений. По Ламарку, эволюция была накоплением в чреде многих поколений благоприобретенных признаков: упражнение или неупражнение органов, по его мнению, приводят к таким изменениям в организме, которые могут передаваться потомству.

Август Вейсман (1834-1914 г.) сделал первый серьезный вызов теории пангенеза. Он противопоставил ей теорию зародышевой плазмы. Вейсман провел различия между зародышевой плазмой, включающей половые клетки, из которых они образуются, и соматоплазмой, к которой отнес клетки остальной части организма. По Вейсману, зародышевая плазма остается неизменной, передаваясь при размножении из поколения в поколение, тогда как соматоплазма преходяща и создается зародышевой плазмой лишь для того, чтобы защитить себя от повреждений и способствовать размножению. Эта точка зрения полностью противоречит теории пангенеза.

Август Вейсман (1834-1914 г.) сделал первый серьезный вызов теории пангенеза. Он противопоставил ей теорию зародышевой плазмы. Вейсман провел различия между зародышевой плазмой, включающей половые клетки, из которых они образуются, и соматоплазмой, к которой отнес клетки остальной части организма. По Вейсману, зародышевая плазма остается неизменной, передаваясь при размножении из поколения в поколение, тогда как соматоплазма преходяща и создается зародышевой плазмой лишь для того, чтобы защитить себя от повреждений и способствовать размножению. Эта точка зрения полностью противоречит теории пангенеза.

Опыт Вейсмана в подтверждении его теории: на протяжении многих поколений он отрезал хвосты мышам и заметил, что длина хвостов остается неизменной.   Вывод: наследственные признаки хвоста определяются не частицами их образующими, а формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы, которая при отрезании хвостов остается неизменной.    Итак, Август Вейсман. Наследственные признаки формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы.

Опыт Вейсмана в подтверждении его теории: на протяжении многих поколений он отрезал хвосты мышам и заметил, что длина хвостов остается неизменной.

Вывод: наследственные признаки хвоста определяются не частицами их образующими, а формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы, которая при отрезании хвостов остается неизменной.

Итак, Август Вейсман. Наследственные признаки формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы.

Первый этап развития генетики: открытие (1865 г.) дискретности (делимости) наследственных факторов и разработка правил скрещивания организмов и учета признаков у их потомства. Грегор Мендель (1822 – 1884)

Первый этап развития генетики:

открытие (1865 г.) дискретности (делимости) наследственных факторов и разработка правил скрещивания организмов и учета признаков у их потомства.

Грегор Мендель (1822 – 1884)

В 1901 —1903 гг. де Фриз выдвинул мутационную теорию изменчивости, которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии генетики.   Хуго де Фриз (1848—1935)

В 1901 —1903 гг. де Фриз выдвинул мутационную теорию изменчивости, которая сыграла большую роль в дальнейшем развитии генетики.

Хуго де Фриз (1848—1935)

Вильгельм Иогансен сформулировал понятие “популяция” предложил называть менделевские “наследственные факторы” словом ген, дал определения понятий “генотип” и “фенотип”.   Вильгельм Иогансен (1857 – 1927)  

Вильгельм Иогансен сформулировал понятие “популяция” предложил называть менделевские “наследственные факторы” словом ген, дал определения понятий “генотип” и “фенотип”.

Вильгельм Иогансен (1857 – 1927)  

Второй этап характеризуется  переходом к изучению явлений наследственности на клеточном уровне. Т. Морганом установлено, что гены расположены в хромосомах в линейном порядке, образуя сцепления. Морган установил закономерности наследования признаков, сцепленных с полом.   Томас Морган (1866 – 1945)

Второй этап характеризуется переходом к изучению явлений наследственности на клеточном уровне.

Т. Морганом установлено, что гены расположены в хромосомах в линейном порядке, образуя сцепления. Морган установил закономерности наследования признаков, сцепленных с полом.

Томас Морган (1866 – 1945)

Третий этап: В 1953 г. Ф. Крик и Дж. Уотсон, опираясь на результаты опытов генетиков и биохимиков и на данные рентгеноструктурного анализа, создали структурную модель ДНК в форме двойной спирали.

Третий этап:

В 1953 г. Ф. Крик и Дж. Уотсон, опираясь на результаты опытов генетиков и биохимиков и на данные рентгеноструктурного анализа, создали структурную модель ДНК в форме двойной спирали.

 Развитие представлений о гене.  Переоткрытие законов Менделя вызвало стремительное развитие науки о наследственности и изменчивости организмов – генетики. Элементарные единицы наследственности стали называть генами. Было доказано, что гены расположены в хромосомах. Но молекулярная структура генов еще долгое время оставалась неизвестной.  Открытие химической структуры ДНК позволило понять молекулярные основы наследственности и механизмы действия генов и их передачи – в форме молекул ДНК из поколения в поколение.  На протяжении последних лет генетики разработали методы, которые позволили им в лабораторных условиях воссоздать последовательные этапы эволюции организмов.  Новое знание и возможности использовать его для достижения новых целей имеют глубокие последствия для всей биологии.  Термин генетика предложил Бэтсон в 1906 году.

Развитие представлений о гене.

Переоткрытие законов Менделя вызвало стремительное развитие науки о наследственности и изменчивости организмов – генетики. Элементарные единицы наследственности стали называть генами. Было доказано, что гены расположены в хромосомах. Но молекулярная структура генов еще долгое время оставалась неизвестной.

Открытие химической структуры ДНК позволило понять молекулярные основы наследственности и механизмы действия генов и их передачи – в форме молекул ДНК из поколения в поколение.

На протяжении последних лет генетики разработали методы, которые позволили им в лабораторных условиях воссоздать последовательные этапы эволюции организмов.

Новое знание и возможности использовать его для достижения новых целей имеют глубокие последствия для всей биологии.

Термин генетика предложил Бэтсон в 1906 году.

Терминология, используемая в генетике.

  • Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости
  • Ген – участок молекулы ДНК.
  • Генотип – совокупность генов в организме.
  • Фенотип – совокупность всех признаков организма.
  • Геном – совокупность генов, для гаплоидного набора хромосом.
  • Гамета – половая клетка.
  • Гаплоидность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом.
  • Диплоидность – организм, или клетка с двойным набором хромосом.
  • Гетерозиготность – организм, или клетка несут различные аллели.
  • Гомозиготность – организм, или клетка несут одинаковые аллели.
  • Гибридность – (от латыни помесь) процесс образования помесей.
  • Дигибридность – объединение генетического материала по двум признакам.
  • Полигибридность – объединение генетического материала по двум и более признакам.
  • Моногибридность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом.
  • Аллель – парные гены, отвечающие за развитие одного и того же признака.
  • Изменчивость – свойство живых организмов приобретать новые признаки.
  • Доминирование – преобладающий признак наследования.
  • Рецессивность – подавляемый наследственный генофонд.
  • Комплементарность – или дополнительно действующий ген.
  • Наследственность – свойство живых организмов обеспечивать преемственность между поколениями.
  • Признак – свойство особей.
  • Скрещивание – объединение генетического материала разных клеток в одной клетки.
Символика, используемая в генетике.   ( зеркала Венеры) – женский пол (щит и копье Марса) – мужской пол. Р  (лат. parento) – родительские особи G  (Г)  (гр. Gamete) – гаметы F (filii) - дети, ( F1, F2 , и т.д. – поколения) В схемах на первом месте принято обозначать генотип женского пола. А – фактор наследственности, определяющий доминантный признак а – фактор наследственности, определяющий рецессивный признак АА, аа – гомозиготные особи Аа – гетерозиготная особь X - знак скрещивания

Символика, используемая в генетике.

( зеркала Венеры) – женский пол

(щит и копье Марса) – мужской пол.

Р (лат. parento) – родительские особи

G (Г) (гр. Gamete) – гаметы

F (filii) - дети, ( F1, F2 , и т.д. – поколения)

В схемах на первом месте принято обозначать генотип женского пола.

А – фактор наследственности, определяющий доминантный признак

а – фактор наследственности, определяющий рецессивный признак

АА, аа – гомозиготные особи

Аа – гетерозиготная особь

X - знак скрещивания

Обобщение и систематизация знаний.

Учащимся предлагается ответить на вопросы теста

ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике

1 вариант

Выберите правильные ответы:

  • Генетика – наука о законах наследственности и изменчивости
  • Полигибридность – объединение генетического материала по двум и более признакам.
  • Доминирование – преобладающий признак наследования.

Геном – совокупность генов, для гаплоидного набора хромосом

Признак – свойство особей по генофонду.

  • Гаплоидность – организм, или клетка с тройным набором хромосом.
  • Фенотип – совокупность всех признаков организма.

Ответьте на вопросы теста:

  • Совокупность генов галоидного набора хромосом — это:

А) генотип; В) генофонд;

Б) геном; Г) кариотип.

  • Генотип — это:

А) совокупность всех генов организма, взаимодействующих между собой

и с факторами внешней среды;

Б) совокупность генов всех особей популяции;

В) совокупность внешних и внутренних признаков организма.

  • Участок хромосомы, в котором расположен ген, называется:

А) аллель; В) кодон;

Б) локус; Г) антикодон.

Напишите, символы, соответствующие этим определениям:

знак скрещивания

женский пол

гомозиготные особи

ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике

2 вариант

Выберите правильные ответы:

  • Ген – участок молекулы ДНК.
  • Гомозиготность – организм, или клетка несут различные аллели.
  • скрещивание – объединение генетического материала разных клеток в одной клетки.
  • Комплементарность – или дополнительно действующий ген.
  • Моногибридность – организм, или клетка с одинарным набором хромосом.

Ответьте на вопросы теста:

  • Фенотип — это совокупность внешних и внутренних признаков:

А) организма; В) всех особей вида;

Б) всех особей популяции; .

  • Наследственность — это:

А) свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству;

Б) конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях

B) изменение наследственной информации или проявление генов в фенотипе.

  • Набор хромосом соматической клетки, характеризующийся определенным их числом, размерами, формой, называется:

А) генотип; В) ген;

Б) геном; Г) кариотип.

Напишите, символы, соответствующие этим определениям:

родительские особи ………

гаметы ………

поколения ………….

ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике

3 вариант

Выберите правильные ответы:

  • Генотип – совокупность генов в хромосоме.
  • Гибридность – (от латыни помесь) процесс образования помесей.
  • Наследственность – свойство живых организмов приобретать новые признаки.
  • Дигибридность – объединение генетического материала по одному признаку.

Рецессивность – преобладающий наследственный генофонд.

Ответьте на вопросы теста:

  • Совокупность генов всех особей популяции — это:

А) генотип; В) генофонд;

Б) ген; Г) кариотип.

  • Изменчивость — это:

А) конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях;

Б) свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству;

B) свойство организмов приобретать признаки-различия в пределах вида

  • Гомологичными называются парные хромосомы, имеющие:

А) одинаковую форму, размер и конъюгирующие в мейозе;

Б) сходный набор генов и конъюгирующие в митозе;

B) сходное строение, но разное число генов..

Напишите, символы, соответствующие этим определениям:

фактор наследственности, определяющий рецессивный признак………….

дети …………

знак скрещивания …………….

ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике 4 вариант Выберите правильные ответы: Гамета – соматическая клетка. Изменчивость – свойство живых организмов существовать в различных условиях. Аллель – парные гены, отвечающие за развитие одного и того же признака. Гетерозиготность – организм, или клетка несут различные аллели. Дигибридность – организм, или клетка с двойным набором хромосом. Ответьте на вопросы теста: Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:  А) аллельными;   В) гомозиготными.  Б) гетерозиготными; Организм, имеющий одинаковые аллели данного гена и не дающий в потомстве расщепления, называется:  A) гетерозиготным;   В) гомозиготным;   Б) моногибридным;   Г) гибридным  Участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка, называется:   А) генотип;   В) ген;  Б) геном;    Г) кариотип. Напишите, символы, соответствующие этим определениям: мужской пол ……… фактор наследственности, определяющий доминантный признак……. гетерозиготная особь ……..

ТЕСТ по теме: Терминология и символика, используемая в генетике

4 вариант

Выберите правильные ответы:

  • Гамета – соматическая клетка.
  • Изменчивость – свойство живых организмов существовать в различных условиях.
  • Аллель – парные гены, отвечающие за развитие одного и того же признака.
  • Гетерозиготность – организм, или клетка несут различные аллели.
  • Дигибридность – организм, или клетка с двойным набором хромосом.

Ответьте на вопросы теста:

  • Гены, контролирующие развитие противоположных признаков, называются:

А) аллельными; В) гомозиготными.

Б) гетерозиготными;

  • Организм, имеющий одинаковые аллели данного гена и не дающий в потомстве расщепления, называется:

A) гетерозиготным; В) гомозиготным;

Б) моногибридным; Г) гибридным

  • Участок молекулы ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка, называется:

А) генотип; В) ген;

Б) геном; Г) кариотип.

Напишите, символы, соответствующие этим определениям:

мужской пол ………

фактор наследственности, определяющий доминантный признак…….

гетерозиготная особь ……..

Подведение итогов урока. 1. Август Вейсман. Наследственные признаки формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы. 2. Термин генетика предложил Бэтсон в 1906 году. 3. Наука и практика накопили к середине XIX века огромный фактический материал, но в чем причины сходства и различия организмов, что предшествовало развитию такой науки как генетики.

Подведение итогов урока.

1. Август Вейсман. Наследственные признаки формируются благодаря клеткам зародышевой плазмы.

2. Термин генетика предложил Бэтсон в 1906 году.

3. Наука и практика накопили к середине XIX века огромный фактический материал, но в чем причины сходства и различия организмов, что предшествовало развитию такой науки как генетики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!