СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по дисциплине «История стиля» на тему: «Костюм народов северного кавказа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по дисциплине «История стиля» на тему: «Костюм народов северного кавказа"

Просмотр содержимого документа
«Презентация по дисциплине «История стиля» на тему: «Костюм народов северного кавказа"»

          Презентация     по дисциплине  «история стиля»  на тему:  «Костюм народов северного кавказа»                                   2016         

      Презентация   по дисциплине «история стиля» на тему: «Костюм народов северного кавказа»                 2016     

Содержание Введение 1.Женские костюмы 2.Мужские костюмы Заключение Список использованной литературы

Содержание

  • Введение
  • 1.Женские костюмы
  • 2.Мужские костюмы
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

  • Кавказ - одна из областей мира, где народный костюм отличается исключительным разнообразием, красочностью, обилием украшений. Традиционный костюм передаётся из поколения в поколение, по его отделке, покрою, украшениям можно определить, к какому народу принадлежит человек, носящий его.
  • Северный Кавказ - один из самых многонациональных регионов нашей страны. Кроме десяти коренных народов (адыгейцы, черкесы, кабардинцы, абазины, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, осетины, чеченцы и ингуши), населяющих автономные республики и области, здесь проживают русские, украинцы, армяне, грузины, греки и др.
  • Вместе с тем общность исторического пути, разнообразные культурные и экономические связи, уходящие корнями в далекое прошлое, издавна способствовали налаживанию тесных контактов между народами, появлению общих форм во многих областях материальной культуры, в том числе и в одежде.
  • Одежда народов Кавказа не оставалась неизменной. Более того, XVIII и XIX века стали временем значительных, а период начала XX в.- поистине революционных изменений в одежде местных народов, что было связано с конкретной исторической, социально-экономической и этнокультурной ситуацией в регионе на протяжении последних двух с половиной столетий.
Одежда народов Северного Кавказа(осетины,черкесы, кабардинцы, чеченцы)

Одежда народов Северного Кавказа(осетины,черкесы, кабардинцы, чеченцы)

1.Женские костюмы

1.Женские костюмы

  • Женская нательная одежда состояла из рубахи и штанов. У большинства народов: кабардинцев, черкесов, карачаевцев, балкарцев, осетин - рубаха уже не являлась достаточной одеждой не только для выхода из дома, но и в домашних условиях. Поверх рубахи считалось обязательным надевать распашные или закрытые платья, а начиная с 12-13 лет под платье поверх рубахи надевали еще и кафтанчик. Несмотря на это, рубаха еще не понималась как белье, она была видна в разрез платья и тем самым сохраняла функции составной части и выходного, и даже праздничного костюма.
  • У чеченцев и ингушей женская рубаха и в этот период считалась (в сочетании с надетыми под нее штанами) достаточной одеждой для выхода за пределы дома, селения, на праздник, так же как это было и в соседнем Дагестане. Этому не противоречит существование в праздничной одежде молодой чеченской и ингушской девушки распашного платья, надевавшегося поверх рубахи. Примерно такое же положение наблюдалось у западных черкесов (нынешних адыгейцев).
  • Подтверждение такого деления на платье-рубаху и просто рубаху находим в национальной терминологии, связанной с одеждой и ее развитием. Карачаевцы и балкарцы называли рубаху кёлек, кабардинцы - джанэ. Платье, надевавшееся поверх рубахи, носило другое название. В более поздний период, при переходе на городскую одежду, названия кёлек, джан сохранились за рубашкой-бельем, хотя покрой ее и изменился. Платье же современного покроя называют ранее существовавшим термином, обозначавшим платье (чепкен, къаба, босцей). У чеченцев и ингушей рубаха называлась коч, этот термин перешел и на современное платье, поскольку функции прежней рубахи и современного платья совпадают. Для обозначения белья, нижней рубахи, к слову коч прибавляют прилагательное "внутренняя" (т. е. надеваемая внутрь, под них). У адыгейцев рубашка называется джанэ. Этот же термин (подобно чеченскому коч) перешел и на современное платье. Наименование же платья распашного, надевавшегося (не всегда) поверх рубашки,- сай; в настоящее время оно применяется только к распашному национальному платью старинного покроя.
Функциональное назначение рубахи в прошлом не могло не влиять на выбор материала, расцветку ткани, эволюцию покроя. Так, у чеченцев и ингушей и во второй половине XIX в. еще встречались рубахи из шерстяной домотканины, а позднее их иногда шили из покупной шерстяной материи, что не было принято у других народов Северного Кавказа. Носили также рубахи из крашеного холста, а позднее из ситца, сатина, бумазеи. Праздничные рубахи шили из шелка. У чеченцев и ингушей, отчасти осетин встречались рубахи темных цветов - коричневого, синего, темно-красного, даже черного. Кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, осетины, адыгейцы для праздничных рубах употребляли шелковые ткани типа канауса, реже репса, на будничные рубахи - хлопчатобумажную турецкую ткань боз (бязь), впоследствии вытесненную ситцем, сатином. Наряду с красным и синим для праздничных рубах покупали шелка более светлых цветов - оранжевый, палевый, желтый, голубой, белый, салатный и др. Будничные рубашки шили также более светлыми.
  • Функциональное назначение рубахи в прошлом не могло не влиять на выбор материала, расцветку ткани, эволюцию покроя. Так, у чеченцев и ингушей и во второй половине XIX в. еще встречались рубахи из шерстяной домотканины, а позднее их иногда шили из покупной шерстяной материи, что не было принято у других народов Северного Кавказа. Носили также рубахи из крашеного холста, а позднее из ситца, сатина, бумазеи. Праздничные рубахи шили из шелка. У чеченцев и ингушей, отчасти осетин встречались рубахи темных цветов - коричневого, синего, темно-красного, даже черного.
  • Кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, осетины, адыгейцы для праздничных рубах употребляли шелковые ткани типа канауса, реже репса, на будничные рубахи - хлопчатобумажную турецкую ткань боз (бязь), впоследствии вытесненную ситцем, сатином. Наряду с красным и синим для праздничных рубах покупали шелка более светлых цветов - оранжевый, палевый, желтый, голубой, белый, салатный и др. Будничные рубашки шили также более светлыми.
  • К самому концу XIX - началу XX в. относится появление рубахи внутренней или нижней, которая надевалась под верхнюю рубаху и играла роль белья. Ее шили обычно из белой ткани, чаще всего туникообразного покроя. Однако нижняя рубаха была лишь у более зажиточных женщин. Наибольшее распространение она получила у адыгейцев.
  • Наличие нижней рубахи позволяло в праздники ограничиться надеванием под распашное платье шелковой нижней юбки и привязывать выше локтя широкие и длинные шелковые рукава того же цвета. Такая имитация шелковой рубахи встречалась только в тех районах, где поверх рубахи обязательно надевали кафтанчик и платье, т. е. у кабардинцев, карачаевцев, балкарцев, осетин.
  • Эволюция рубахи, игравшей одновременно и роль платья, у чеченцев, ингушей, отчасти адыгейцев была сложной. Рубаха начала сближаться с платьем в начале XX в. Как уже отмечалось выше, рубаха туникообразного покроя стала уступать место рубахе с выкройными проймами и сшивным плечом. При этом плечо рубахи сузилось, шов, соединяющий рукав со станом, при выкройной пройме шел выше, при туникообразном же покрое он оказался ниже плеча, в верхней части рукава.
  • Ширину рубахи, удобную при работе, хождении по горам, манере сидеть на полу, стремились сохранить. Это достигалось разными способами. В начале XX в. чеченские и ингушские девушки начали носить платье-рубаху, которое спереди было довольно узким, а сзади широким, так как от шеи до подола, а иногда от талии до подола в задний шов вшивался двойной клин, образующий клёш. Спереди сверху до низу была застрочена складка, прикрывавшая разрез на груди; рукава до кисти прямые или на обшлаге. Такую рубаху называли гейш-коч.
  • Одним из интереснейших элементов женской одежды является кафтанчик, надевавшийся девушками с периода, "когда они начинали ходить на танцы" (т. е. периода полового созревания). Степень его распространения у народов Северного Кавказа различна. Кафтанчик был характерен для адыгских народов, карачаевцев и балкарцев, а также осетин. У чеченцев и ингушей в полном виде кафтанчик не встречен.
  • Покрой женского кафтанчика совпадал с мужским бешметом, но кафтанчик делали обычно короче и он не всегда имел стоячий воротник. Отличием женского кафтанчика являлось наличие крупных металлических застежек, а также украшение его (у девушек) золотым шитьем.
  • Отличался кафтанчик от бешмета и названиями. По своему покрою, назначению и системе застежек кафтанчик был предназначен для того, чтобы туго схватывать и стягивать фигуру от плечей до талии. Застежки представляли собой продолговатые металлические суженные к концам пластинки, одна из которых кончалась петлей, а другая - полушаровидным выступом. При застегивании кафтанчик туго натягивался. Если же одежда с такими застежками была свободной, они расстегивались. Подобные застежки имеют на Кавказе давнюю традицию.
  • Кафтанчик надевали поверх рубахи под распашное платье. Таким образом, он был виден лишь частями: грудь с металлическими застежками, передние полы (в разрез платья) и нижняя часть рукавов, в тех случаях, когда платье имело короткие или разрезные рукава.
  • Женскую верхнюю плечевую одежду, надеваемую поверх рубахи или кафтанчика, мы называем термином "платье". У большинства народов (кроме чеченцев, ингушей и адыгейцев) современное платье именуется тем же термином, что и описываемая плечевая одежда.
  • Для XIX в. наиболее характерным покроем женского платья у адыгских народов, карачаевцев, балкарцев, осетин был покрой типа мужской черкески. У некоторых народов совпадало и название одежды. Так, у карачаевцев черкеску и женское платье именовали одним термином чепкен.
  • Итак, первый тип женского платья характеризуется покроем черкески: с цельными передками, спинкой с узким перехватом и подрезами по талии, вставными клиньями на боках. Как и черкеска, платье было распашным, открытым на груди. Плотно охватывая стан от талии, оно плавно, без сборок расширялось книзу. Рукава чаще всего делали короткими, до локтя, они отличались от рукавов черкески.
  • Совпадение покроя верхней (черкеска, платье) одежды и надеваемой под нее (бешмет, кафтанчик) не случайно. Приталенная, туго охватывающая фигуру верхняя одежда допускала только такой же покрой и для нижней (кроме рубашки). Последняя шилась из тонких тканей, которые легко сжимались под тесной верхней одеждой.
Типы теплой одежды были довольно разнообразны: это 1) шуба из овечьей шкуры или другого меха, нагольная или крытая; 2) одежда, сшитая из ткани, стеганая на шерсти или на вате; 3) наплечная шаль, заменяющая теплую одежду (карачаевцы и балкарцы ее называли палтон-джаулукъ). В холодное время года женщины могли надевать и несколько рубах или платьев одно на другое. Надо учитывать и то, что в более ранний период, а у некоторых народов вплоть до конца XIX в., женскую одежду иногда шили из домотканого сукна, грубого, но теплого.
  • Типы теплой одежды были довольно разнообразны: это 1) шуба из овечьей шкуры или другого меха, нагольная или крытая; 2) одежда, сшитая из ткани, стеганая на шерсти или на вате; 3) наплечная шаль, заменяющая теплую одежду (карачаевцы и балкарцы ее называли палтон-джаулукъ).
  • В холодное время года женщины могли надевать и несколько рубах или платьев одно на другое. Надо учитывать и то, что в более ранний период, а у некоторых народов вплоть до конца XIX в., женскую одежду иногда шили из домотканого сукна, грубого, но теплого.
2.Мужская одежда Мужская одежда всех народов Северного Кавказа, как в отдельных предметах ее, так и в комплектов в целом, обнаруживает чрезвычайную близость, а в ряде случаев и тождество. Различия наблюдаются в мелочах, деталях, да и то не всегда.

2.Мужская одежда

  • Мужская одежда всех народов Северного Кавказа, как в отдельных предметах ее, так и в комплектов в целом, обнаруживает чрезвычайную близость, а в ряде случаев и тождество. Различия наблюдаются в мелочах, деталях, да и то не всегда.
У всех народов Северного Кавказа было несколько комплексов одежды, связанных с различными жизненными обстоятельствами. Первый - это дорожный, походный комплекс одежды. Он включал в себя помимо той или иной обычной одежды бурку, башлык и папаху, т. е. те три обязательных предмета, которые собственно и превращали его в дорожный комплекс.
  • У всех народов Северного Кавказа было несколько комплексов одежды, связанных с различными жизненными обстоятельствами. Первый - это дорожный, походный комплекс одежды. Он включал в себя помимо той или иной обычной одежды бурку, башлык и папаху, т. е. те три обязательных предмета, которые собственно и превращали его в дорожный комплекс.
  • Бурка наиболее специфична для народов Северного Кавказа. Горцы издавна изготовляли бурки не только для себя, но и на продажу. Бурка являлась предметом торговли, а часто прямого обмена с соседями, прежде всего с Западной Грузией, в свою очередь служившей для народов Северного Кавказа источником получения различных тканей, ниток и т. п. 
  • Вторым характерным для дорожного комплекса предметом являлся башлык. Западноевропейские путешественники в ряде случаев так и называют башлык "дорожным капюшоном". Особенностью покроя башлыка были длинные лопасти, которые позволяли замотать ими шею, не защищенную ничем, кроме стоячего воротника бешмета, да и он, видимо, не всегда был высоким. Этими же лопастями можно было прикрыть лицо от ветра, холода (или при желании быть неузнанным).
  • Папахи имели различную форму, что, однако, служило не столько этническим признаком, сколько временным; форма также определялась возрастом, приверженностью к моде и личным вкусам. Папаха обязательно входила в состав дорожного комплекса, даже если про запас имелась войлочная шляпа. Башлык надевали только на папаху, а возможность холодной и дождливой погоды в горах всегда надо было учитывать.
Второй комплекс - выходной, парадный. В нем также весьма ярко выступали общие черты бытовой культуры народов Северного Кавказа. Он включал в себя черкеску, бешмет, иногда рубаху, штаны (широкие или узкие в шагу), ноговицы, выходную обувь из кожи или сафьяна, чаще всего с мягкой подошвой, пояс с кинжалом и папаху того или иного фасона. В случае выезда за пределы селения парадный ансамбль иногда дополнялся буркой и башлыком, и таким образом первый и второй комплексы совмещались. Полный выходной костюм имели зажиточные люди. Порой костюмом или отдельными его предметами могли пользоваться другие лица - родственники и друзья хозяина. В парадный комплекс мог входить праздничный башлык, богато отделанный галуном, кистями, а иногда и вышивкой. Башлык в этих случаях носили на плечах с капюшоном и лопастями, спущенными за спину. Он закреплялся спереди при помощи завязок из галуна или шнура. Такой башлык молодые люди носили и внутри селения в торжественных случаях - на свадьбу, на танцы и т. п.
  • Второй комплекс - выходной, парадный. В нем также весьма ярко выступали общие черты бытовой культуры народов Северного Кавказа.
  • Он включал в себя черкеску, бешмет, иногда рубаху, штаны (широкие или узкие в шагу), ноговицы, выходную обувь из кожи или сафьяна, чаще всего с мягкой подошвой, пояс с кинжалом и папаху того или иного фасона. В случае выезда за пределы селения парадный ансамбль иногда дополнялся буркой и башлыком, и таким образом первый и второй комплексы совмещались. Полный выходной костюм имели зажиточные люди. Порой костюмом или отдельными его предметами могли пользоваться другие лица - родственники и друзья хозяина. В парадный комплекс мог входить праздничный башлык, богато отделанный галуном, кистями, а иногда и вышивкой. Башлык в этих случаях носили на плечах с капюшоном и лопастями, спущенными за спину. Он закреплялся спереди при помощи завязок из галуна или шнура. Такой башлык молодые люди носили и внутри селения в торжественных случаях - на свадьбу, на танцы и т. п.
Третий комплекс - это повседневная рабочая одежда. Она имела большие отличия у разных народов. Эти отличия выявлялись не столько в покрое и характере отдельных предметов, сколько в составе комплекса в целом. Повседневный комплекс одежды адыгских народов, а также карачаевцев и балкарцев, абазин и кубанских ногайцев состоял из бешмета, штанов с широким шагом, заправленных в ноговицы, и рабочей обуви из сыромятной кожи со швом на заднике и носке. При некоторых работах надевали обувь с плетеной из ремней подошвой. В летнее время на голову надевали войлочную шляпу или папаху. Зимой носили папаху и шубу. Рубашка при таком костюме была не обязательна (при выходе из селения надевали черкеску). Этот вариант повседневного комплекса условно можно назвать западным. У чеченцев и ингушей при наличии вышеописанного костюма чаще в качестве рабочей одежды носили рубаху, штаны, более узкие в шагу. папаху и иногда войлочную шляпу. Штаны иногда заправляли прямо в обувь, без ноговиц. Это восточный вариант комплекса.
  • Третий комплекс - это повседневная рабочая одежда. Она имела большие отличия у разных народов. Эти отличия выявлялись не столько в покрое и характере отдельных предметов, сколько в составе комплекса в целом.
  • Повседневный комплекс одежды адыгских народов, а также карачаевцев и балкарцев, абазин и кубанских ногайцев состоял из бешмета, штанов с широким шагом, заправленных в ноговицы, и рабочей обуви из сыромятной кожи со швом на заднике и носке. При некоторых работах надевали обувь с плетеной из ремней подошвой. В летнее время на голову надевали войлочную шляпу или папаху. Зимой носили папаху и шубу. Рубашка при таком костюме была не обязательна (при выходе из селения надевали черкеску). Этот вариант повседневного комплекса условно можно назвать западным.
  • У чеченцев и ингушей при наличии вышеописанного костюма чаще в качестве рабочей одежды носили рубаху, штаны, более узкие в шагу. папаху и иногда войлочную шляпу. Штаны иногда заправляли прямо в обувь, без ноговиц. Это восточный вариант комплекса.

Заключение

  • Как отмечалось ранее, в отдельных элементах костюмов Северного Кавказа, особенно в женских прослеживаются черты более древних эпох, в частности деление на возрастные группы. При этом смена головного убора женщины после рождения первого ребенка как бы фиксирует ее переход в группу матерей. У народов Северного Кавказа можно отметить сходство в отношении к одежде девочек и глубоких старух: и те, и другие исключены из возможного полового общения и их одежда может сводиться к рубахе, штанам и головному платку.
  • Разница в одежде различных поколений характерна для всех народов. Особенно четко она выступает в переломные периоды, когда новое легче воспринимается молодежью, а старшее поколение придерживается старых форм. При рассмотрении одежды женщин Северного Кавказа следует учитывать местную специфику, в частности запрет на ношение теплой (меховой, а иногда и стеганой на шерсти или вате) верхней одежды девушками и молодыми женщинами.
  • Развитие капиталистических отношений, рост классового расслоения крестьянства, усиление торгово-экономических связей с Россией, влияние русской культуры - все это не могло не отразиться на одежде народов Северного Кавказа. Вытеснение домотканины фабричными тканями здесь началось, как мы отмечали выше, значительно раньше, чем в других регионах страны; обрели признание ткани самого различного качества: у бедной части населения - холст, бязь, ситец и другие дешевые ткани, у богатых - шелка, бархат, парча.
Вместе с тем стоит отметить как общность костюмов Северного Кавказа, так и их различия, продиктованные национальной самобытностью народов.
  • Вместе с тем стоит отметить как общность костюмов Северного Кавказа, так и их различия, продиктованные национальной самобытностью народов.
Список использованной литературы Горина Г. С. -

Список использованной литературы

  • Горина Г. С. - " Моделирование формы одежды" М., 2011.
  • Плаксина - Флеринская Э.Б., Михайловская Л. А., Попов В. П. - " История костюма. Стили и направления" М., 2010.
  • Студенецкая Е. Н. "Одежда народов Северного Кавказа 18-20 в. в."
  • Информационная сеть «Интернет»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!